3сем)Философия

Сверита Анастасия Сергеевна - лекции

Семинары - другой преподаватель
На семинарах будут темы, которые не проходили на лекциях
11 лекций

02.09.2013 - философия

Философия. Ее предмет и место в культуре.
1.структура и сущность мировоззрения;
2.исторические типы мировоззрения;
3.философия как мировоззрение и ее место в культуре.

Философия(любовь к мудрости) - эмоционально нагруженная часть знаний.
Философия всегда настаивает на объективность.
Вопросы философии: что есть мир, что есть человек, что есть человек в мире - вопросы индивидуальные(для каждого человека отдельно).
Жить настоящим - одна из самых больших ошибок. Жить прошлым нельзя, но и забывать свою предысторию тоже нельзя.
Етсь высшая материя, которая дает способность мыслить.

Философия не является наукой(не под запись).
(под запись)
Философия начала формироваться в 5-7 веках донэ - осевое время. Автор, который придумал этот термин - карл яспес.
Первый термин любовь к мудрости применил пифагор, он назвал себя философом.
Первым философом был фалес(7 век до нэ).
Все вопросы философии сформулировал кант: что я могу знать, на что надеяться, и что могу сделать. Они характерны для всех эпох философской деятельности и мысли.
Эти вопросы показют связь философии с человеческим существом.
Даже когда мы размышляем о строении мира, мы стараемся сделать ее понятной для человека.
Человечная - так как создается человеком для человека.
Мировоззрение, структура.
Мировоззрение - совокупность взглядов на мир и место в нем человека.
Мировоззрение - стихийная категория и складывается стихийно.
Любое мировоззрение может нести в себе какие-то тенденции.
Уровни мировоззрения:
-моощущение - перй уровень мировоззрения, способность человека ориентироваться в ней. Основывается на всех органах чувств, которые умеет человек. Это понятие отсылает нас к природному, телесному, которое в нас есть.
-мировосприятие - то, на основе чего мы действуем.
-миропонимание - тот уровень мировоззрения, который помогает нам выстраивать все наши действия в логические цепочки. Мы понимаем мир из того количества и качества знаний, которыми обладаем. Чем больше мы знаем, тем больше мы хотим знать.
Ценности, убеждения, знания.
Мироощущение определяет миропонимание, ..
Есть структура, компоненты которой не зависят друг от друга.
Компоненты такой структуры(горизонтальная ветка):
-познавательный компонент(картина мира) - включает общие знания о мире. Могут быть научными, общенаучными, частно-научными.
-ценностно-нормативный компонент - содержит внутри себя идеалы, абсолюты, ценности, нормы и жизненно-практические установки. Цель этого всего - регулирование поведения человека, его отношения к миру и ..
Современный человек - несчастный зажатый комок, который не имеет открытости. Все, что дает нам мир - это тенденция закрытия себя внутри себя.
В литературе можно встретить большое количество других структур, но если вглядеться, то можно вписать любую другую структуру в эту структуру.

Исторические типы мировоззрения.
Философия - рационально-теоретический тип мировоззрения
Исторически первым типом мировоззрения - мифологический тип мировоззрения. Необходимость в появлении этого компонента - необходимость в объяснении. Животные никогда не отделяли себя от мира природы.
Миф попытка эмоционально-образного объяснения и освоения мира.
Яеловек являлся как бы частью с миром. Близость с природой означала ...
В мифе были герои, сверхъестесственного существа, которые обитали в рамках нашего мира.
В мифе выделяются такие его части, как:
1)собственно миф - символическая форма культуры, фантастическим образом оисывающая природный и социальный мир или миры. Любой миф - причины возникновения космоса, человека, попытка объяснения роли, места человека.
2)ритуал - торжественная церемония, форма символического действия, напрямую связанная с обрядами и бычаями. Ритаул - то не многое, что мог позволить себе человек. Мог позволить себе некую долю активности. Это поптыки доказать, что многое, что происходит в мире, зависит от человека. А сегодняшний день ритуал достаточно изощрен. Мы не осознаем, что делаем действия, которые жили пару тысяч лет назад.
Важнейшие особенности мифологического мировоззрения:
-анимизм - одушевление всех явлений, включая неорганическую природу;
-гелозоизм - оживотворение космоса; это представление о первоначале жизни. Жизнь - фундаментальное, исходное начало всего, и в связи с этим жизнь - способность, которой наполняется все в мире;
-политеизм - вера во множество сверхъестесственных существ. Древнейший политеизм - они управляли человеком, космосом и всем другим.
-антропосоциотехноморфизм - метафорическое сопоставление природных, культурных и социальных объектов; очеловечение окружающей среды.
-синкретичность мифологического мировоззрения - мифологическое мировоззрение не несет в себе деление сфер бытия.
Религия и сейчас является наилучшим сдерживающим фактором.
Наше общество в человеческом масштабе находится на достаточно низком уровне познания. Чем меньше в мире законов, тем меньше человеческое познание.
В чем отличия религии от мира:
1)религиозные мировоззрения дуалистичны - она подразумевает существование особого, надприродного мира, где обитает бог. Субстванция-абсолют, который констентенден миру, бог не находится с нами в одном мире. Он не только вынесен за пределы мира, но также вынесен за пределы времени.
Религия - воспроизведение связи (с лат.) с тем, что не подвластно самому человеку.
Религия догматичная(жесткие правила, по которым должен жить и сущетсвовать человек).
Именно в религиозном ровоззрении была сформулирована персонификация человека(человек является особой персоной в природе).
Кроме того что бог трансцендентен в мире, бог принципиально непознаваем. Все те доказательства Бога или недоказательства бога отвергаются, в религии принято негласное правило о непознаваемости Бога.
Жизнь после физической смерти дарует надежду, и благодаре ей человек подчиняется тому, что есть в этом мире. Гарантом надежды ..
Религиозное мировоззрение возникло одновременно с философским мировоззрением.
Третий тип мировоззрения - философский(рационально-теоретический).
Философия изначально искала некоторую сущность .. Философия не искала то, чему нужно поклоняться. Философия ищет сущность. Фюзеология, натур-философия - первоначало философии.
- Плюрализм - кредо философской деятелньости. Благодаря этому философия никогда не станет наукой.
- рациональность - отличительная черта философии. Она(мышление) является основным клише в философии.
-логичность - обвинить философию в неудачности неудасться.
Схожесть философии и науки - см. на семинарах.
Если говорить о системности плюрализма, то нужно смотреть на учения.
Философские концепции:
1)антология - учение о бытии(онтус - бытие, сущее) - исследование наиболее общих вопросов бытия.
2)гноссеология - (гнозис - знание, логос - учение) - учение об общих ..познания.(эпистомология - частно-научное разделение гноссеологии).
3)философская антропология - исследование наиболее общих и существенных вопроссов человека.
4)социальная философия - исследование общих вопросов функционирования и развития общества.
5)аксиология - учение о ценностях, признанных обществом.

Основным вопросом философии является вопрос о субстанции. От решения которого зависит общее понимание бытия. В этой связи, философские учения разделяются на такие направления, как материализм и идеализм. Материализм признает в качестве субстанции материю, а идеализм - дух, сознание. Материализм существует не в единичном экземпляре.
Среди представителей материализма можно выделить первоначальный идеализм древнего востока и древней Греции, механистический материализм нового времени, диалектический материализм марксизма, вульгарный и естественный материализм.
Идеализм разделяется на объективный и субъективный:
Объективный рассматривает в качестве человека дух, сверхъестесственное познание(к этой форме дейтсвия относилась деятелньость платона, фомы аквинского и гегеля).
Субъективный.. Крайней формой субъективного идеализма является сулепсизм. Представители крайнего селептизма, считали, что все что находится за рамками меня не имеет смысла).
Исходя из количества субстанций, можно выделить:
1)манизм, то есть одно начало мира(либо материальное либо идеальное)(яркий пример у матеалистов Маркса(классовая борьба), а у идеалистов - гегель).
2)Дуализм - признание двух самостоятельных субстанций материальных и идеальных.
3)плюрализм - несколько(определенное количество) или множество(неопределенное множетсво) субстанций(демокрит).

Философский метод - это система наиболее общих принципов и практического освоения действительности, а также способ построения или обоснования системы самого философского знания.
Два базовых, классических, основных, на основании которых..:
1)диалектический метод - диалектка - учения о закономерности развития бытия и познания на основе противоречий;
2)метафизика - нацелена на создание однозначной, статичной картины мира.
"Философия и методология науки для аспирантов"



Семинар(26.09.2013)
Философия и наука:
Общее:
1)категориально-теоретический тип знания;
2)истина как нормативный и регулятивный материал познания.
Различия:
1)наука вычленяет предметный аспект исследуемой реальности, абстрагируясь от личности;
2)наука отражает и воспроизводит мир как он есть. Философия не только отражает, но и формирует представление должных и ценных формах бытия.
3)научные идеи и гипотезы должны быть доказаны и обоснованы опытом и экспериментом. Философия покидает пределы опытного знания и пытается сформировать представление о том, что в опыте не дано.

Философия и искусства:
Общее:
1)предметом являются человек, а познание направлено на ценности человека;
2)раскрытие личностного смысла, направления и культуры.
Различия:
1)философия использует категориально-теоретические средства. Философ апеллирует к разуму, а художник писатель музыкант - к искусству.

Философия и религия:
Общее:
1)совпадает характер проблем и их мировоззренческий статус.
2)религия в форме теологии содержит в себе элемент рациональности.
Различия:
1)философия критична и антидогматична, стремиться к доказатености и обоснованности своих положений. религия догматична
2)в религии преобладают чувственно-эмоциональные компоненты. Религия полагает, что человек будет жи и действовать в соответсвии со своими убеждениями.



09.09.2013 - философия

Тема: исторические типы классической философии:

Философские идеи древнего востока:
2)философия древенго китая;
1)философия древней индии.

Философия возникает в 7-5 веках донэ одновременно в китае, индии и греции.
Возникновение философии происходило в достаточно молодых цивилизациях.
Чанш Александр Николаевич выделяет религиогенный и гноссеогенный подходы к правлению генезиса философии.
В отечественной традиции весьма популярен мифогенный гноссеогенный подход.

Условия...:
1)социально-политические процессы(возникновение демократии в греческих полисах; стабильность, неизменность китайского общества, которое привело к четкой формированию этического характера концепции);
2)обобщение практики и здравого смысла(в области межличностных и общественных отношений);
3)широкое распространение абстрактного мышления в жизни общества(возникновение монеты, как универсальной ценности вещей);

Философия древней индии.
Культура начала складываться в 2000 веке донэ.
Древнеиндийская философия отличается от всех других своей множественностью, плюрализмом во взглядах и вопросах.
Первоначальные составляющие элементы, послужившую..:
1)Арии принесли брахманизм(ранее называлось винизм).
2)деление на варны(...,вайшьи и шудры);
3)веды(священные книги);
Очень частые древнеиндийскую философию называют мифологией. Но понятие мифологии как индийской философии не тождественно. Это связано с брахманизмом. Атман - часть людей, которая существует внутри каждого. брахманизм - не просто религия, а также являлась..
Филосовские згляды формируются в комментариях к ведам, которые назывались ..
:
1)ортодоксальные школы(астика): к ним относятся школы санкхийя, йога, ньйияя, вайшешика, миманса, веданто;
2)неортодоксальные школы(настика): буддизм, джайнизм и школа чарвако-лакояка.
Многообразие школ отличается своеобразным многообразием ответов на тождественные вопросы.
Устанавливается три варианта к решениею филосовских вопросов:
1)филосовский манизм;
2)дуализм - был представлен в анталогии(учение о бытие) школы санкхийя(самая древняя из ортодокс школ). Санкхия признает двух, независимых друг от друга первичных реальностей(уруша(разумное начало, у которого сознание(чайтания) является его сущностью) и пракрита(первопричина мира объективного, находится в процессе постоянного изменения. Она едина, но в то же время состоит из трех гунн(гунны - основные силы)(первая олицетворяет активность(раджас), вторая отождествляет(означает) устойчивость, неихменность(тамас), третья символизирует равновесие(саттва)). Соединение уруши с акрити нарушает равновесие последней, из нее возникает зародыш вселенной(жизни)(махат).
3)плюрализм

Школа йоги тождественна(также отвечает на вопрос школы санкхийя).
Плюрализм представлен системой Вайшэшика. Основателем Вайшэшики называют канаду. Примерное время возниковения - 1 век. Основные тезисы: существуют постоянные изменения, вечный и цикличный процесс возникновения и упадка. В этом процессе есть единственный устойчивый элемент(атом(анум)). Характеристики атома: атом, который вечен, неуничтожим и никем не создан, при этом обладает различными качествами. В зависимости от соединения атомов возникают одушевленные и неодушевленные предметы. Жизненный процесс: постоянное соединение и разъединение атомов. Школа Вайшешика.
Школа ньйайя: ее особенность в том...
...чувствование, заключение(посредством аналогии), и просто заключение. Роль школы ньйяйя не стоит недооценивать. Пока щкола формировалась выработались понятия: сиологизм(метод доказательства). Благодаря тому, что существовали сеологизмы были созданы пять ..: тезис, довод, пример, аблигация(тавтология), вывод.
Школа Мимансо - возврат к Ведам. В качестве основных понятий можно использовать. ..может стать ключом к достижению подлинной сути вещей и постижению основополагающих ..зических понятий. Единственным ядром любого метода нахождения правильного знания являются веды, независимо от того, какие ..вы выбираете.
Веданто(буквальный перевод - конец бед) - содержит манистическое понимание мира.
Мир явлений, который вопсринимает чувствами возник во взаимодействии с чувствами... Путь достижения знания основывается на достижении нравственных канонов, медитации и понимается как концентрированое размышление о скрытых проблемах у панишат.

Неортодоксальные школы.
Основателем учения джайнизма является учением .. Оно провозглашает дуализм. Сущность человека двояко, оно... Соединяющим звеном является карма.
Ситхартха Гаутама - сын почтенных людей. Основатель буддизма.
Центром учения буддизма является 4 истины: мир(жизнь) - страдания, устранения причин страдания заключаются в устранении этой жажды. Путь к устршанению - ..ключ. Он заключает в себя правильные заключения, правильная речь, правильная жизнь, правильное внимание, правильное сосредоточие. Но при этом отвергается как жизнь в наслаждении, так и жизнь в аскезе. Конечной целью является нирванна. Нирванна - выход из колеса перерожени. Вариантами будизма явялются школы: большая(махаяна)(главным является культ личности(куль ботхисатв)(культ индивидов)(существют личнхости, которые могут перейти в нирвану, но не переходят, для того, чтобы помагать другим достичь нирваны) и малая колесица(ханаяна)(наиболее последовательное толкование исходной версии буддизма).
Учение индийских материалистов. Материалистических школ было достаточно много. Школа червако-лакояко. Человек состоит из земли, воды воздуха, огня. Поскольчу в человеке нету...


Древнекитайская философия
Развитие древнекитайской философии приходится на ..век донэ. В отличие от других школ, китайская школа опиралась только на китайские духовные традиции. Понимание начала мира: "тьма вещей" вырастает из хаоса сама по себе. Существоавание является цикличным процессом, где дао является высшим законом, лежащим в основании саморазвивающимся универсума. Китайская антология - антология событий, а не субстанций.
Культ предков - духи предков человека могли открыть ему будущее, прошлое, могли проникнуть. Китайская филососфия отличается крайней нестабильностью, основывающегося на подчеркивании исключительности китайского мышления, на основе которого сформировалось чувство превосходства над всеми остальными чувствами. Пятикнижие - основные прила китйского образования, которые вместили в себя весь комплекс идей, которые давала, означала китайская философия.
Период Джаньго - 5-3 века донэ - период существоавания 100 школ китайской филососфии. На самом деле было 6 школ: школа инь-янь, школа конфуцианства, школа моистов, школа имен, школа легистов, школа даосов. Наиболее известными из этих школ является даосизм.
Конфуцианство связано с именем конфуция(на китайском - конфуци). Большинство идей конфуция сохранились в беседах с его учениками.
Лий - изначальное понятие - порядок, как норма конкретных отношений, действий, прав, обязанностей. Порядок устанавливается благодаря иделаьной всеобщности(отношение человека с природой и отношение человека с людьми). Порядок выступает как этическая теория и включает также правила внешнего поведения(этикет). Порядок наполняется добродетелью(или "дэ"), ну а добродетель - исполнение той функции - которая тебе уготована. Такое исполнение функции приводит к проявлению человечности. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социаалнього поведения. Из семейных-патриархальных отношений конфуций выводит принцип сыновей и братской добродетели. Все вышесказанное должно соответсвовать жизненному пути благородного мужа. А сам путь жизни, в соответсвии со всеми признаками - путь "дао" или путь образованных.
Школа даосизма. В центре внимания стоит природа, космос и человек, которые постигаются путем прямого понятийного проникновения в природу существоавания. Жизнь человека - слияние его с природой.
Школа легизма(школа законников, юристов).
Император Ци. ...этот страх должен быть постоянным и неизменным. Легисты считали: чем более жестокий император - тем более жестокий закон и император, тем лучше.
Школа имен говроит о том, что каждая вещь имеет свое имя и это имя отражает его сущность. Именно хуэнь чжи. Уелью школы имен было наделение яеловеческих суждений иенование подлинной сущности вещей.
Школа маизма. Основатель Мо Дзи. Гавная пблемы моизма - проблемы социальной этики, которые связываются посредством силы, и деспотической власти. Маизм - противоположность ..
Древняя философ

Ранняя греческая философия.
Античная философия: философия древней греции и древнего рима. Она сформировалась в 6-7веках донэ и своим методом философии она отлична от других видов философии. По сути, это первая попытка человечества рационального мышления. В развитии античной фиософии можно выделить 4 этапа:
1)досократический(7-6век донэ - 5-4 века донэ) - философия физиса(фюзиология).
2)..(середина 5-го - до конца 4-го века донэ). Деятельность сократа, платона, аристотеля;
3)конец 4-го - 2-ой века донэ эллистический;
4)римская(позднеэллинестическая филососфия(1 век донэ - 5-6 века нашей эры).



16.09.2013 - философия

Объективизм и рационализм
Ориентация на высокие моральные ценности
Моральные ценности у древних греков приводит к формированию философии, которая многим отличается от предшественниц.
Первый этап развития - натур-философия(доклассический период) - ищут причину формирования космоса.
Первые натур-философии сложились в илонии. Первая школа - ...
Исторически первым философом был Фалес. Другие представтели: анаксимен, анаксимандр, ксенофам.
...гинетического единства космоса к поиску его сущностного и культурного единства.

Следующий этап разития - классический. Здесь космос объясняется уже с рационально-классических позиций. Гавным культурным центром греции в этот момент становятся афины.
Одним из первых представителей этого периода является демокрит. Атамизм демокрита - учение о дискретном строении материи. По сути, это учение являло собой попытку создания общей теории. Демокрит в качестве самой меньшей единицей строения всего - атом.
В дальнейшем философия делала упор на развитие того материального мира, на который нацелены исследования.
Философ - парминид. Внутри структуры его работы есть..
Ученик парминида - ..элейский.
Софисты - те, кто обладали определенными знаниями, и делились этими знаниями с другими за определенную плату.
Считается, что софисты затормозили древнегреческую философию. Софисты доводили до абсурда свои способности при помощи манипуляции языком.
Сократ был противником софистов. Он выступал против софистов достаточно часто. Сократ в отличие от софистов сделал акцент в направление человека. Сократ отождествлял человека с моралью.
Сократ уделял большое внимание этике. Уделял внимание категории мужества, блага, прекрасного, мудрости, справедливости. Учеником сократа был платон. Хотя теория платона отличается от всего, что говорил платон. Платон, в традициях греческой философии, направлял внимание на ... Платон разделяет мир на две части: мир идей и мир вещей. Он сделал это для того, чтобы обосновать..
Мир идей - тот мир, корый представляет собой совокупность всех составляющих .. А мир вещей - простое отражение мира идей. Поскольку это просто отражения, то оно может искривляться, преломляться и нарушаться.
Мир идей - мир, который наполнен вещами с идеальными характеристиками. Человек в процессе своих действий, вещей не узнает, а только припоминает все, что уже и так есть в его разуме.
Очень многии идеи, корые создаются в мире вещей, на самом деле не... Сама лошадь и идея лошади - не одно и тоже. Мир идей - подлинное бытие, мир вещей - подражание этому бытию. Учение платона - чистый философский идеализм.
платона с его миром идей и вещей осатвляем на семинар.

После платона великим мыслителем был арестотель. Арестотель вслед за своим учителем высказывал свои знания... Продолжения учения платона отразились на аристотеле. Благодаря творчеству аристотеля философия приобрела творческий характер. Философия в руках аристотеля азделилась на практическую, теоретическую .
Практическая - та часть знания, которая существует ради деятельности,
Поэтическая - знание ради творчества.
Теоретическая - знание ради знания.
Метафизика - ..
Физика - те формы знаний, которые были посвящены способам изученния, которые были до аристотеля.
Аристотель стал культовой личностью. Был очень значимой личностью. По отношению к тем идеям, которые были открыты аристотелем. И на основании его идей было открыто много новых школ.
Аристотель - кульминация и завершения периода развития.
Следующий этап развития - эллинистический. Рассматривает проблему связи человека и общества.
Скептитизм, стоицизм, кенизм, эпикуризм.
Философы этого времени перестают придавать знанию в целом самосоятельную целостность. Философия теперь была направлена на ...
Эпикуризм было основано философом Эпикуром. Он считал что человек в своей жизни должен стрлемиться к идеальному жизненному состоянию(аттараксия - с греч невозмутимость). Эпикур считал что человек в первую очередь должен избавиться от страха перед смертью. Предполагалось также ограничение потребностей, соблюдение умеренности в наслаждениях. По эпикуру следовало самоустраниться от общественных действий и госдуарственных дел, устраниться от самой жизни. При соблюдении этих условий он считал, что можно достигнуть нужного уровня.
Перон - основатель скептицизма. Как подлинный скептик он реально отрицал существоавание добра и зла и неверил в обоснование правил морали. Считал, что ничего нового человек познать не может, как бы он не направлял свое познание.
Человеческая мысль имеет сою собственную структуру.
Учение Киников. Их уель заключалась в духовном освобождении личности. Основной идеей, которую они проповедовали, была идея внутренней свободы индивида. Киники считали, что человек должен жить в обществе не по законам общества, а по своим законам.
Представителекнииков был Диаген. Он сказал что нужно жить без человеческих благ.
Школа стоиков - в отличие от всех других была логична. Они пытались совместить все знания.
Центральной ...у стоиков был Логос. Логос - сущность каждой вещи, путь должного развия всех вещей и человека. Человек должен следовать судьбе. Автаркия - попытка следовать судьбе, для того, чтобы избежать ..
Стоическая философия оказала большое влияние на развие христианства.

Последний период - ..эллинизма. Для этого периода характерна нравственно-практическая направленность. В этот период развивается римский стоицизм. Его представителями являлись марк авририй. В рамках стоицизма происходит усиление религиозно-мистической направленности философии. Природа считается наполненной логосом(божественным началом). Здесь уже трактовка о божественном начале приближена к религиозной трактовке. Обожествелние космоса отождествлялась с универсализацией госдуарства, в котором человек является космополитом. В период римского эллинизма были распространены идеи неотвпарийцев и неоплатоников. В рамках этих учцений были основаны детальные учения о структуре и учении космоса. Здесь прослеживается связь с космическим началом. Под сверхсущим единым понимался непознаваемым и недосягаемым духовный абсолют. Связывалось с влиянием его на мир, на солнце..
Целью как неоплатоников, так и неогорийцев являлось ...достижение к единому. Единственным достижением человека к единому было .. Поскольку более развитым человеком будет в обществе ...
Римский стоицизм оказал большое влияние на...

Философия и религия, статус философии как средневековой культуры.
Средневековая философия зарождается в античной культуре
Первая дата возникновения подлинно христианских учений - 5 - 15 века. Что касается положений филоссофии в средние века. Теология и философия были тесно переплетены, но философия не была подчинена философии. То что касается теологической философии в подлинном смысле слова, то такое было, но...
Философия - рационально-теоретический тип .. Рациональность может использоваться для объяснения иррационального, но не обосновывала иррациональное. Появление религии - попытка приблизится к божественному. Христианская религия - отклик и отзыв на мнения большинства людей, которые существовали в то время. Средневековая философия - обосновываюстя принципиально новые для философии идеи.
Специфика религиозного мировоззрения - основой является иррациональный способ познания. В основе находится такой феномен как вера. Трансцендентное начало.
Доктрины средневековой философии.
Этапы средневековой философии:
1)борьба с ... Аполонетика(2-3 века). Представители ариген и тертуриан. Ариген на основе христианских идей пытался построить христианскую философию. Тертуриан подчеркивал непреодолимую ппаст между разумом и верой. Попытки обосновать веру, религию никогда не смогут увенчаться успехом. Объяснять философию и религию мы не можем. Одным з основных вопросов философии: возможности соотнесения веры и разума;
2)патристика(4-8 века). Его еще называют периодом отцов церкви. Это период систетизации церковных доктрин, ерковной догматики, период когда происходит разбор всего того, что ... Когда результатом стаивться получение идеальной религиозной нормы и ее идеальность видитсья. Представители: на западе - аврелий августин; восточная патристика - василий великий, григорий великослов, григорий нисский. Они пытаются обосновать цель существовани.
В результате сущетсвоавания религии, была основана религия. И после завершения этого периода начинается новый этап - сколастика
3)сколастика(11 - 14 века) - обоснование идей христианского толка. Это нужно было для того, чтобы церковная доктрина могла доносится до всех. Сколастика - тот период, когда возникают школы. в обыденном миропонимании места для бога не существовало. Лучшим способом донесения ..до людей заключалось в ... Что окасается интерпретации ..
В сколастике фмируется спор оминализма и реализма. Предмет спора - природа общих понятий или универсалий. Курпный вклад в данную дискуссию внес фома аквинский. Природа общих универсалий - ... Реалисты говорили, что разум является основой любых формирований, то номиналисты говороили о том, что разум первооснова. Спор номинализма и реализма рекшается на протяжении всего периода средневековой философии.
Принципы средневековой философии:
На становление этих принципов в большей степени повлияли догматы христианского учения.
1)теоцентизм - бог это абсолютное бытие, высшая ценность и конечная цель всего существования;
2)креоцеонизм - мироздание это творение бога, создание бога, и потому обладает уелесообразностью, в нем обладает гармония, елесообразность всех вещей и нарушить этот порядок невозможно.
3)символизм - сила бога осущетсвляется с етом солныа и тд и тп. Когда человек знает о том, что создан по образу и подобию бога, то как он может отказаться от знаний о своем творые.
Тело является темницей. Тело погрязло в грехе, духа чиста, со смертью тела душа воссоединяется богом. Противостояние души и тела.
5)провиденыиализм - говорит нам о том, что все сотворенное богом существует по его желанию. Бог рулит миром. Принцип эскотологизма - знание цели пути. Осознание конца пути.
Религия абсолютным образом выбивает страхи смерти из человека, если он правденый. Существуют пригрешения, корые не будут прощены. Если мы осознаем свою вину, то можем ее искупить.
В целом есть также и другие принципы.
В литературе средних веков часто используется понятие "темные века". Религия научила философию ... Философии необходимо было разрабатывать подход к решению разноплановых вопросов. Средневековая философия развила функцию прогностики. Знание событий будущего была весьма актуальна.
Следующий период: эпоха возраждения(ренессанса - 14 -16 века) - переломный этап и в развии человечества и в развитии философии. Как считают иссыледователи философской. Эпоха возраждения вернула развитие философии на начальный этап.
В эпоху возраждения выделяем три периода:
1)гуманистический - с ним связано творчество петрарки, бруни, солютати. Гуманизм - феномен описания приитетов человеческого существоавания в мире. Гуманизм - объясняет то, что человек не удовлетворен мнением о мире.
Гуманизм - альтернативы религиозного персонализма. Персонификация не производит выражения каждой персоны из всей толпы персон. Человека считали высшей ценностью. Отстаивали развития творческого развития человека. Понятие гуманизма и эстетики в какое-то время сочетается. В обществе уже существовало..
2)неоплотонический - это тот период, когда возраждается идея тождест микро и макро косма. Идея растворения придного универсума в мировой душе. В результате происходит перенос внимания с бога, на проблемы усройства вселенной. Представители: пика делло мирандолла, николай кузанский. Неоплотонизм - подготовительный этап для натурфилософского.
3)натурфилосовский - натурфилософский период связан с деятельностью леонардо да винчи, коперника. Период, когда в центр ставятся вопросы .., система доказанного знания, системы знаний. Да винчи - основатель экспериментального знания. Большое количество астронимчфеских взглядов. Масштаб появления знаний пошатнул появление религиозных знаний. Наука предстала вдруг как научный метод для фильтрации того знания, который не имеет внутри себя основы. Презумпция человека в мире - разум. Разумность человека стала угикальным феноменом.
Характерные черты философии эпохи ренессанса. Прежде всего это гуманистический антропоцентризм. Человек рассматривался как совершенное единство духа, души и дела.
Натурфилософский пантеизм - понятие которое говорит нам о всеобщем перепнении категории блага, то есть все имеет внутри себя элементы добродетели.
Становление иде свободы , равенства и братства(общественно-политическая проблематикам). Но она возникает из-за того, что деятельность - ...


Слудеющие темы по европейской и немецкой вышлют на ящик


23.09.2013 - философия

Тема: неклассическая философия: становления и основные направления.

Особенности постклассической философии

Кант и Гегель - кульминационный период в завершении классического периода философии.
Неклассическая философия - вызывает всплески критики в ее отношении. Ее представители отказываются от основы классической философии. Она старается выделить человека как особого, но не выделяющегося от остальных фрагментов природы.
Неклассическую философию нельзя классифицировать. Однако есть некая традиционность: благодаря колоссальному изменению в социуме происходит переориентация всех ..человеческого знания. Два направления:
-выступают за научное направление(то направление, которое в качестве развития разума выбирает наука). Дополняется рационализмом;
-антисциинтизм - такая социокультурная ориентация, которая основана на критике науки.
Неклассическая философия старалась освободиться от метафизики. Дополняется антирациональзмом.
Метафизика классической философии универсальна, она направлена как на поиск роли человека, так и на ..
Философия жизни - (шоппенгауэр, фербах, маркс).

К некалассическому рационализму мы относим:
-позитивизм;
-антропологический материализм фейрбаха;
-марксизм;
-неокантианство;
-неогегельянство.

А к иррационализму:
-философию жизни;
-феноменологию;
-психоанализ;
-экзистенциализм.

Это деление достаточно условно.

Основные направления неклассического рационализма:
1)неокантианство(приставки нео обычно стремились показать то, что они стремятся полностью отрицать идеи, принципы, методы).
В 70-х годах 19 века лозунги "назад к канту" показали, что нехватает кантинизма.
В это время возникают две неокантианской школы:
-марбурской:2 коген, кассиррер, натор. Эта школа действительно пыталась вернуться к кантинизму. Она выстраивает новую концепцию понимания разума и мира
-бадданскую школу ..: виндельбанд, риккер. В отличие от марбурской школы, которая была ориентирована на социо-.. . И виндельбанд и риккер выдвинули тезис о существовании исторических(науки о событиях) и естественных(науки о мире)(новотетические науки, науки о законах).
Метод естествознания - обобщающий или генерализирующий метод. Метод исторических наук - метод индивидуализирующий.
Бадданская школа придает значение историческим наукам. Эта школа была хорошей альтернативой марбурской школой.
Неокантианство, как одно из ..имеет разделение.
Традиции классической философии развивали фейрбах и маркс(но мы отнесем их к неклассической философии. У фейрбаха и маркса происходит переориентация классического понятия действительности. Фейрбах формурует свою философию в ... Он считал религию и христианство определенной формой отчуждения человека от его собственной сущности, то есть в причине ;формирования религии стоят социологические политические и культурные порядки. "сущность христианства" - в этом труде он принял попытку к антропологическому основанию, то есть ту попытку, на которой он.. Религия - преувеличенные, идеализированные качества человека. Чем большими качествами человек наделяет бога, тем больше он сам становится низким.
Человека, как считал фейрбах, нужно считать как целостность(имеется в виду целостность разума и эмоционально-чувственного.
Взгляды фейрбаха оказали достаточно сильное влияние на маркса и энгельса.
Маркс оказалася критиком гегеля.
То что касается одностороннего понимания маркса, то это связано с учебной теорией.
Филосовская позиция маркса формируется под влиянием фейрбаха. Позиции гегеля - один из толчков, которые повлияли на ...
Маркс считал, что гегельскую позицию нужно снять, принять переработать и получить на основе этого нового знания.
В отношении маркса гегелевская философия.
У маркса снимается необходимость на формирование четко ориентированной теии существования философии.
От гегеля он вбирает в себя стремление к действительности.
Приземленность духом всегда у маркса заканчивается..
Что касается марксизма в отношении материалистического понимания истории: формирование классов. Реальная жизнь всегда определяет реальные формы познания.
Базис - это те основные элементы общества, которые влияют на различные сферы жизни..
В чистом марксизме политика, мораль, ... - надстройка.
Дя того, чтобы изменить базис, то нужно изменить понимание, которое находится в надстройке.
Периоды развития общества(по марксу) - формации.
Главное в экономическом базисе - это производственные силы(то есть орудие и средство производства). Эти производственные силы определяют отношение людей в процессе производства, то есть производственные отношения. Когда происходит несовпадение производственных сил и производственных отношений, формируется необходимость перехода ..на новое развитие.
Фрмации:
-первобытно-общинная;
-феодальная..
-..
Последняя формации страшна именно потому, что проявляет форму отчуждения. Абсолютизация человеческой свободы.
Маркс был выдающимся философом.



30.09.2013 - философия

Направление позитивизм появился в 17-ом веке. Это все то знание, которое может быть понято и переведено как позитивное знание. Особенность: ориентация на науку.
Позитивизм:
1)1840 - 18.. - Огест Конт(основатель позитивизма). Центральная идея философии Конта: закон трех стадий(теологическая(фиктивная, метафизическая(абстрактная), научная(позитивная)). В рамках позитивизма философии отводится роль методологии наук(должна нарабатывать принципы ..необходимые для развития общества). Конт создал модель общества, в которой уделил большую роль отношению религии к человеку.
Миль был последователем Конта, но он разрабатывал проблему опытного познания. Доработал теорию индукции, которую начал разрабатывать еще Бэйкам.
2)эмпириокритицизм(70-е годы 19 века - начало 20-го века). Авинариус, Мах. Здесь уже происходит переосмысление понятия опыта и формулировка субъективно-идеалистической интерпретации(все знания, которые мы получали закрепляется в опыте) опытного знания. Опыт является чистым источником позитивного знания.
3)неопозитивизм(20-е годы 20-го века). Здесь в основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологическим вопросов науки, опираясь лишь на позитивные основы знания. С полным отрицанием метафизической проблематики.
Неопозитивизм также имеет внутри себя стадии развития:
-логический позитивизм(венский кружок). Первоначальная идея - отказ от философских категорий в решении проблемы формализации и соотношение имперического и теоретического уровней научного познания. В его основе лежит ориентация на логику, она рассматривается как универсальный механизм построения методов науки. Представители считали, что язык науки имеет ряд погрешностей, помарок, которые влияют на то, что .. Представители: рудольф карна(австрийский философ, логик. Он создал идеал фОрмального языка науки, основанного на истинных протокольных предложениях, которые выражают чувственные переживания субъекта).
4)Следующей формой неопозитивизма - постпозитивизм(60-е года 20-го века). Представители: Кунн, тулмин, поппер.
Его основная идея: по-прежнему продолжает искать улучшение качеств метода науки, обосновывает ..методов науки. Здесь происходит конструирование теорий по истории и динамике развития науки и научных теорий.
Поппер считает, что принцип верификации мы должны заменить принципом простой проверки(принцип фальсификации). Наука внутри себя разрознена.
Томмас кунн: "структура научных революций" - он выстраивает однйу из наиболее распространенных идей(вводит понятие "парадигма" и через это понятие кунн определяет стадии развития).

Аналитическая философия(конец 19-го века) - отдельное направление рациональной философии. В рамках этой философии выделяют три парадигмальные ориентации:
1)логический анализ. Представители: бертран рассал, вигденштейн, джош муро.
Центральная идея построения теории логического атомизма на основе формирования идеального языка.
Концепция логического атомизма - построение идеального форменного язык науки, который бы обладал характеристикой атомичности. Единственным атомичесикм методом может быть логический анализ языка.
2)лингвистический анализ. Людвиг винтекштэйн, райн, остин. не язык науки, повседневный, обыденный язык. Он признается сложной структурой, сложным основанием .. Повседневный язык считается той основой, которая сущестует.. Язык не субъективне, внеобъективен, он абсолютен, универсален. Язык признается связанным именно с деятельностным началом.
3)логико-лингвистический анализ. .. . В связи с этим появляется аналитическая философия права, сознания.

Иррационализм!
Default Paragraph Font Table Normal
No ListBody 1Times New RomanTimes New RomanArial Unicode MSArial Unicode MS

Приложенные файлы

  • doc 19318285
    Размер файла: 120 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий