14 вопрос и 15 вопрос

14 вопрос: «Романс на концертной эстраде и его исполнители».

Жанр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сформировался в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Во многих романсах звучат [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров  салонный романс, жестокий романс и др. Исполнители русского раманса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Позднее традиции романса продолжали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в СССР  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Романс жанр сложный. Сложный потому, что надо обладать качествами, которые могут сразу выделить тебя из общего любительства в ранг владеющего этим жанром. И самое главное, качество интонация. Исполнитель, нашедший свою интонацию, по существу, овладевает жанром, хотя может и не обладать особыми голосовыми данными. Романсы, как говорится, поются душой.
Романс жанр честный, поскольку все страсти людские, все эмоциональные всплески и душевное состояние всегда искренни. Тут любовь и ненависть, застенчивость и гусарская удаль, радость и боль, счастье и страданье и т. д. То есть все- то эмоциональное состояние, которое невозможно скрыть, а можно только выразить. Если в мировой песенной лирике композиторы от М. Глинки и П. Чайковского до Д. Шостаковича и Г. Свиридова считаются профессиональными классическими композиторами, то в городском бытовом романсе, в его написании, зачастую были совершенно непрофессиональные музыканты. Надо ли говорить, что весь поэтический «золотой век» был в той или иной мере охвачен романсом. От Гавриила Державина, А. Пушкина и его окружения, А. Апухтина, А. Блока, С. Есенина до Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и Б. Окуджавы.
Не менее выдающимися были в свое время исполнители романсов. Тяга «самостоятельного распевания» поэтических текстов, захватившая XIX и начало XX века, выявила целый ряд популярных и любимых исполнителей и исполнительниц русского романса. Гениальный Ф. Шаляпин, оперные и опереточные певцы: Ю. Морфесси, В. Зорина, Саша Давыдов. «Божественная Варя Панина», продолжили в наше время П. Лещенко, В. Козин, И. Юрьева, Т. Церетели, И. Козловский, Н. Обухова, Н. Брегвадзе, М. Шишков, В. Агафонов, и наверняка появятся еще молодые и интересные исполнители. История русского романса живая история, которая вправе рассчитывать на будущее. Кто-то из музыкальных критиков точно, на мой взгляд, определил: «Русский романс есть феномен особого рода. Русский романс это живой лирический отклик души народа». Прислушайтесь, прислушайтесь.

КЭТО ДЖАПАРИДЗЕ 
Дважды она снималась в кино. В первый раз у режиссера С. Тимошенко, сделавшего первый опыт переноса концертной программы на кинопленку. В фильме, названном «Концерт на экране», предстали лучшие из лучших мастеров искусства. Телевидение еще находилось в стадии эксперимента и распространения не получило. Иван Москвин, Николай Черкасов, Вера Давыдова, Вахтанг Чабукиани, Владимир Хенкин, Леонид Утесов такие имена в одном концерте, пожалуй, можно было собрать только в кино, Кэто Джапаридзе в этой ленте 1940 года превосходно спела «Сулико», далеко не самую типичную для ее репертуара песню. Но картина имела успех: ее смотрели всюду и не по одному разу. Через четыре года (уже шла война) Джапаридзе вновь появилась на экране, и опять в киноконцерте, но только грузинском. Режиссеры С. Долидзе и Д. Рон» дели, поставившие «Щит Джургая», придали ему сюжетную форму, использовав для этого мотивы народного эпоса. Правда, Кэто обряжать в костюмы легендарных героев не стали певица играет саму себя (в титрах ее персонаж был обозначен как «артистка») и занимается своим основным делом - поет замечательно, но и на этот раз вещи, составлявшие незначительную часть ее эстрадных программ, грузинские песни. Через шесть лет после премьеры, когда о «Щите Джургая» стали забывать, да и популярность Кэто Джапаридзе пошла на спад, картина неожиданно получила Сталинскую премию. Обладательница прекрасного низкого голоса, мягкого «сердечного» тембра, Кэто прошла великолепную певческую школу. Еще в те годы, когда ходила в гимназию, будущая певица брала уроки пения у известного грузинского композитора Захария Палиашвили, предрекавшего девочке оперную карьеру. Ее консерваторские педагоги Левицкий и Анна Джакели поражались, с каким тщанием работала студентка над своим голосом. Она проходит стажировку в Италии у Ваги и Станиоля, попасть к которым мечтали многие певцы, прибегала к советам и помощи одной из самых знаменитых певиц цыганского жанра Тамары Церетели.
Появление последней на жизненном пути Джапаридзе было знаменательным: певица, готовившаяся к оперной стезе, окончательно выбирает романс и эстраду. И хотя свою карьеру на эстрадных подмостках она начала поздно, дебютировав в тридцать четыре года, долго ждать признания ей не пришлось: на следующее утро после первого выступления она проснулась знаменитой. Она пела «Мы вышли в сад» М. Толстого на стихи А. Толстой, «Как хороши те очи» П. Фальбинова-Н. Дулькевич, «Я помню вальса звук прелестный» Н. Листова или «Ясный месяц» П. Арманда и «В час заката» С. Бабова Е. Эльпорта. Каждый спетый ею романс, каждая песня становились современными, ибо она умела наполнить их живым чувством.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Имя Вадима Алексеевича Козина, популярного эстрадного певца 1930-1940-х годов, хорошо известно людям старшего поколения. Артист выступал со старинными цыганскими и бытовыми романсами, русскими народными песнями, исполнял песни советских композиторов. Яркий и звонкий голос, искренность и теплота интонаций. Родился Козин в 1903 году в Петербурге. Его мать, Вера Владимировна Ильинская, в молодости пела в цыганском хоре. В доме нередко бывали Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая и другие звезды. Когда у юноши появился довольно сильный и красивый по тембру голос, он решил посвятить себя пению. Опытный педагог (мама) всегда был рядом. Вадим Козин с первых же выступлений завоевал признание. Внутренняя увлеченность, праздничность и страстность, с какими он пел старинные романсы, встречали у тогдашней аудитории самый доброжелательный прием.
Последовали приглашения в кинотеатры. В те годы существовал обычай на трех вечерних сеансах давать концерты перед началом фильма. На них можно было встретить как широко известных, так и молодых, делающих первые шаги актеров. Козин выступал на лучших площадках: в кинотеатрах «Капитолий», «Гигант», «Колосс», в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Пел под рояль, гитару, инструментальный и джазовый ансамбли. Однако одаренный певец вскоре понял, что одними романсами не удержать долго симпатий слушателей и Козин начал включать в свои выступления русские народные песни, которые исполнял с большим мастерством и глубоким пониманием природы жанра. Он пел «Корабейников» на слова Некрасова, пел «Тройку почтовую», «Жигули». В репертуаре артиста по-прежнему оставались и такие прекрасные старинные романсы, как «Калитка», «Снова пою», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Снился мне сад», «Газовая косынка».
Шутливо, легко, приподнято звучали у Козина такие популярные песенки конца 30-х годов, как «Маша», «Дружба», «Русая головка» композитора В. Сидорова, «Восемнадцать и девятнадцать» Д. Ашкенази. Перед самым началом Великой Отечественной войны Козин сочинил на слова поэта М. Рудермана песню «Махорочка», получившую признание фронтовиков, а в годы войны «Письмо с фронта» и «Всем ты, молодец, хорош». Теплый прием встречали у слушателей и песни советских композиторов: «В лесу прифронтовом», «Два друга» и «Ленинградская песенка», с которыми артист выступал в военную пору.
Послевоенная концертная деятельность Вадима Козина оказалась прочно связанной с Дальним Востоком. Он объехал с концертами всю Сибирь, Дальний Восток, выступал на Камчатке, Курильских островах, в Якутии, Приморье. Его голос звучал и в республиках Закавказья Азербайджане, Армении и Грузии. Оценивая незаурядное искусство артиста, газета «Тихоокеанская правда» писала в 1967 году: «Каждая песня музыкальный рассказ о человеческих судьбах, дружбе, любви и верности... Он не просто поет он как бы беседует с сидящими перед ним людьми». В этих словах суть всего песенного творчества В. Козина, имя которого по справедливости названо в числе звезд советской эстрады. Многие романсы и песни, единственным исполнителем которых был Вадим Козин, остались в людской памяти.
Тамара Церетели 
Тамара Церетели родилась в 1900 году в селе Свери Кутаисской губернии. Росла она в культурной, интеллигентной семье небогатых грузинских помещиков. Среднее образование она получила в кутаисском закрытом учебной заведении святой Нины. В 1917 году она поступает на медицинский факультет в только что открывшийся в Тбилиси университет. Но когда через год появилась возможность отдаться любимому делу пению и музыке, она уходит из университета. И это не все. Ради любимых романсов, ради настоящего творчества она находит в себе мужество и бросает через год даже консерваторию. Так начинается ее самостоятельная концертная деятельность. Сначала она ездит с концертами по городам Грузии. А в 1923 году Церетели покидает родину и пускается в концертные странствия по бескрайней России. Уезжала она из Грузии всего на несколько лет, а получилось, что на всю жизнь.
Чем же можно объяснить этот удивительный факт, что грузинская девушка стала лучшей исполнительницей русского старинного романса? Это чудесное превращение произошло благодаря встрече с замечательным русским музыкантом и композитором Борисом Прозоровским. Через всю жизнь Тамара Семеновна пронесла в своей душе чувство благодарности этому человеку. Тем не менее, роль Прозоровского в ее судьбе обычно замалчивалась. О нем старались не говорить и не писать. Но в 1920-е годы никто не сомневался в том, что Церетели вывел на эстраду именно он Борис Прозоровский. Это он научил ее манере исполнения, дал ей репертуар, стал ее концертмейстером и автором исполняемых ею романсов. Первый столичный концерт Тамары Церетели и Бориса Прозоровского состоялся 4 ноября 1923 года в зале Московской консерватории. С этого памятного концерта и началось победное шествие этого замечательного дуэта. С 1924 года устанавливаются выступления в Колонном зале, в этом же году Лондонское концертное бюро приглашает Церетели в Австралию. Разумеется, в те годы эта поездка не могла состояться. Но певица никогда не роптала на свою судьбу и всегда была рада встрече с публикой, было ли это в столице, или в глухой провинции, в России или в Средней Азии. В начале 1930-х годов и Церетели пришлось петь революционные песни и песни гражданской войны. К счастью, этот «революционный период» в ее творческой биографии длился недолго. В эти годы певица много работает с Борисом Фоминым. Их творческое сотрудничество началось еще в 20-е годы, когда Фомин преподнес певице «Романс».
КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО 
Писать Шульженко не любила. «Мое дело петь, считала она Пусть каждый занимается своим делом». Только однажды, уступив настойчивым просьбам друзей, села за воспоминания, но исписав две-три странички, отложила их и никогда больше к ним не возвращалась. Родилась и росла на Украине, в городе Харькове. КЛАВДИИ ШУЛЬЖЕНКО не любила темноты и с наступлением вечера избегала оставаться одна в квартире. В репертуаре были старинные песни и романсы «Шелковый шнурок», «По старой Калужской дороге», «Дни за днями катятся», «Снился мне сад» - как мало, но какое разнообразие! Синельников говорил: «Ты актриса, ты должна играть песню, как мы играем спектакль, с той только разницей, что в песне все роли твои». В справедливости этих слов Шульженко убедилась и во время своего ленинградского дебюта, когда 5 мая 1928 года спела шуточную миниатюру, написанную по мотивам рассказа А. Чехова «На санках», на долю которой выпал наибольший успех. Работать над такими песнями было увлекательно и трудно, но Шульженко никогда не пасовала перед трудностями. Она постоянно расширяла свой репертуар, искала новые темы для своих песен. Ведь лирика в ее понимании не ограничивается только песнями о любви с встречами и прощаниями.
В одной из статей о современной эстрадной звезде утверждалось, что путь ее усыпан розами. Не знаю, насколько это верно по отношению к певице, чье творчество не раз подвергалось резкой критике, но к Шульженко подобное утверждение неприложимо. «Вся моя жизнь экзамены, которые каждый раз приходится сдавать заново, без ссылки на былые заслуги», не раз говорила она. 16 декабря 1939 года в ложе Колонного зала Дома союзов, где проходил третий тур, разместилось жюри, возглавляемое И. Дунаевским. Такого авторитетного жюри впоследствии не собирал ни один эстрадный конкурс: М. Зощенко, В. Ардов, Л; Утесов, И. Смирнов-Сокольский, И. Ильинский, В. Яхонтов, И. Моисеев... Да и состав конкурсантов был, как никогда, сильным: М. Миронова, А. Райкии, А. Редель и М. Хрусталев один номер лучше другого, опасность оказаться не на «уровне» была велика. «Волновалась я ужасно, вспоминала Клавдия Ивановна.Особенно когда встала у рояля и увидела блокноты жюри, показавшиеся мне гигантскими, а из-за них, как из-за баррикады, нацеленные на меня авторучки.
Шульженко - единственная из конкурсантов пела на «бис». На другой день жюри собралось в последний раз, чтобы вынести свое решение. Споры шли жаркие, различные, порой взаимоисключающие мнения возникали почти по каждой кандидатуре. Архивы сохранили стенограмму этих дебатов. Вот оценки выступления Шульженко: Н. Смирнов-Сокольский: «Она лауреат! И. Дунаевский: «Шульженко спела блестяще, просто здорово. Мастерство ее, несомненно.
Звание лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады Клавдия Ивановна Шульженко получила единогласно. 22 июня 1941 года от имени всего коллектива ансамбля в Ленинград ушла телеграмма с просьбой считать его добровольно вступившим в ряды Красной Армии.
За год работы в блокадном Ленинграде Шульженко дала пятьсот концертов. Для мирного времени цифра нереальная. Реальной она могла стать только в дни войны. 12 июля 1942 года, когда состоялся пятисотый концерт Шульженко и ее фронтовой бригады, красноармейская газета Ленинградского фронта писала; «Фронтовая концертная бригада справедливо именуется боевым подразделением песни. Это подразделение воодушевляет и зовет наших бойцов к героическим делам, оно помогает воспитанию стойкости, наступательного порыва и огненной ненависти к гитлеровским мерзавцам». Четырнадцатью приказами Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром, изданными за один октябрь 1946 года, были запрещены триста произведений различных жанров. В их числе фактически все, что пела Шульженко,«Записка», «Руки», «Часы», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Встречи», «Не жалею»... Песни эти вычеркивались из обихода: вслед за запрещением их исполнения последовал приказ об изъятии из продажи пластинок с их записями. Шульженко осталась без репертуара. Но не сдалась. Почти год, не появляясь на Эстраде, работала над новой программой, обратившись за помощью к композиторам, с которыми ее связывала большая творческая дружба.

15 вопрос Русская народная песня, песни народов СССР на эстраде (Л.Г. Зыкина, Л.А. Русланова, Н. В. Плевицкая.)

Н. В. Плевицкая

Всё громче заявляет о себе частушка. В самостоятельный жанр частушка оформилась в последней трети XIX в. и получила распространение в первой половине ХХ в. В литературный обиход термин «частушка» впервые ввёл писатель Г.И. Успенский. В 10-е гг. ХХ в. взлёта популярности в России достигла исполнительница народной песни на эстраде – Надежда Васильевна Плевицкая, урождённая Винникова (1884-1940), выросшая на ярмарочных и садовых эстрадах. «Это была подлинная эстрадная звезда первой величины со всеми атрибутами, присущими такому «амплуа», – авантюрной биографией, ожесточёнными спорами в прессе, тысячными толпами 5 Многочисленные хоры требуют отдельного рассмотрения. 17 поклонников, миллионными тиражами грамзаписей, неслыханными гонорарами и т.п.» В её исполнении звучали песни: «Ухарь-купец», «Калинка», «Лучинушка», «Тихо тащится лошадка»; песни эпического склада: «Варяг», «Байкал», «Шумел, горел пожар московский»; стилизации в духе городского фольклора «Золотым кольцом сковали», «Маруся отравилась». Городские песни имели успех у публики. Музыковеды упрекали её за «кухарочный» репертуар, негармонирующие с образом народной певицы наряды и украшения из множества бриллиантов и жемчугов. Появились подражательницы М.А. Лидарская, А.Е. Сокольская, имевшие хорошие вокальные данные, но не обладавшие артистизмом Надежды Плевицкой. М.П. Комарова заимствовала у Плевицкой исполнительские приёмы: жесты, движения, мимику и даже складывание рук. Вокруг имени Н.В. Плевицкой разгорались споры. У некоторых, особенно у фольклористов, успех артистки вызывал тревогу о состоянии народного наследия. Один из авторов написал: «Она может, не обладая сверхобыкновенным голосом, временами создавать безыскусственную иллюзию русской силы, русского простора, русской хватки и порой – скорби, что в ней лучше всего»

Л.Г. Зыкина (1929–2009)
Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР, художественный руководитель Государственного академического ансамбля «Россия»
Зыкина Л.Г. родилась 10 июня 1929 года в городе Москве, (в районе нынешних Черемушек), в семье рабочего. Мать – Екатерина Васильевна работала нянечкой-санитаркой в больнице. Отец – Георгий Петрович работал на хлебозаводе агентом по снабжению. В семье любили петь, и всегда, когда собирались родственники, в доме звучала песня.  Главной «песельницей» в доме была бабушка – Василиса Дмитриевна Лапшихина
Людмила Георгиевна Зыкина – величайшая певица ХХ века, объединившая несколько поколений россиян. Голос Зыкиной, ее исполнительское мастерство признаны ведущими музыкантами земли за эталон. Ее называют «Поющая эпоха», «Королева русской песни», «Золотой голос», «Мисс Волга», «Голос России».
В 1951 году Зыкина становится солисткой Хора русской песни Всесоюзного радио, а в 1952 году исполняет сольно первую песню «Глазки кари мне моргали» (слова А. Гадалова, музыка Н. Поликарпова). В 1955 году появились первые студийные записи на пластинках в исполнении солистки Всесоюзного хора радио Людмилы Зыкиной, а также дуэты с З. Казаковой в сопровождении известного хора и оркестра народных инструментов, которым дирижировал Николай Кутузов. Среди них записи русских народных песен: «Ой, я вечор то ли девушка», «Ты, сосна моя», «Уж ты, гуленька», «Ой, да на горе калина стояла», «Ай да уж вы, ночи», «Из-за горочки туманник выходит», «Ах, что же ты, мой сизый голубочек», «Не велят Маше на реченьку ходить», «Ах, кабы на цветы да не мороз». Среди первых авторских песен были также: «Нечетное число» (слова В. Пухначева, музыка В. Лаптева), «Кукует кукушечка» (сл. и муз. Н. Поликарпова), «Шуми, шуми, дубравушка» (слова Н. Герасимова, музыка А. Абрамского).
В 1957 году Людмила Зыкина принимает участие во всех конкурсах песни, проводимых в честь IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Она становится лауреатом фестиваля молодежи Московской области, лауреатом фестиваля молодежи Москвы, лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи. Начинающий композитор Александр Аверкин написал песню на слова Виктора Бокова «На побывку едет», которая сразу стала популярной, благодаря мастерскому исполнению певицы. Вскоре появились еще две песни молодого композитора на слова И. Лашкова, долгие годы исполнявшиеся Зыкиной: «Отрастил солдат усы» и «Милая мама». Молодая солистка знакомится с известным дуэтом баянистов А. Шалаевым и  Н. Крыловым и записывает «Кубеноозерские частушки» в обработке А.Абрамского. Позже, начиная свою сольную певческую карьеру, Людмила Зыкина объедет полмира с этими музыкантами-виртуозами. Артисты выступают в Игарке, Дудинке, Тикси, Хатанге, Амдерме.
За участие в этой поездке певица награждена Почетной грамотой ЦК профсоюза работников культуры «За патриотический поступок и большую работу по культурному обслуживанию полярников в Арктике и на Северном полюсе в 1958 году». В марте этого же года Л.Зыкина становится лауреатом конкурса на лучшее исполнение произведений о Советской Армии и Флоте. В 1955 году хор русской песни Всесоюзного радио возглавил Николай Кутузов. Требовательный к каждому звуку, он добивался чистоты ансамблевого звучания. Несмотря на относительную творческую свободу, участие в гастрольных поездках и сольный репертуар, Зыкиной становится тесно в хоре. Победы в вокальных конкурсах показывали, что она уже обладает достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства. Все сильнее и сильнее нарастает желание работать самостоятельно. Окончательное решение возникло после Всероссийского конкурса артистов эстрады в 1960 году, на котором Л. Зыкина становится лауреатом. Когда певица сказала Н. Кутузову что решила уйти из хора и попробовать свои силы как солистка, его крутой и горячий нрав не мог смириться с этим решением. После победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады Людмила Зыкина становится солисткой Всероссийского гастрольного концертного объединения на условиях договора. 

Русланова Лидия Андреевна
Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья Андриановна Ле
·йкина-Горшенина  российская и советская [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Основное место в репертуаре Руслановой занимали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а её исполнение русских народных песен считают эталонным. Лидия Андреевна Русланова, великая, истинно народная певица. По старым пластинкам Л.А. Руслановой начинающая певица разучивала старинные страдания, частушки, причеты и плачи. В 1947 году Л.А. Русланова и хор имени Пятницкого встретились на одном концерте: в первом отделении выступала Русланова, во втором – хор.
Лидия Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые она собирала всю жизнь. Ср
·еди наиболее популярных её песен: «Степь да степь кругом», «Липа вековая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и многие другие. Лидия Русланова исполняла и песни советских композиторов. Одной из первых исполнила «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
В приюте Лидия поступила в первый класс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Была принята в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сразу стала солисткой. Пела на праздниках и похоронах. В приюте проявился не только певческий, но и артистический талант. На рукоделии, которое ей не давалось, подружки выполняли её урок, только бы послушать тут же сочинённые «диковинные истории», по ходу которых кто-нибудь из персонажей обязательно должен был петь
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] уделял Лиде особое внимание. Вскоре весь Саратов знал её под именем «Сирота», а в храм, где она пела, стекались желающие её послушать. После воскресных праздников она возвращалась в приют, и начинались будни  репетиции, где за каждой неверной нотой следовало наказание[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 

Русланова в годы революций и гражданской войны
В 1917году на сцене [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] состоялся первый официальный концерт Лидии Руслановой.
После октябрьской революции Лидия Русланова ездила с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по всей стране, жила в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и других городах. «Лет в семнадцать я была уже опытной певицей, ничего не боялась  ни сцены, ни публики», говорила Русланова.
В течение всего периода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русланова выступала перед бойцами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На сцену Лидия Русланова выходила в крестьянской одежде  нарядной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (позже их сменят сапожки). Волосы скрывал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Концерты обычно завершались «Саратовскими страданиями», после чего Русланова величественно кланялась земным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и степенно уходила. Её называли в то время «Саратовской птицей». Лидия Русланова занималась [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], много читала, начала собирать свою библиотеку.

Лидия Русланова в 19211939 годах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лидия переехала в Москву на профессиональную артистическую работу. В том же году в Ростове состоялся её дебют в качестве профессиональной артистки эстрадного театра «Скоморохи».
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русланова дебютировала в качестве эстрадной певицы. Первый концерт прошёл с огромным успехом. Русланова была замечена на профессиональной эстрадной сцене и уже в следующем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приглашена солисткой в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годы окончательно сформировался её стиль в исполнении, поведении на сцене, подборе концертных костюмов. В театрально-сценической коллекции, которую она собирала на протяжении всей жизни, было множество ярко вышитых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], нарядных панёв, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] душегреек, цветастых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Великая Отечественная война
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]С первых дней [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лидия Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад, куда также входили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Михаил Гаркави, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и другие артисты. Руководил бригадой театральный деятель и директор центрального дома работников искусств [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] голос Руслановой часто звучал в радио эфире, она принимала участие в фестивалях, выступала на концертных площадках страны, хотя и значительно реже, чем в 30-х  40-х годах. Уже, будучи пожилой, Лидия Русланова гастролировала по городам Советского Союза практически до конца жизни.
Несмотря на огромную популярность, звание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лидии Руслановой так и не было присвоено. Лидия Андреевна так и осталась заслуженной артисткой РСФСР. Когда на Всесоюзное радио приходили письма от слушателей, на конвертах чаще писалось: «Народной артистке СССР Лидии Руслановой». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с которым певица дружила, по этому поводу говорил: «Руслановой звание вовсе не обязательно, у неё главное есть  имя!» Не выпустили Русланову и за границу.
Лидия Русланова была также талантливым интерпретатором песен: могла спеть одну несколько раз, и каждый раз по-новому. Многие из песен Лидия Андреевна «реабилитировала». Самый яркий пример  её вариант шуточной песни «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», изначально  дореволюционной цыганской песни. Примитивная мелодия и такие же примитивные слова Русланова обыграла блестяще, сделав из деревенских страданий целый моно спектакль. Руслановские «Валенки», не похожи ни на какие ранее известные напевы.
Лидия Русланова не ограничивалась только [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Она исполняла и песни советских композиторов. Так, она первой запела песню гражданской войны «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», песни «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и другие. Одной из первых исполнила «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Лёгкость, с которой Русланова исполняла песни, давалась упорным трудом. Она не раз говорила: «Хорошо петь  очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь её загадку. Песню я не пою, я её играю. Это целая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с несколькими ролями».
Кончина
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лидия Андреевна Русланова скончалась от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На сердце Руслановой нашли следы нескольких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Появление джаз – оркестров на концертной эстраде.
Первый РСФСР «эксцентрический оркестр – джаз банд Валентина Парнаха».
ТЕА – Джаз Леонида Утесова.
Джаз ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] jazz)  форма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], возникшая в конце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению  джазу.
Истоки джаза связаны с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие  к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Джаз в СССР и России
Отношение советских властей к джазу на протяжении почти всей истории [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] было отрицательным. Воспринятый сначала как музыка угнетённого и эксплуатируемого чернокожего населения США, джаз был допущен в СССР в начале 1920-х, однако уже к концу десятилетия джаз стал восприниматься властями как проявление буржуазной культуры и подвергаться резкой критике, а затем и запрету.
Западная джазовая музыка была в СССР почти полностью запрещена и недоступна. Иностранные джазовые альбомы можно было купить лишь нелегально. Отечественных джаз исполнителей, как правило, не запрещали, но их возможности по доступу к аудитории резко ограничивали. Была распространена жёсткая критика джаза в контексте противодействия западной культуре в целом. Советской пропагандой были придуманы и распространены высказывания «сегодня, он играет джаз, а завтра родину продаст», «от саксофона до финского ножа  один шаг!». Особо сложный период джаз в СССР переживал в конце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годов во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], когда все коллективы, исполняющие «западную» музыку, подверглись гонениям. С началом «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» гонения в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.
Джаз-сцена зародилась в СССР в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днём рождения отечественного джаза традиционно считается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радио-эфире и записавшим пластинку, считается оркестр пианиста и композитора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Слово «джаз» приобрело в СССР широкую известность в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годы благодаря использованию его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ансамблем под руководством актёра и певца [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и трубача [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С музыкальной точки зрения музыка ансамбля Утёсова не напоминала западный джаз, но слово «джаз» использовалось. Позднее по отношению к музыке ансамбля Утёсова и Скоморовского музыковедами стал употребляться термин «теа-джаз» (театральный джаз). Популярная в Советском союзе музыкальная кинокомедия «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (1934, саундтрек к фильму написал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) с участием Утёсова первоначально имела название «Джаз-комедия».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Она была составлена музыковедом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка». В настоящее время в России существует единственный джазовый лейбл Butman Music Records, руководимый музыкантом (саксофонистом) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Первым музыкантом, издавшим свою пластинку на лейбле, стал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (труба), он же является самым популярным артистом лейбла.
В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
В 1929 году в Ленинграде создается другой джазовый оркестр под управлением Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева («Ленинградская джаз-капелла»), который включает в программу концертных выступлений, кроме зарубежных пьес, произведения молодых советских авторов, работавших в области джаза  Алексея Животова, Генриха Терпиловского, Николая Минхаи др. Их стиль отличали серьезность эстетических устремлений и некоторый академизм. «Джаз-капелла» просуществовала до 1935 года и внесла значительный вклад в развитие советского джаза.

«ТЕА-джаза» Леонида Утесова 

В марте 1929 года состоялась премьера «ТЕА-джаза», организованного актером Ленинградского Театра Сатиры Леонидом Утесовым и трубачом Яковом Скоморовским. «ТЕА-джаз», т. е. театрализованный джаз, строил свои выступления по определенному сценарию, включая в программу эстрадные номера, песни, танцы, скетчи и т. д. Именно для этого коллектива стал писать музыку Исаак Дунаевский. Хотя в основе репертуара этого оркестра была песня, в его программы нередко включались и джазовые инструментальные произведения. Появившиеся новые оркестры Я. Скоморовского, Г. Ландсберга, А. Цфасмана, а также А. Варламова, (созданный в 1933 году и выступавший некоторое время с негритянской певицей Целестиной Коол) исполняли преимущественно инструментальную музыку, близкую к джазу. В эти годы репертуар джаз-оркестров постепенно расширяется за счет произведений советских композиторов. В исполнении оркестров заучат джазовые сюиты Д. Шостаковича, А. Животова, джаз-рапсодии И. Дунаевского, и др. В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр (художественный руководитель М. Блантер, главный дирижер В. Кнушевицкий). Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиокомитета, которым вначале руководил А. Варламов, а затем А. Цфасман. Советская джазовая музыка стала регулярно звучать по радио. В 1940 году аналогичный коллектив создается Н. Минхом на Ленинградском радио. В этот же период появляются джазовые коллективы и в союзных республиках. Сохранились записи некоторых оркестров этого периода, по которым мы можем судить о художественном и исполнительском уровне ведущих советских джаз-оркестров (под управлением Л. Утесова, А. Варламова, Я. Скоморовского, А. Цфасмана, В. Кнушевицкого и др.). Этот уровень достаточно высок, и сейчас мы можем по достоинству оценить изобретательность и свежесть мышления композиторов и аранжировщиков, виртуозность солистов.
В конце 30-х годов джазовые оркестры возникают и в союзных республиках: Государственный джаз-оркестр Азербайджана (п/у Т. Кулиева), Государственный джаз-оркестр Армении (п/у А. Айвазяна), Государственный джаз-оркестр Грузии (п/у Р. Габичвадзе).

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 19263109
    Размер файла: 171 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий