задания к практическим занятиям ( 3 семестр)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет
Кафедра «Русский язык как иностранный»


Задания для практических занятий
по дисциплине
«История зарубежной литературы»

для вузовского обучения
направления 031300.62 «Журналистика»
Гуманитарное направление



УММО разработан в соответствии с составом УМКД

УММО разработала Бабкина Е.С. ________________

УММО утверждён на заседании кафедры
протокол № от «__» ____________ 2012 г.

Зав. кафедрой _______________ «___» ___________ 2012г.

Задания для практических занятий по курсу
«История зарубежной литературы»

Практическое занятие № 1
(2 часа)
Тема: «Греческая мифология»

План изучения темы:
1. Определение мифа. Понятие о мифологии.
2. Периоды развития греческой мифологии.
3. Система греческих мифов:
1. космогонические мифы и их значение;
2. теогонические мифы;
3. отражение концепции героического в мифах.
4. Художественно-эстетическое значение мифологии.

Литература:
1. Античная литература / под. Ред. А. Тахо-Годи. – М., 1980. – С. 13-28.
2. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957; 2-у изд. В кн.: Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М., 1996.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. – М., 1982. – Статьи «Миф», «Мифология», «Мифология и литература», стаьи об олимпийских богах.
4. Мифологический словарь / под ред. Е. Мелетинского. – М., 1990.
5. Мифологический словарь / под ред. М. Ботвинника. – М., 1985.
7. Мифология древнего мира. – М., 1977. – С. 233-281.
8. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. Самое полное оригинальное издание. / Н.А. Кун. – М., 2010 (или любое другое издание).
9. Парандовский Я. Мифология. – М., 1968.
10. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 222-225.
11. Ашукин Н. С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Н. С. Ашукин. – М., 1988.
12. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. Молоткова. – М., 1986.
13. Распопин В.Н.: Литература Древней Греции. Очерки истории зарубежной литературы. http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/raspopin/index.htm



Задания к практическому занятию:
1.
К вопросу 1: Прочитать статьи «Миф» и «Мифология» в рекомендованных пособиях (см. Литература, № 1-6, 10). Выписать 2-3 определения понятий «Миф» и «Мифология», сравнить их. Сопоставить словарные определения мифа с рабочим, данным преподавателем на лекции: «Миф – это слово, обобщающее и персонифицирующее конкретно-чувственный образ явлений мира».

К вопросу 2: Опираясь на содержание лекции о периодах развития греческой мифологии (либо на основе литературы, рекомендованной к практическому занятию) заполнить Табл. 1 (см. Приложение к плану практического занятия), привести примеры к каждому разделу.

К вопросу 3:
1). Прочитать мифы о периоде космической эволюции. Подчиняются ли они основному мифологическому закону о переходе Хаоса в Космос? В какой период развития греческой мифологии создавались космогонические мифы?
2). Объяснить: а) смену времен года (миф о Деметре и Персефоне);
б) появление людей (миф о Девкалионе и Пирре);
в) смену веков;
г) рождение титанов.
3). Прочитать мифы о генеалогии и рождении богов 2 и 3 поколений. Обратить внимание на то, как разделены «сферы правления» между богами; объяснить, что отражает такое деление. Подготовить сообщения о главных олимпийских богах (Зевсе, Афине, Аполлоне, Артемиде, Афродите, Дионисе, Гермесе, Гере, Гефесте) по следующему плану:
а) римское название бога;
б) атрибуты бога при изображении; черты фитоморфизма или зооморфизма;
в) чудесное рождение бога;
г) основные функции;
д) крылатые выражения, связанные с богом;
е) основные мифы; особое внимание обратить на мифы-метаморфозы и на мифы о состязании бога и человека.
4). Прочитать мифы о Геракле, Тесее и Персее. Какая концепция героического отражена в них? Какой нравственный идеал? Выписать крылатые выражения, связанные с героями.

2.

При подготовке к занятию составить картотеку мифологических наименований (боги, герои, чудовища), крылатых выражений и специальных терминов, которые вам встретятся при чтении литературы.




Образцы записей:

МИФОЛОГИЯ есть мышление на определенной ступени человеческого развития. Мышление же невозможно без обобщения. На уровне единства языка и мышления всякое слово уже обобщает. А МИФ по-гречески и значит не что иное, как СЛОВО.
Автор определения – А.Ф. Лосев.
Источник – Лосев А.Ф. «Античная мифология в ее историческом развитии». – М., 1957. – С.9.




ЗЕВС Римская параллель ЮПИТЕР
Основные функции: царь богов, отец богов и людей, бог грома и молнии.
Эмблемы при изображении: орел, скипетр, Нике.
Крылатое выражение: Юпитер сердится.





ГЕРА ЮНОНА
Супруга Зевса-Юпитера.
Покровительница брака, домашнего очага.
Корона, покрывало.




АФИНА ПАЛЛАДА – воительница
ПАРФЁНОС – дева
МИНЕРВА – мудрость
Покровительница ремесел, покровительница Афин.
Сова, шлем, копье.
Сова Минервы.




3.
При подготовке к занятию, обратитесь к соответствующим разделам монографии известного ученого, специалиста по античной литературе А.А. Тахо-Годи «Греческая мифология» (1-е изд – 1980, 2-е изд. – 1989, 3 изд. – 2002 г.), напишите краткий выборочный конспект по плану, составленному преподавателем (страницы указаны по изданию 2002 г.):
Почему миф называют мифом (С. 7-8).
Когда и как рождается миф (С. 9-10).
Художественно-эстетическое значение мифологии (С. 15-19).
Специфика доклассической мифологии (С. 25-27).
Архаический фетишизм, магия и оборотничество (С. 28-33).
Архаический анимизм. Переход от демона к божеству (С. 33-36).
Специфика классической мифологии (С. 65-66).
Сложность мифологического комплекса (С. 66-67).
Мифологический Космос. Образы, олицетворяющие смерть (С. 76).
Законные браки Зевса и их смысл (С. 86-97).
Значение незаконных браков Зевса (С. 89-110).
Разные типы героизма (С. 168-172).
Одиссей. Многоумный и многострадальный герой (С. 185-191).


Приложение к плану практического занятия

Табл. 1.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Архаика
Классика

Мифология Природы
Олимпийская мифология

Хтоническая мифология
Мифология Человека /Героя

Фетишизм
Анимизм
Микс-
Ранняя
Поздний
Самоотрицание



антропизм
классика
героизм
мифологии


фитоморфизм

ТИПОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ




СЮЖЕТОВ


зооморфизм








1 . теогонии
1. герои
1 . метаморфозы


тератоморфизм


сражаются с



оборотничество

2.боги сражаются с
чудовищами, побеждают
2. Мифы о Прометее




чудовищами
(титанами)
их умом
3. Мифы о





2. герои
Дионисе




3. герои
нарушают





сражаются с
закон





чудовищами,
благочестия





побеждают
и вызывают





физической
богов на





силой
состязание;






З.мифы о






родовом






проклятии












Практическое занятие № 2
(2 часа)
Тема: «Художественная картина мира в поэмах Гомера»

План изучения темы:
1. Определение эпоса.
2. Гомеровская картина эпического мира (XVIII песнь «Илиады»).
3. Разные типы героизма. Гомеровская концепция образа Одиссея.
4. Анализ содержания IX песни «Одиссеи»:
1) быт, нравы, мифологические представления древних греков;
2) конфликт и этапы его развития.
5. Особенности сюжета и композиции поэмы «Одиссея»:
1) основные сюжетные линии и их фольклорный источник;
2) двуплановость повествования;
3) принципы композиции:
линейность в изложении событий в сочетании с ретроспекцией;
параллелизм эпизодов и персонажей;
мифологические и сказочные мотивы и образы.
6. Особенности эпического стиля ( на материале IX песни).


Литература:
Гомер. Одиссея: Поэма / Пер. с греч. Н.И. Гнедича; Предисл. А. Нейхардт; Прим. С. Орешова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 400 с.
Гомер. Илиада: Поэма / Пер. с греч. Н.И. Гнедича; Предислю А. Нейхардт; Прим. С. Орешова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 512 с. (песнь XVIII).
Бахтин М.М. Эпос и роман // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 456-462.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
5. Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960.
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология (любое издание). – С. 173 – 181, 185-190 (страницы даны по изданию 2002 г.).
Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., 1980.
Шталь И.В. «Одиссея» - греческая поэма странствий. – М., 1978.
9. Распопин В.Н.: Литература Древней Греции. Очерки истории зарубежной литературы. http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/raspopin/index.htm

Задания к практическому занятию:

К вопросу 1: В Литературном энциклопедическом словаре (ЛЭС) найдите статью «Эпос». Проанализируйте содержание понятия во всех значениях, обратив внимание на следующие вопросы:
1. Специфика эпоса как рода литературы (первое значение)
а) этимология слова;
б) жанры эпоса;
в) способ организации речи;
г) носитель речи.
2. Специфика героического эпоса как жанра (второе значение)
а) предмет эпоса;
б) источник происхождения;
в) абсолютная эпическая дистанция.

Сравните словарное определение эпоса с размышлениями об эпосе выдающегося русского филолога и философа М.М. Бахтина: « эпопея как определенный жанр характеризуется тремя конститутивными чертами:
предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, «абсолютное прошлое», по терминологии Гете и Шиллера.
источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел);
эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией» (из работы «Эпос и роман» // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 456.).

К вопросу 2: Гомеровская картина эпического мира воплощена в описаниях щита Ахилла. Почитайте XVIII песнь «Илиады», стихи 478-607. Составьте комментарий, ответив на вопросы:
1. Почему Гефест выковал три обода?
2. Почему щит Ахилла состоит из пяти слоев / листов?
3. Рассмотрите сюжеты щита Ахилла, изображенные на схеме:
а) Какими микрообразами предоставлено эпическое пространство Космоса, Природы, Социума?
б) Какое представление об эпическом времени у вас сложилось? Как символически его можно изобразить?
в) Дополните схему микрообразами с семантикой и формой круга, «подсвечивающими» изнутри форму щита?
4. Какое место в гомеровской картине мира занимает «Тэхнэ»?
5. Почему картина мира у Гомера воплощена в вещи? Отвечая на этот вопрос, обратите внимание на высказывание ученого О.М. Фрейденберг: «Вещь как космос: в таком значении до нас дошло много описаний искусно сделанных вещей, на которых изображена первобытная вселенная. <> Вылепленный кубок, вооружение героев – эти вещи передавали мифы рядом со словесным их оформлением. <> Миф о Троянской войне, прежде чем стать повествованием, служит узором для ткани Елены» (из работы «Миф и литература древности». – М., 1978. – С. 71).






К вопросу V: Прочитать по учебнику «Античная литература» (любое из рекомендованных изданий) материал о сюжете и композиции «Одиссеи».



Практическое занятие № 3
(2 часа)
Тема: «Трагедии Софокла»

План изучения темы:
I. 1. Определение трагедии (содержание понятия).
2. Происхождение трагедии: современное состояние вопроса.
3. Структура греческой трагедии.
4. Устройство греческого театра. Организация празднеств.
II. Трагедия Софкла «Эдип-царь».
Мифологический источник трагедии.
Композиция трагедии. Перипетия и трагическая ирония. Аристотель о композиции «Эдипа-царя».
Основной конфликт трагедии. Трагическая вина героев.
Современные интерпретации «Эдипа-царя».
III. Трагедия Софокла «Антигона».
1. Основной конфликт трагедии, этапы его развития, особенности кульминации.
2. Характеры героев. Трагическая вина.
3. Современные художественные интерпретации «Антигоны» трагедия Ж. Ануя «Антигона» (сообщение).


Терминологический минимум:
Трагедия, трагическая вина, трагическая ирония, перипетия, конфликт, композиция, характер литературный.
Дифирамб, мистерия, тренос, парод, орхестра, театрон, скена, стасим, эксод, эписодий, коммос, протагонист, девтерагонист.


Конспектирование:
Аристотель. Поэтика (раздел о трагедии).
Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. – М., 1972. – С. 90-103.


Литература:
Софокл. Эдип-царь. Антигона (любое издание).
Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.
Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1988.
Ярхо В.Н. Софокл и его трагедия // Софокл. Трагедии. – М., 1988. – С. 5-26.
Петровский Ф. Комментарии // Софокл. Трагедии. – М., 1988. – С. 472-473, 475-476.
Ануй Ж. Антигона // Избранное. – Т.2. – М., 1965 (2-у изд. – 2002 г.).
7. Распопин В.Н.: Литература Древней Греции. Очерки истории зарубежной литературы. http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/raspopin/index.htm





Практическое занятие № 4
(2 часа)
Тема: «Античный роман»

План изучения темы:
Условность термина «античный роман». Типы античного романа.
Анализ романа Лонга «Дафнис и Хлоя»:
1. Основная сюжетная схема греческого любовного романа и ее усложнение у Лонга;
2. Буколические мотивы и их функции в романе:
традиционно-мифологический план изображения (мифы о Пане, Сиринге, Эхо, голубке, Питиде:;
буколический пейзаж и быт;
изображение психологии героев;
культово-обрядовый мотив передачи памяти.
Оппозиция Природы и Цивилизации, города и деревни и ее роль в романе.
Некоторые особенности стиля.
Анализ романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»:
особенности композиции;
испыта
·

Приложенные файлы

  • doc 19900691
    Размер файла: 280 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий