metodika ispravlennaya 1



Введение
Издавна самым массовым и любимым искусством было пение. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. В последнее десятилетие особенно популярно - эстрадное искусство. Вокал происходит от итальянского слова «воче» - голос. Понятие эстрадного вокала связывают с легкой и доступной к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, которое сочетает в себе множество песенных направлений, а именно: поп, рок, соул, R&B, рэп, хип хоп и другие направления эстрадной музыки.
Во время уроков вокала голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный тембр звучания, становится ярче, смягчается.
Голос – это богатство и дар божий. Главная задача - сохранить его, развить, оградить от психических перегрузок, стрессов и неудач, а процесс обучения сделать радостным и трепетным. Человеческий голос - "живой музыкальный инструмент" во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам.
Для певцов тембр имеет особое значение. Приятный тембр располагает к себе слушателей, что очень важно для эстрадного вокалиста. Но для того, чтобы сформировать чистый, неповторимый, красивый тембр нужно еще постараться. Кому-то это дано от природы, а кто-то многие годы тратит на то, чтобы «вытащить» из себя голос, чтобы звуки стали полетными, чистыми, приятными на слух.
Красивый тембр голоса - это его окраска, колорит, можно даже сказать "цвет" голоса. Большое значение на тембр голоса оказывают его высота, длительность звучания.
Задача эстрадного вокалиста заключается в поиске своего оригинального звука. Следовательно, основной особенностью эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального тембра вокалиста.
Специфические отличия классического и эстрадного голоса
Академическая постановка голоса часто называется классической, и на то есть причины. Такое пение появилось тогда, когда не было специального оборудования – усилителей, микрофонов и т.д., а значит, академические певцы могли рассчитывать только на свой голос. Певцам необходимо было заполнить звуком большие помещения: огромные залы, академические театры и капеллы. Поэтому с течением времени выработалась так называемая «классическая позиция» во время пения.
Речь идет об опущении гортани во время подачи звука. Это подключает дополнительные резонаторы (грудной и головной) и делает голос очень сильным и объемным, поэтому певцы с такой постановкой поют в опере, академическом хоре и с симфоническим оркестром, то есть там, где не было микрофонов. Эстрадное пение существенно отличается от академического. Это, прежде всего, связано с отсутствием каких-либо дополнительных техник, используемых академистами для усиления звука. Во время исполнения задействуется лишь речевой резонатор, а сила и мощь достигается за счет естественного «отпускания» голоса, поэтому он звучит только снаружи и не проходит стадии обработки через другие резонаторы как в классическом пении. В идеале, системы дыхания и звукоизвлечения и в той и в другой постановке голоса одинаковы, но вопреки сложившемуся мнению и, не смотря на кажущуюся простоту, правильному эстрадному пению научиться гораздо сложнее.
Эстрадный звук более открытый и естественный, а добиться этого подчас бывает очень сложно из-за привычки искусственного усиления и неправильного понимания вокала как такового. Поэтому такое пение является более искусным, можно даже сказать «ювелирным». К тому же современная эстрада сочетает в себе множество песенных направлений и объединяет всю палитру вокального искусства, что расширяет возможности вокалиста в выборе стиля, направления и манеры исполнения.
Основа любого голоса - это тембр. Диапазон оперного певца должен быть не менее двух октав, причем, в этих двух октавах все ноты должны звучать ровно и наполнено, ни крик, ни шепот не допускаются, как не допускается и любая звуковая пестрота (например, когда "и" звучит иначе, чем "а"), но при этом о хорошей вокальной школе оперного певца говорит хорошая дикция. Если певца не поймешь, он мусолит слова, а иногда вообще непонятно на каком языке он поет, это означает, что о хорошей классической вокальной школе говорить не приходится.
Главное отличие оперного голоса от эстрадного - это полетность, звонкость. Даже, когда певец поет тихо, его слышно во всем зале, а ведь его голосу нужно преодолеть преграду оркестра! Достигается это не силой звука, не мощью, а повышением обертональности. Обертональность оперного голоса должна быть выше, чем у ВСЕЙ струнной группы. Оперный вокал - это способ звукоизвлечения.
Если академический вокал - это прежде всего "акустическое пение", то эстрада - это умение петь в микрофон. В эстраде нужно выделить свою, свойственную только для тебя "фишку" и использовать её как говорится "на полную". Прежде всего следует сказать, что перед академическим и эстрадным вокалом стоят различные задачи. Если в академе изначально ценилась способность солиста "пробивать" оркестр, то в эстраде ценился уникальный тембр, будь то сипотца, гортанность, гнусавость или иное качество голоса, которое в классическом понимании вокала считается недостатком. Именно поэтому единой эстрадной постановки как таковой не существует. Есть учебные заведения, например в Лондоне, где ставят голоса для мюзиклов. Так же есть общие требования к эстрадному вокалисту, которыми он должен руководствоваться при работе с педагогом. Голос не должен быть не зажат, должно быть поставлено дыхание, чёткая интонация (попадание в ноты). Если всё это есть, то в принципе можно считать, что у вас поставлен эстрадный голос, при этом вы будете петь своим, естественным для вас тембром. Если же рассматривать академический вокал, то это абсолютно другой мир. Здесь столетиями складывались стандарты и требования обусловленные историческим развитием вокального искусства.
Важность индивидуальной тембральной окраски голоса у эстрадного вокалиста
Тембр певческого голоса – наиважнейшая характеристика вокального искусства.
Часто тембр голоса называют окраской голоса или просто цветом голоса. По тембру мы легко различаем голоса знакомых. По тембру вокальные педагоги определяют тип голоса певца, степень его профессионализма.
Человеческий голос уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза. По голосу судят о характере человека. Как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Тембр голоса, манера исполнения, интонация расскажет вам многое о чувствах и характере исполнителя. Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения вокалиста и даже его мысли.
Характерные звуковые особенности определяются наличием обертонов. Именно присутствие тех или иных обертонов, представленных в определенном числе и соотношении, и характеризует тембр. Слово «тембр» происходит из французского языка и означает «печать», «клеймо».
У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.
От чего зависит такое свойство голоса певца, как его звонкость? Хотя слово «звонкий» не совсем точно передает характеристику голоса певца. Поэтому иногда говорят об окраске или о «цвете» голоса. Современная фониатрия считает, что певческий голосовой вокальный тембр представлен следующими элементами: блеск, объем, плотность и общая окраска. Общая окраска, объем, и плотность голоса зависят от усвоенной вокальной техники, тогда как блеск создается врожденным качеством гортани и не может быть приобретен путем специальных упражнений. Блеск голоса зависит от плотности прилегания голосовых складок и является строго индивидуальным свойством певца. Поэтому не все, а только качественные голоса обладают блеском – ценным свойством певческого голоса.
Высокая певческая форманта придает голосу силу и звонкость. Чем сильнее выражена высокая певческая форманта в голосе певца, тем больше его звонкость и серебристый тембр.
Красота тембра голоса, разумеется, зависит не только от высокой певческой форманты, но и от ряда других обертонов. В частности, впечатление «мягкости» и «массивности» голосу придает низкая певческая форманта, которая обнаружена в голосе хороших певцов.
Объем голоса зависит от силы основного тона. Он увеличивается соответственно размерам глоточной воронки (в основном в длину).
Существует также такое понятие, как общая окраска голоса, она бывает светлой и темной в зависимости от присутствия обертонов в общей звуковой картине.
Музыканты и певцы высоко ценят еще одно важное свойство звука – его полетность. Это свойство определяется ими как способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, а кроме того, выделяться на фоне других звуков, например, «резать» оркестр – лететь через оркестр.
Существует еще одно качество певческого голоса, и называется оно «вибрато». Вибрато создает у слушателя приятное впечатление богатства звучания, эмоциональности и звучности. Вибрато является результатом периодических изменений высоты и силы голоса. Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворенным. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов «прямым, как палка».
У неопытных певцов вибрато нередко бывает очень резким и глубоким, что создает впечатление прерывистого звука. Такое вибрато часто называют «тремоляцией голоса», или «тремоло». Вибрато придает голосу определенную эмоциональную окраску, от него зависят эстетические свойства голоса. Именно вибрато выражает эмоциональное волнение певца и несет его слушателю.
Способы работы над приобретением и развитием индивидуальной окраски голоса
Постановка голоса - это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы.
Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.
При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные - тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно.
Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.
Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом.
Вокальная "маска"
"Маска" происходит от итальянского m`aschera [м`аскера] - это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах.
Петь в маску
Это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов (головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дыхание - нижняя опора звука.
Атака звука - это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как "укол", в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука - это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Для овладения верной атакой педагог М. Л. Петренко рекомендует использовать упражнения на staccato (итал. стаккато - отрывисто).
Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.
1) Твердая атака - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
2) Мягкая атака - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.
3) Придыхательная атака - при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения.
Использование вида атаки в вокальной практике, определяется как характером пения, так и индивидуальными особенностями исполнителя. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание), то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. Наоборот, если жесткая подача звука (пересмыкание) и горловой звук, то полезно применять мягкую атаку, но при этом надо быть очень внимательным, чтобы такой способ подачи звука не вызвал "подъездов" в звукообразовании.
Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.
Меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно. Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.
Точный посыл дыхания в высокую позицию, который мы называем "атакой", "уколом", побуждает к звучанию головные резонаторы. Голосовые связки подобны камертону, звучащему без резонатора. Камертон звучит так тихо, что его надо после удара приложить к уху, но приставьте к нему резонатор, хотя бы стеклянную банку, и вы услышите, как усилится звук, издаваемый камертоном.
Роль ротоглоточного резонатора в нахождении индивидуальной "разговорной" позиции голоса
Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Любое вокальное исполнение только выигрывает, если голос звучит уверенно и личностно индивидуально.
Секрет заключается в приеме звукоизвлечения, когда гортань находится в таком же положении, как и во время речи. Что позволяет при пении пользоваться голосом так же легко и комфортно, как в процессе разговора. Не зависимо от регистра и громкости, рот и горло ведут себя одинаково. А тембр голоса и пропеваемые слова (артикуляция) естественны.
С художественной точки зрения, пение - это музыкальное использование вашего голоса, при помощи которого вы передаете аудитории свои идеи и эмоции. Технически же это не что иное, как растянутая речь, только в большем динамическом и звуковысотном диапазонах. Ваш голос при пении звучит естественно, если вы (в удобной позе) во всем своем диапазоне (от самых нижних нот грудного голоса до самых высоких нот головного голоса ) поете в слитной, “связанной манере”, не выходя при этом из расслабленной речевой позиции мышц гортани. То есть участие мышц, расположенных вне гортани сведено к минимуму (имеются в виду мышцы, которые участвуют в пережевывании и проглатывании пищи, а также в расширении горла при необходимости снабжения легких дополнительным кислородом ).Только расслабленное, стабильное положение гортани обеспечивает вашему звуку баланс нижних, средних и высоких гармонических составляющих, как в хорошем музыкальном центре.
Также трудно сформировать гласные и согласные, когда лежащие над связками мышцы, контролирующие язык и челюсти, одновременно пытаются управлять и звуком. Чтобы выйти за границы звукового диапазона обычной речи, что и требуется при пении, ваши связки должны быть готовы выдерживать большие напряжения. Увеличивающее напряжение заставляют связки сжиматься быстрее тогда, когда вам нужно пропеть высокую ноту, а также сдерживать давление воздуха перед раскрытием связок при необходимости пропеть более громкую ноту. Когда ваши связки стягиваются, они становятся тоньше. Чем тоньше ваши связки, тем меньший “вес” приходится двигать выдыхаемому воздуху. Когда такое утончение происходит в речевой позиции, ваши связки могут становиться тоньше, не оказывая отрицательного влияния на звук и разборчивость пропеваемых слов.
Если голосовые связки и другие мышцы гортани не готовы это делать, внешние мышцы должны прийти на помощь. Однако как раз эта помощь и нежелательна. Так как в эстрадном вокале ценится естественность и ярко выраженная индивидуальность звучания голоса.
Одна из серьезных ошибок в том, что не различаются типы певческих голосов. Учить от нуля на мягкой атаке густые голоса — нонсенс. А учить драматических баритонов и басов — вообще не получится. Тембр голоса должен соответствовать эталону звучания классического голоса. На это и настроена классическая школа, в которой твердая атака звука почти для всех голосов (кроме легких) является определяющей, а мягкая атака также очень важна, а некоторым голосам просто жизненно необходима.»
Работа голосового аппарата в речи
Индивидуальный тембр голоса определяется прежде всего особенностями строения и функций гортани данного человека. Размеры гортани и голосовых связок, мощность мускулатуры гортани, тонус этих мышц, как и мышц дыхательного аппарата, наконец, характер смыкания связок — все это создает неповторимые индивидуальные отличия одного голоса от другого. В характере смыкания, то есть в типе вибрационной работы голосовых связок, основную роль играют речевые навыки, приобретенные в процессе индивидуального развития. Слушая, повторяя и усваивая речевые нормы произношения того или иного языка, человек тем самым приучает свою гортань к функциональным особенностям, характерным для того или иного языка. Гортанное звучание многих восточных языков, глубокое звучание английской речи, мягкость и звонкость итальянской — результат необходимых приспособлений голосового аппарата. Таким образом, язык влияет на организацию вибрационной работы голосовых связок, создавая необходимый тип этой работы и накладывая неизгладимый отпечаток на функцию гортани в целом.
«Жесткий» тип работы гортани, когда родится звук яркий, но резкий, часто неприятный и горловой, характеризуется излишней плотностью смыкания голосовых связок и малой длительностью фазы открытия голосовой щели. В этот момент смыкание связок слишком активизировано и звук имеет много высоких обертонов, делающих его резким и жестким, а дыхание мало просачивается через голосовую щель.
При «мягком» голосе, когда звук не имеет излишних высоких обертонов, смыкание связок менее плотно и фаза их размыкания удлинена. Дыхание при такой работе гортани свободнее вытекает через голосовую щель. Эта привычная работа гортани влияет на все другие голосовые задания, и в частности — на процесс пения. Следует отметить, что любой тип работы гортани физиологичен, естествен, и поэтому даже на так называемой горловой манере работы гортани восточные народные певцы говорят и поют без устали до глубокой старости.
Глава 2. Примеры ярких запоминающихся тембров эстрадных отечественных и зарубежных эстрадных исполнителей.
Индивидуальный тембр имеет особое значение в жизни певца. По голосу исполнителей различают между собой. У каждого эстрадного вокалиста есть своя уникальная манера, свой неповторимый тембр.
Фрэнк Синатра. Тембр у этого исполнителя был уникальный. Глубокий, вязкий, медовый.
Майкл Джексон. У него замечательный тембр, идеальный слух - он мог спеть всю песню от начала и до конца, каждый припев, и каждый раз идеально. Легкий тенор. Отсюда и такая гибкость в вокале. Поражает не вокальный диапазон Майкла, а его вокальные приемы, делающие его уникальным. Его голос - это тенор с диапазоном, характерным для тенора. Диапазон у Джексона широкий, что позволяло ему петь в разных регистрах, окраска голоса, соответственно, менялась.
Лара Фабиан – обладательница уникального голоса (лирическое сопрано, диапазон в четыре октавы, благодаря чему певице подвластен любой репертуар от французского шансона до оперных арий.
Селин Дион. Дион часто называют одним из самых влиятельных голосов поп-музыки. Она описывалась как правящая «королева поп-музыки» из-за своего влияния на индустрию звукозаписи в 1990-х годах, наряду с Уитни Хьюстон и Мэрайей Кэри. Дион часто сравнивают с Мэрайей Кэри из-за её вокального стиля и с её кумиром Барброй Стрейзанд из-за её голоса. Согласно различным данным, вокальный диапазон Дион составляет пять октав. По словам Дион, её голосовой диапазон — меццо-сопрано.
Из российских исполнителей так же можно выделить:
Валентина Толкунова. Ее хрустально-чистый, ангельский голос – воплощение душевности и искренности. О певице говорили, что ее голос «со слезой», потому что особенной популярностью всегда пользовались ее лиричные песни.
Анна Герман. Лирико-колоратурное сопрано необычного, прозрачного, высокого тембра. Уникальная манера исполнения, которая никого не оставляла равнодушным.
Алла Пугачева – так называемая женщина многих голосов. Она может утонченно щебетать, петь чистый рок меццо-сопрано, рычать и рыдать в стиле драматического кабаре. При этом, актерские данные Примадонны вне всяких сомнений. Певица может принять шутливость кокетки, сладость инженю или же стать уставшей от жизни Эдит Пиаф.
Заключение
Как мы поняли, красивый тембр голоса - это его окраска, колорит.
Тембр голоса связан с полом, возрастом и особенностями строения речевого и голосового аппарата. Этот признак настолько индивидуален, что используется в практике следственных служб некоторых стран как метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев.
Первая забота вокального педагога — это свобода голосового аппарата учеников при пении. Степень свободы или избыточная напряженность звучания голоса хорошо воспринимаются на слух. Специалисты ценят резонансное пение, округленность гласных, плавность регистровых переходов, звонкость и полетность голоса, близкую и высокую вокальную позицию, певческое вибрато, богатство тембровых красок.
При выработке индивидуального эстрадного тембра большое значение наряду с естественностью и стилистической выразительностью имеет речевая установка в звукоизвлечении, ведущая к выявлению индивидуальной тембральной составляющей эстрадного голоса.
Список использованной литературы:
Горбань Т.В. «Методика вокальной работы»
Морозов В.П. «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники»
Пекерская Е.М. «Вокальный букварь»
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»
Роденкова Е.Д. «Педагогическое сопровождение юных вокалистов на уроках сольного пения в период мутации голоса»
Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»
Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению»

Приложенные файлы

  • docx 19177653
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий