Вопрос 30

30
Способы акцентирования и ориентации в газете и журнале

Приемы выделения: шрифтовые, пробельные, декоративные, изобразительные, цветовые, типографические.

Выделение и взаимовыделение. Выделение и разделение. Выделение и объединение.

Акцентирование композиционно-графическое решение проблемы выделения какого-либо объекта.

Ориентация структурное взаимовыделение материалов, нюансное использование приемов выделения.

Количественная дифференциация понятий «акцентирование» и «ориентация».
всякий раз, говоря о том или ином издании, мы касаемся вопросов построения в нем навигации. Например, обозревая оформление бельгийской газеты «De Morgen» (см. предыдущий номер журнала), мы отметили наличие у ее материалов двух вводящих блоков: оформители придумали нечто, что определяется и как подзаголовок, и как врез. Но при этом и собственно подводящий абзац в материале имеется. Подобного рода подача в зарубежной прессе встречается часто. Именно поэтому там различают понятия врез и лид. Врезка (или вводка) это соответствующим образом преобразованное начало материала (акцентов на нем может быть использовано великое множество), а лид это некий самостоятельный текст после заголовка. Он может быть довольно пространным, вносящим описываемое событие в исторический контекст, в ряд типичных явлений и т. п. В нашей практике эту функцию выполняют, как правило, развернутые подзаголовки. Но поскольку места они занимают много, малоформатные и малообъемные газеты их избегают: выходит весьма затратно с точки зрения использования площадей. И тут может помочь технология лидирования (ил. 1).

Действительно, самым распространенным средством выделения текста является так называемый врез (или вводка). Он сочетает, как уже отмечалось, шрифтовой и композиционный приемы. Но, кроме выделения форматом и начертанием, встречаются иные способы обособления данного элемента: подчеркиванием, отступом, поставленными рядом жирными линейками (отчеркивание), фоном (ил. 1)

Акцентировка вводящей части текста используется давно, но практически лишь с появлением компьютера массовый характер приобрели дополнительные изыски в этом старинном приеме: газетчики начали давать врезы с разной выключкой, то есть выравниванием строк в ту или иную сторону. Чаще всего используется так называемый «флажок», когда произведена выключка влево, а правый край текстового блока сводится по форме к треугольнику.

Таким образом, и здесь оформители накапливают опыт представления первого, вводного абзаца. Различные комбинации известных приемов дают невероятное количество оригинальных компоновочных решений. Важно лишь иметь в виду, что облик вреза должен быть одинаков для всех материалов всего номера во всяком случае, в части выбранного шрифта и его кегля, начертания. Иное привносит в оформление полос изрядную стилистическую сумятицу: например, полужирное начертание текста и иной формат набора достаточно сильные выделяющие средства, а подложка или рамка вокруг уже обозначенного фрагмента это явный перебор. Впрочем, границы допустимого здесь очень размыты. Например, недавно встретился врез, в котором используется буквица и, кажется, они врез и буквица–не мешали друг другу.

Традиционно к системе навигации относят элементы представления главных материалов номера на первой полосе. Сейчас газетчики уделяют этому большое внимание: различных способов анонсирования содержания накопилось уже немало. В первую очередь это так называемая афиша специально выделенное на первой странице место для публикации фрагментов наиболее важных, с точки зрения редакции, материалов (ил. 2). Афиша отсылает читателей на ту или иную страницу номера. При этом в большеформатных газетах могут создаваться два-три варианта афиш в зависимости от степени развернутости анонсов, принципа их формирования (специально написанный текст или копия части текста), наличия рисунков, снимков Например, если собрать в блок цитаты из публикуемых в номере интервью, снабдить их портретами героев, то вот еще один вариант преподнесения содержания

Можно просто начинать, «зацеплять», как говорят секретариатчики, материалы на первой странице. Это так называемые «свистки». Их можно оформить в одном стиле и собрать в блок. Тогда он тоже станет своеобразным демонстрационным стендом

Сравнительно недавно в моду вошли выносы. И как термин тоже. А прежнее, давнее их название цитаты. Фрагмент текста, обособленный композиционно и выделенный особым начертанием шрифта, и есть тот самый широко ныне используемый вынос. Вариантов его преподнесения множество (ил. 3, 4). Почти столько же, сколько и врезов. Принципиальное различие состоит в том, ставятся выносы точно в размер наборной колонки (или двух-трех столбцов) или же с обтеканием. В последнем случае «неформат» усиливает выделительную составляющую (ил. 5). Что касается особых приемов их оформления, то здесь встречаются разнообразные линейки, стилизованные кавычки, скобки, рамки, подложки, второй цвет Иногда, если вынос является прямой цитатой из чьего-то высказывания, фрагмент снабжается портретом говорящего (ил. 6). Словом, и здесь накопилось множество оформительских решений.

Следует упомянуть также, что иногда для выносов-цитат создаются специальные вертикальные или горизонтальные пробельные «коридоры»; выносы также ставятся в колонтитулы над полосой.

Весьма существенным элементом в системе навигации являются колонтитулы. Но только в новой, тоже модной своей ипостаси: когда он содержит генеральную, надполосную рубрику. Развитие этого элемента напрямую связано с увеличением объемов наших изданий, переходом на уменьшенный, таблоидный формат. Пополосное планирование, принятое в подобных изданиях, обусловило и появление генеральных рубрик названий страниц-разделов. Иногда, как уже отмечалось, к этим рубриками добавляются выносы из публикуемых на странице материалов, фрагменты иллюстраций

Последнее время наблюдается выборочное использование расширенных колонтитулов. Скажем, если полоса начинает большой, многостраничный раздел, то в ее колонтитуле и собираются те самые выносы-анонсы. Прочие же полосы печатаются без оных. Или когда на тематической полосе необходим некий связующий, центральный элемент. Колонтитул становится той своеобразной «корзиной», в которую собираются главные высказывания, цифры, факты Кстати, эта самая «корзина»–тоже давний, хорошо известный элемент типографики.

Непосредственно к материалу ставится надзаголовочный элемент, которым чаще всего является простая рубрика (см. ил. 5). Но на самом деле, вариантов их подачи также очень много. Например, встречаются однословные рубрики, замонтированные под заголовком, и в этом случае, конечно, это не надзаголовочный элемент, а некий вариант подзаголовка. Однако с точки зрения навигации важно в первую очередь то, насколько рубрика содержательна. Ведь можно обойтись одним словом, и чаще всего так и бывает. Но если усложнить литературную форму надзаголовочного элемента и как бы продлить представление содержания заметки, то может выйти полноценный надзаголовок. Тут можно часть рубрики показать одним шрифтом, часть другим.

К системе навигации относятся также подписи под снимки, разнообразная подача которых придает полосе оригинальность, привлекательность. Чаще всего это делается с помощью иного начертания шрифта отдельных слов в подклишевке, особого форматирования строк

Хорошо ориентируют читателя в номере и на полосе различные справочные материалы вроде отдельных текстов под рубриками «Досье», «Кстати», «Между тем», а также инфографика таблицы, графики, карты и пр. (см., например, ил. 1). Верстка последних имеет свои достаточно строгие правила, но вот внешний вид различных поясняющих, дополняющих элементов может быть очень своеобразным.

В изданиях с развитой навигацией насчитывается до полутора десятков подобных литературно-визуальных форм ориентации читателя. Ему достаточно прочесть только фразы заголовка, рубрик, чтобы уловить основную мысль журналистского произведения и решить, нужно ли читать дальше. Но даже если читатель и отвергает материал, он, благодаря игре шрифтов, комбинаций элементов вовлекается в процесс освоения содержания номера, его основных, ключевых тем.

В самом общем виде средства навигации можно отнести к приемам акцентирования содержания. Система представления отдельных материалов, ориентации в номере это уровень элементов «общего» дизайна. Она может быть разработана оформителем независимо от состава будущих публикаций.

Средства же выделения, относящиеся к оформлению отдельных материалов или тематических подборок это следующий уровень навигации. Без него современное оформление также невозможно представить. Они бывают шрифтовые, композиционные, комбинированные, а также с помощью дополнительных элементов.

Если взять шрифты, то по степени заметности выделительные их свойства располагают в следующей последовательности. На первом месте по визуальной яркости стоит капитель. На втором часто используемый газетчиками курсив светлый строчной. Затем следует полужирный прямой строчной шрифт. Уступает ему по степени заметности курсив полужирный строчной. Еще хуже выделяется прописной шрифт (прямой или наклонный). И на последнем месте по выделительным свойствам шрифт, отличающийся от основного текстового шрифта по степени насыщенности (например, узкий контрастный). И так далее.

Тема средств выделения и обособления фрагментов текста так же обширна, как и тема навигации в номере. Её история и степень современного (компьютерного) развития требуют особого рассмотрения. Важно отметить следующее: разрабатывая многообразную систему навигации в номере или способов выделения, мы создаем тот самый впечатляющий, современный, динамичный дизайн, адекватно отвечающий на вызов аудиовизуальных СМИ. И в этом новый смысл старых понятий.
15

Приложенные файлы

  • doc 19294627
    Размер файла: 41 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий