Testy po filosofii (с 71 по 100)

Содержание тестовых материалов
История философии
Античная философия

1). Наилучшая форма правления по Платону:
Монархия
Олигархия
Тирания
Демократия

2). Пифагор считал основой всего:
Идеи
Числа
Природные стихии
Волю

3).Учение о борьбе и единстве противоположных начал ввел в античную философию
Пифагор
Гераклит
Платон
Эпикур

4).Высшим счастьем в философии кинизма считается
Наслаждение
Свобода
Познание истины
Удовлетворение инстинктов

5). «Наслаждение – высшее счастье» считал
Диоген
Платон
Эпикур
Пифагор

6).Учение об идеях как первооснове бытия в философию ввел
Гераклит
Платон
Аристотель
Парменид

7). «Политическим животным» человека называл
Платон
Аристотель
Диоген
Эпикур

8).Стоицизм утверждает, что движущей силой бытия является
Воля
Судьба
Идея
Бог

9). Целью диалектического метода Сократа было:
Достижение свободы
Познание истины
Соединение с Богом
Развитие мышления

10). «Движение не существует» считал:
Гераклит
Зенон
Платон
Аристотель

11). В идеальном государстве Платона управляют:
Философы
Воины
Работники
Средний класс


12). Основное понятие в философии Платона
Число
Идея
Первоначало
Бог

13). Основой общества средний класс считал
Сократ
Платон
Аристотель
Диоген

14). Необходимость существования государства отрицал
Платон
Аристотель
Диоген
Эпикур


15). Отказ от удовольствий и аскетизм проповедовали
Киники
Стоики
Скептики
Эпикурейцы


16). «В одну реку нельзя войти дважды» учил
Пифагор
Гераклит
Сократ
Платон

17). Термином «Метафизика» характеризуют философию
Сократа
Платона
Аристотеля
Диогена

18). Фатализм полагает движущей силой бытия
Первоначало
Бога
Судьбу
Человека

19). «Раб – говорящее орудие» считал
Сократ
Платон
Аристотель
Эпикур

20). Софисты утверждали что
Смысл жизни – познание истины
Все понятия относительны
Цель жизни – в стремлении к наслаждениям
Основа мира - число


21). Государством по Аристотелю должны управлять
Философы
Воины
Средний класс
Богачи

22). Движение порождается борьбой противоположностей считал
Пифагор
Гераклит
Зенон
Платон
23). Термин «майевтика» в философию ввел
Гераклит
Сократ
Платон
Аристотель

24). К хорошим формам правления Платон относил:
Олигархию
Тиранию
Демократию
Тимократию
Аристократию
Монархию

25). Доказательства при помощи задач-апорий в философию ввел
Гераклит
Зенон
Сократ
Платон

26). Основой диалектического метода Сократа является:
Интуиция
Диалог
Озарение
Вера

27). Мышление – это «воспоминание о прошлой жизни» считал
Сократ
Платон
Аристотель
Диоген

Философия средних веков
28). Учение о Боге как первооснове всего сущего это
Антропоцентризм
Теоцентризм
Гуманизм
Космоцентризм

29). «Наука и религия не имеют общих объектов исследования» считал
Фома Аквинский
Петр Абеляр
Ансельм Кентерберийский
Уильям Оккам

30). «Вера и разум – два пути к Богу» считал
Фома Аквинский
Петр Абеляр
Ансельм Кентерберийский
Уильям Оккам

31). «Разум объясняет веру» учил
Фома Аквинский
Петр Абеляр
Ансельм Кентерберийский
Уильям Оккам

32). Основное понятие средневековой схоластики
Идея
Универсалии
Разум
Воля

33). Имена вещей возникли после их сотворения Богом, считали
Номиналисты
Реалисты
Концептуалисты

34). Главный способ познания мира в средневековой философии
Вера
Разум
Интуиция
Воля

35). Историю как «борьбу Двух градов» рассматривал
Августин
Петр Абеляр
Фома Аквинский
Уильям Оккам


36). Характерной чертой средневековой философии является
Гуманизм
Теоцентризм
Антропоцентризм
Индивидуализм

37). Книгу «О граде Божьем» написал
Августин
Фома Аквинский
Петр Абеляр
Ансельм Кентерберийский

38). Принцип «Вера выше разума» выдвинул
Ансельм Кентерберийский
Петр Абеляр
Фома Аквинский
Августин
39). «Общие понятия существуют изначально» утверждали
Реалисты
Номиналисты
Концептуалисты

40). Центральное понятие в средневековой философии
Бог
Человек
Судьба
Воля

Философия эпохи Возрождения

40). Умонастроение, основе которого лежит признание ценности человека как личности, преобладавшее в эпоху Возрождения ...
гуманизм
реализм
идеализм
материализм
романтизм

42). Термин "Возрождение" означает восстановление интереса к ...
язычеству
первобытности
античности
средневековью
христианству

43). Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила
мироздания ...

44). Характерная черта Ренессанса:
теоцентризм
наукоцентризм
природоцентризм
космоцентризм
антропоцентризм

45). Основной объект исследования меры вещей и отношений при антропоцентризме
природа
бог
общество
человек
космос

46). Пантеизм объединяет и отождествляет ...
бога и природу
науку и религию
бога и человека
человека и природу
философию и религию

47). Сущность пантеизма выражает суждение:
бог растворен в природе
вся природа является одушевленной
бог создал мир
мир является материальным

48). Крупный социальный философ эпохи Возрождения:
Макиавелли
Кальвин
Лютер
Коперник
Галилей

49). Бруно был сторонником гилозоизма. Гилозоизм - это:
учение о душе
неодушевленная материя
учение о жизни человека
учение о всеобщей одухотворенности мира
учение о происхождении человека

50). Основные принципы философии эпохи Возрождения:
гуманизм
монизм
дуализм
теоцентризм
антропоцентризм
Философия Нового времени

51). Родоначальником европейского рационализма является:
Декарт
Бэкон
Гоббс
Локк
Спиноза

52). Родоначальником европейского эмпиризма является:
Бэкон
Декарт
Гоббс
Локк
Спиноза

53). Человеческое сознание есть "чистая доска", которая заполняется благодаря опыту, - считал
Локк
Юм
Гоббс
Декарт
Беркли

54). Выберите правильное соотношение философов и их произведений:
«Новый Органон» Гегель

«Критика чистого разума» Декарт

«Рассуждение о методе» Кант

«Левиафан» Гоббс

«Феноменология духа» Бэкон

55). Выберите правильное соотношение философов и их позиций
Агностицизм Беркли

Эмпиризм Локк

Рационализм Декарт

Субъективный идеализм Юм

Сенсуализм Бэкон

56). Дуалистической является философская система:
Декарта
Бэкона
Гоббса
Локка
Лейбница

57). Английский философ Нового времени, высказавший мысль о том, что "быть" - значит "быть воспринимаемым" ...

58). Основой агностицизма Юма является: ...

59). Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:
Сомнение
чувственное восприятие
априорные формы рассудка
агностицизм
"вещь в себе"

60). Субъективный идеализм характерен для:
Беркли
Платона
Локка
Декарта
Гегеля

61). Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал ...

62). "Без субъекта нет объекта" утверждал:
БерклиДемокрит
Платон
Локк
Юм

63). Субстанция, признаваемая в философии Лейбница -

64). Гоббс "естественное состояние людей" понимает как:
война всех против всех
любовь к ближнему
наслаждение
равновесие любви и ненависти
примирение с реальностью

65). Принцип "Я мыслю, следовательно, существую" является исходным тезисом для философии:
Декарт
Гоббса
Локка
Беркли
Юм

66). Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:
нового времени
античности
средних веков
возрождения
диалектики

67). Высказывание: "Роза не пахнет, если ее никто не нюхает... Материи нет, если она не воспринимается" принадлежит:
Беркли
Юму
Спинозе
Декарту
Локку

68). Философское направление, отрицающее возможность рационального познания действительности, свойственное, например, для философии Шопенгауэра:
иррационализм
солипсизм
структурализм
механицизм,
материализм

69). Философия Шопенгауэра может быть охарактеризована как волюнтаризм. Волюнтаризм - это:
направление, признающее волю как первооснову всего сущего
учение о подавлении воли и желании человека
учение о подчинении своих желаний принципам жизни общества
направление, изучающее психологию поведения людей
теория, обобщающая философские взгляды о прекрасном

70). Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей, свойственное, например, для философии Декарта:
рационализм
эмпиризм
критицизм
сенсуализм
солипсизм
редукционизм

71). Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания, свойственная, например, для философии Локка:
сенсуализм
иррационализм
феноменологизм
редукционизм
релятивизм

72). Скептицизм, свойственный, например, для философии Юма, есть философское направление, выражающее:
убежденность в познаваемости мира
отношение человека к самому себе
сомнение в возможности достоверного знания
индифферентность человека к процессу познания

73). Философское направление, свойственное, например, для философии Юма, признающее принципиальную непознаваемость мира:
агностицизм
рационализм
скептицизм
эмпиризм
субъективизм

74). Философское направление, признающее тезис: "Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах":
сенсуализм
рационализм
объективизм
платонизм
стоицизм

75). Логический путь исследования от частного к общему, которого придерживался, например, Бэкон:
индукция
синтез
абстрагирование
дедукция
аналогия

76). Представители французского Просвещения:
Вольтер
Абеляр
Монтень
Сартр
Камю

77). Философы, сторонники «теории общественного договора» происхождения государства
Гоббс
Локк
Беркли
Руссо
Монтескье

78). Логический путь исследования от общего к частному, которого придерживался, например, Декарт:
дедукция
индукция
синтез
абстрагирование
аналогия
Классическая немецкая философия

79). Какие законы диалектики сформулировал Гегель:
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Закон сохранения энергии
Закон отрицания отрицания
Закон борьбы за самосохранение живых организмов

80). По общепринятому определению диалектика - это учение о:
законах дискуссии
логических противоречиях
об общих законах природы, общества и мышления
законах движения в природе
развитии материального и идеального бытия

81). Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного, которого придерживался, например, Гегель:
деизм
пантеизм
дуализм
атеизм
монотеизм

82). Категории, относящиеся к философской системе Канта:
Вещь в себе
Априорные формы
Категорический императив
Субстанция и модусы.
Интеллектуальная интуиция

83). Объективный идеализм характерен для:
Платона
Гегеля
Беркли
Локка
Декарта

84). Тезис "Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи" выражает позицию:
Фейербаха
Лейбница
Гегеля
Канта
Фихте

85). Исходный пункт философии Гегеля:
Абсолютная идея
Материя
"Вещь в себе"
Сознание субъекта
Бог

86). Концепцию автономной морали обосновал:
Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель
Фейербах

87). Категории, относящиеся к философской системе Гегеля:
Абсолютная идея
Закон отрицания отрицания
Вещь в себе
Философское сомнение
Категорический императив

88). Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:
Гегель
Декарт
Локк
Спиноза
Кант

89). Гносеологическая позиция Канта выражена в суждении:
"Вещь в себе" непознаваема, познаваемо только "явление"
"Вещь в себе" и "явления" непознаваемы
Разум единственный источник и критерий истины
Явление непознаваемо, познаваема лишь "вещь в себе"
Критерием истины является сам человек

90). Материализм Фейербаха является:
Антропологическим
Диалектическим
Наивным
Механистическим

91). Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:
Гегель
Кант
Фихте
Шеллинг
Фейербах

92). Автор слов: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы".
Кант
Гегель
Фейербах
Юм
Бэкон

93). Автор учения об антиномиях разума:
Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель
Фейербах

94). Философ, отрицавший ортодоксальную религию и создавший учение о религии, основанной на любви к ближнему.
Фейербах
Гегель
Маркс
Энгельс
Кант

95). Бог по Фейербаху:
наделен человеческой родовой сущностью
антропоморфен
абстрактен и существует на небесах
существует в душе каждого человека
Русская философия
96). Автор теории «Москва – третий Рим»
Филофей
Илларион
Владимир Мономах
Феофан Прокопович
Никон

97). Общественно-философское течение ХIХ века, признающее самобытность исторического пути России, связанный, в частности, с влиянием православия:
славянофильство
космизм
анархизм
западничество
марксизм

98). Представители русской религиозной философии:
Бердяев
Соловьев
Белинский
Чернышевский
Герцен

99). Русский философ, создатель "философии всеединства":
Соловьев
Ломоносов
Чернышевский
Шестов
Белинский

100). Особенности русской философии ХIХ века:
антропоцентризм
теоцентризм
поиски смысла истории и места в ней человека
критика марксистской идеологии
возврат к схоластическому наследию

101). Роль философии, по мнению В.С. Соловьева:
раскрыть смысл бытия
достичь гармонии с природой и обществом
развивать язык и методологию науки
обобщать все достижения естественных наук и знания о мире

102). Принцип, лежащий в основе развития, по В.С. Соловьеву:
всеединства
единства и борьбы противоположностей
отрицания
теологические принципы
принцип триады

103). Термин "всеединство" в русской философии означает единство:
всей природы, человека, общества и истории
человека и природы
человека и общества
человека и истории

104). Н.А. Бердяев понимал философию как:
свободное творчество свободного, раскрепощенного духа
искусство строить взаимоотношения в обществе
форму мышления
инструмент самовыражения

105). Главная идея философии Н.А. Бердяева:
идея свободы духа и сознания человека
познания космоса
осмысления исторического развития
рассмотрение проблемы генезиса философии

106). Укажите основных представителей русского космизма:
Вернадский
Аксаков
Чижевский
Чаадаев
Ломоносов

Западная философия конца XIX-го и XX-го веков

107). Какие философские направления считаются иррационалистическими?
Постмодернизм
Экзистенциализм
Неопозитивизм
Философия жизни
Герменевтика
Прагматизм

108). Экзистенция – это
Дух
Потенциальная возможность к жизни
Способ существования
Поиск ответа на жизненноважные вопросы
Форма бытия

109). Кто является представителями философии прагматизма?
Р. Декарт, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц
И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах
К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр
У. Джеймс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи
Ж. Деррида, М. Фуко, Дж. Ваттимо

110). По мнению А. Шопенгауэра, мир – это

111). Расставьте стрелками соответствие направлений философии и их представителей
«Первый позитивизм» Э. Мах, Р.Авенариус, А. Пуанкаре
«Второй позитивизм» М. Шлик, Р. Карнап, К. Гедель
«Неопозитивизм» О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер

112). Автор понятия «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма
Н. Бердяев
М. Хайдеггер
К. Ясперс
М. Бубер
А. Камю

113). Отметьте основные направления, развиваемые в философии Ф. Ницше
Идея «сверхчеловека»
Концепция «бог умер»
Понятие «иммортологии»
Концепция «ноосферы»
Ценности «имморализма»
Сфера «Ман»

114). Понятие «аутентизм» в современном экзистенциализме означает
Свобода воли
Ответственность
Смысл существования
Соответствие самому себе
Выбор

115). Волюнтаризм – это
Философская школа З. Фрейда
Философское направление, центрированное вокруг понятия воли
Модное философское течение «Нового времени»
Экспериментальное метафизическое направление
Женское движение на Западе

116). Инструментализм – это
Вариант философии прагматизма
Античная школа самосовершенствования в труде
Форма объяснения механических взаимосвязей в мире
Метафизическое направление в средневековье
Один из этапов позитивизма


Теоретические основания философии

117). Выберете правильный вариант философских форм движения материи
Механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное
Традиционное, специальное, индивидуальное, общее
Постоянное, временное, периодическое, качественное, ускоренное
Равномерное, равнозамедленное, равноускоренное, свободного падения
Жидкостное, плазменное, нейтронное, воздушное
Ламинарное, турбулентное, хаотичное, упорядоченное

118). Философский смысл категории движение:
Всё остаётся позади
Лучше находится впереди
Всякое изменение вообще
Без движения нет мышления
Структурное преобразование

119). Расположенность материи во времени и пространстве объясняется подходами:
Экзистенциальным
Субстанциональным
Физическим
Реляционным
Биохимическим

120). Понятие хронотоп означает
Постоянное течение времени
Единство пространства и времени
Всё относительно
Вещественное бытие
Невозможность взаимодействия в природе

121). Бытие, как философская категория, прежде всего, означает
Жить и умереть
Понимать и познавать
Любить и надеяться
Наличествовать и существовать
Отражать и оценивать

122).Основными сферами жизни общества являются
Экономическая, социальная, политическая, духовная
Трансцендентальная, феноменальная, духовно-религиозная
Географическая, национальная, климатическая
Физическая, астральная, ментальная, будхическая

123). Расставьте при помощи стрелок правильные определения категорий:
Мораль – это Социально-дисциплинирующая система
Обычай – это Культурно-нормативная форма регуляции отношений
Право – это Стереотипные способы массового поведения
Добро – это Качественно высокая форма движения материи
Жизнь – это Оценочное позитивное понятие деятельности

124). Две основные точки зрения на процесс познания в философии:
Общая и частная
Гностицизм и агностицизм
Примитивизм и абсолютизм
Отечественная и западная
Античная и современная

15). Критерием истины является


126). Представителями теории бессознательного являются
Г. Гегель, И. Кант, М. Шелер
О. Либман, Ф. Ланге, Ш.Ренувье
Г. Глокнер, Г. Болланд, Г. Маркузе
З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер
К. Барт, Э. Бруннер, П. Тиллих

127). Расставьте при помощи стрелок правильные определения категорий духовной жизни общества:
Духовная деятельность – это
Духовные ценности – это
Духовное потребление – это

Индивидуальное сознание – это

Общественное сознание – это

Восприятие человеком отдельных сторон бытия
Усвоение духовных ценностей человеком
Деятельность сознания, создающая мысли, чувства, образы и представления
Моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения
Совокупность чувств, настроений, идей, теорий, возникающая из общественной практики людей


128). Глобальные проблемы современности означают
Решение вопросов малых народов Севера
Преодоление феминистических настроений на Западе
Проблемы, касающиеся всего Человечества
Проблемы освоения космического пространства
Развитие телекоммуникаций Европы

129). Римский клуб – это
Резиденция Папы Римского
Международная неправительственная организация, способствующая решению глобальных проблем
Философское общество в Риме
Международное политическое движение
Общество охраны памятников культуры

130). Гносеология – это раздел философии, изучающий
поведение высших биологических организмов
космогонические модели Вселенной
аксиологические аспекты отношений между людьми
гендерные особенности современного российского общества
взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности

131). Яркие представители теории постиндустриализма и информационизма
Д. Белл, М. Кастельс
Платон, Аристотель
А. Кентерберийский, П. Абеляр
Плотин, Симон
Ф. Достоевский, Л. Толстой

132). Совокупность философских представлений о будущем человечества – это
Гендерность
Эсхатология
Футурология
Эвдемонизм
Антропология

133). Социально-философская роль семьи – это
Религиозное ориентирование детей
Создание бытовых условий для жизни
Взаимопомощь супругов
Воспроизводство человека и его гармоничное развитие
Помощь государству в решении социальных проектов

134). Интимное и глубокое позитивное чувство, устремлённое на другую личность, называется
Переживанием
Любовью
Взаимопониманием
Радостью
Ненавистью

135). Под национализмом следует понимать
Отношения между нациями
Эгоистическое национальное самосознание, раздувающее межнациональную вражду
Регулирование законов и отношений между народами
Создание нацистских политических движений
Разновидность национально-освободительного движения

136). Расставьте соответствие между элементами религии и их функциональными определениями:
Религиозное сознание Иллюзорное удвоение мира с приятием идеи потустороннего мира
Религиозная деятельность Церковь, секта, деноминация
Религиозные организации Терпимость, конфликт, нейтралитет
Отношения между организациями Культовые действия, пропаганда, преподавание

136). Миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем выполняет ________ функция философии мировоззренческая методологическая гносеологическая эвристическая
137). Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов аксиологической интегральной логической критической
138). Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически – преобразовательной деятельности, выступает в роли методологии мировоззрения идеологии искусства
139). Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией критической гносеологической мировоззренческой прогностической
149). __________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия прогностическая эвристическая отражательно-информационная аксиологическая
150). Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название... Римский клуб Парижский клуб Лондонский клуб Бильдербергский клуб
151). Острейшие, неотложные, комплексные проблемы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом в целом, именуют... глобальными континентальными региональными международными
152). Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа... коэволюции эволюции кооперативности детерминизма
153). На Западе задача предвидения будущего человеческого общества осуществляется в рамках специальной области.... футурологии акмеологии социологии эргономики
154). Наиболее общие вопросы бытия в философии исследует онтология гносеология диалектика логика
155). Гносеология – это философское учение о познании бытии человеке природе
156). Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией онтологией гносеологией теологией
157). Философская антропология – это философское учение о человеке обществе природе цивилизации
158). Социальная философия – это максимально обобщенное знание об обществе природе человеке культуре
159). Постижением закономерностей процесса развития общества во времени занимается философия истории история философии философия человека философия культуры
160). Умозрительное истолкование природы и её феноменов без опоры на опытное естествознание называют натурфилософией метафизикой рационализмом социал-дарвинизмом
161). Философское учение о бытии называется... онтологией гносеологией логикой диалектикой
162). Онтология – это раздел философии о... сущем в мире закономерностях познания структуре общества нравственных нормах
163). Проблема бытия была сформулирована в философии... Античности Средних веков Ренессанса Просвещения
164). Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория... бытие сущность отношение причина
165). Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется... монизмом дуализмом релятивизмом скептицизмом
166). Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется... дуализмом монизмом агностицизмом деизмом
167). Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется... плюрализмом дуализмом провиденциализмом скептицизмом
168). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на... материалистов и идеалистов диалектиков и метафизиков сенсуалистов и рационалистов монистов и дуалистов
169). Бытие как объективная реальность обозначается термином... материя сознание субстрат вещество
170). Материя с позиции современного материализма есть... философская категория для обозначения объективной реальности кирпичик мироздания вещество в трех состояниях ткань, из которой шьют одежду
171). В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют... материалисты монисты идеалисты теологи
172). Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания субстанция абстракция субстрат акциденция
173). Пространство и время – самостоятельные, не связанные друг с другом и материей сущности, считали последователи __________ концепции субстанциальной реляционной сциентистской детерминистской
174). Пространство и время независимо от материи и друг друга существовать не могут, заявляли сторонники __________ концепции реляционной субстанциальной детерминистской сциентистской
175). Идея, что пространство – это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями Античности Средневековья Ренессанса Просвещения
176). Пространство и время называются атрибутами, важнейшими формами бытия материи, зависящими от движения и взаимодействия тел, представителями __________ материализма диалектического метафизического географического антропологического
177). Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время субъективные идеалисты материалисты метафизики диалектики
178). Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является время пространство движение количество
179). Форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием
180). Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой движение развитие прогресс эволюцию
181). Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как прогресс регресс движение онтогенез
182). Направленные, необратимые, качественные изменения называются развитием революцией движением контрреволюцией
183). Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано ___________ материализмом диалектическим метафизическим антропологическим естественнонаучным
184). Естественнонаучное обоснование взаимосвязи материи, движения, пространства и времени дано теорией относительности классической физикой синергетикой физикализмом
185). Способ связи элементов между собой обозначает понятие структура конструкция строение архитектура
186). Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами обозначает понятие закон принцип сущность содержание
187). Философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений мира – это детерминизм индетерминизм солипсизм дескрипцизм
188). Группу учений, так или иначе отрицающих реальность причинных связей в природе, обществе, познании или, по крайней мере, не признающих всеобщность таких связей, обозначают понятием индетерминизм детерминизм ваххабизм даосизм
189). Ядром детерминизма, его составным компонентом признается положение о существовании причинности случайности действительности бытия
190). Связь между событиями, явлениями и их сторонами, носящая объективный, необходимый, существенный, повторяющийся и устойчивый характер, носит название закона понятия дефиниции качества
191). Открытие законов и закономерностей считается важнейшей задачей _________ познания научного обыденного религиозного художественного
192). Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии мировоззрения политики культуры
193). С позиции _______________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность идеализма материализма дуализма фрейдизма
194). Как мышление не зависит от бытия, так и бытие не зависит от мышления, – утверждает дуализм материализм идеализм пантеизм
195). Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма диалектического метафизического антропологического вульгарного
196). Отображение в сознании отдельных свойств каких-либо объектов, действующих в данный момент на органы чувств, в философии и психологии именуют ощущениями восприятиями представлениями воображениями
197). Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как восприятие ощущение представление мышление
198). Образы предметов, событий, процессов, их взаимодействий и связей, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки, характеризуют представлениями ощущениями восприятиями эмоциями
199). Обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека к ситуациям, событиям и существующую в форме переживаний, составляют эмоции и чувства память и внимание воображение и фантазия рассудок и разум
200). Сфера и ступень сознания, связанная с целенаправленным, опосредованным и обобщенным отражением человеком существенных связей и отношений вещей и явлений, – это мышление ощущение восприятие представление
201). Категорию, отображающую общие и существенные признаки некоторого класса явлений, определяют как понятие умозаключение интеллект узнавание
202). Совокупность сведений в какой-нибудь области называют знанием убеждением верой истиной
203). Раздел философии, в котором изучаются возможности и закономерности познания, носит название гносеология аксиология онтология праксиология
204). Результативная сторона познания – это знание сознание восприятие умонастроение
205). Способ достижения цели в процессе теоретического или практического освоения действительности называется методом экспериментом мышлением представлением
206). В античной философии возникло течение _____________, оно выражало сомнение в достоверности знания скептицизм агностицизм интуитивизм рационализм
207). Социальное средство хранения и передачи знаний, информации, одно из средств управления человеческим поведением носит название __________ язык труд психика архетип
208). Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется ________ познания. субъектом объектом средством целью
209). В отечественной философии принято считать, что ________ представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта человеческой деятельности, завершающийся формированием субъективного отображения предметной реальности. познание отражение запоминание обучение
210). Деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и выполняющая функцию основы и движущей силы развития общества и познания, обозначается понятием практика энтропия теория кинестезия
211). Основное положение ___________: «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» сенсуализма рационализма дуализма плюрализма
212). Сенсуалистическая концепция познания была выдвинута в эпоху Античности Средневековья Ренессанса Нового времени
213). Свою классическую форму сенсуализм приобрел в философии Нового времени Античности Средневековья Новейшего времени
214). Первая посылка сенсуализма состоит в том, что единственный источник наших знаний – ощущения представления воображение фантазия
215). Все знание – опытно, – заявляют сторонники эмпиризма интуитивизма солипсизма рационализма
216). Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется анализом дедукцией аналогией экстраполяцией
217). Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания – интуиция интеллект конфабуляция интроспекция
218). Суждение личности, выражающее взгляд на что-нибудь, есть мнение истина понятие форма
219). Объективное знание следует отличать от мнения, которое не обязательно бывает истинным политическим экономическим нравственным
220). Соответствие знаний объективной реальности называют истиной заблуждением иллюзией воображением
221). Несоответствие знаний объективной реальности именуют заблуждением истиной мнением понятием
222). Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как ложь истина заблуждение объяснение
223). Общепринятое в истории философии определение истины как утверждения или отрицания, соответствующего действительности, впервые было дано Аристотелем Гегелем Марксом Тертуллианом
224). «Объективной истины быть не может» – такова позиция агностицизма материализма эмпиризма рационализма
225). Все философские школы признают, что цель познания – истина заблуждение счастье наслаждение
226). У сторонников ___________ истиной считается все, что полезно прагматизма марксизма экзистенциализма неотомизма
227). Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют обыденным мифологическим религиозным философским
228). Если источником религиозного знания является откровение, то опыт и разум выступают источником ___________ знания научного ненаучного квазинаучного паранаучного
229). Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область __________ знания научного вненаучного донаучного псевдонаучного
230). Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому __________ знанию паранаучному научному квазинаучному донаучному
231). Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический чувственный логический телеологический
232). И эмпирический, и теоретический уровни научного познания возможны только как единство рационального и чувственного интеллектуального аффективного волевого
233). Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть эксперимент измерения наблюдения приборы
234). Гуманитарии и естествоиспытатели признают существование особого учения о понимании, называемого герменевтикой феноменологией психоанализом пропедевтикой
235). Как учение о понимании герменевтика зародилась в Античности Средневековье Древнем Китае Древнем Египте
236). Поисковую и самостоятельную деятельность по созданию качественно нового, оригинального, нестандартного, ранее не существующего называют творчеством репродукцией знанием открытием
237). Все то, что возникло естественным путем и существует независимо от человека, называют термином природа культура общество производство
238). Человек не просто таков, каковы его социальные условия: человек есть существо биосоциальное только биологическое только социальное только психологическое
239). Человек живет в двух мирах: природном и общественном этническом классовом эстетическом
240). Часть человеческого окружения, созданная самими людьми, - это культура Вселенная Космос астероиды
241). Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек
смертен порочен некрасив бездуховен
242). Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души самосовершенствовании накоплении знаний материальном обогащении
243). Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в потустороннем мире самой жизни служении людям преобразовании себя и общества
244). Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть этика эстетика эргономика экономика
245). Древнейший принцип – «Не делай того другим, чего не желаешь себе» - называется золотым правилом нравственности механики бизнеса политики
246). Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как эстетика этика эргономика экономика
247). Слово «свобода» противополагается термину «необходимость» «содержание» «возможность» «случайность»
248). Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию, идеального к материальному человека к миру общества к природе цивилизации к культуре




Приложенные файлы

  • doc 19196031
    Размер файла: 186 kB Загрузок: 10

Добавить комментарий