Система практических заданий (1)

Практическое занятие № 1
Тема: Риторический канон.
А. Вопросы для обсуждения.
1. Инвенция как этап риторического канона.
2. Диспозиция как этап риторического канона.
3. Элокуция как этап риторического канона.
4. Оратория.
5. Принцип кооперации как условие эффективности речевой коммуникации.
6. Принцип вежливости как условие эффективной речевой коммуникации.
7. Психологические принципы продуктивности речевого общения.
Б. Практические задания.
1. Привести примеры конкретного использования смысловых моделей (2-3 по вашему выбору) из текстов юридического характера или из художественной литературы.
2. Составить хрию на тему «Чем эпоха интересней для историка, Тем она для современника печальней» (Н.Глазков).
3. Привести примеры использования 5 любых риторических фигур из современных текстов.
4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Попробуйте их объяснить.
а) Обнаружен металлический прут в форме непонятной буквы.
б) В углу лежит кастрюля. Её размеры: высота 20 см, ширина 25 см, длина 25 см.
в) Рядом лежали две пуговицы – одна женская, а другая голубая.
г) В углу лежал чёрный полумужской полусапожек.
д) На трупе обнаружено пять ран, две из которых смертельны, а остальные, к счастью, нет.
е) В автокатастрофе погибло пять человек, трое из них – серьёзно.
ё) В пивной находится шесть толов, четыре из которых стоячих, а два – сидячих.
ж) В квартире обнаружен труп без признаков жизни.
з) Муж пошёл в магазин купить водки и ещё кое-что для детей.
и) Обвиняемый в быту скромен. Имеет на иждивении тёщу. Других аморальных проявлений за ним не замечалось. Год назад у него родился сын Никита, ранее не судимый.
5. Решить следующие задачи (они могут иметь и не одно решение):
А) Слово «танк» имело значение «Специально оборудованный резервуар» для хранения или транспортировки жидкостей». Теперь же оно употребляется ещё и в значении «Боевая самоходная бронемашина на гусеничном ходу с мощным вооружением». Так произошёл подобный перенос наименования?
Б) Известны различные технические схемы «детекторов лжи», но с позиций психофизиологии их принцип един: фиксация прибором волнения опрашиваемого при «опасных» для него вопросах на фоне обыденных. Скажем, отвечая на вопрос: «Вы сегодня завтракали?» шпион спокоен, а при вопросе «Вы продавали наши секреты врагу?» - он нервничает и приборы это фиксируют Что можно посоветовать человеку, опрашиваемому на детекторе лжи?
В) В средневековой Европе было распространено поверье было распространено поверье: если дать ребёнку имя святого, то святой будет охранять крестника. И чем больше дать имён – тем лучше. Простолюдинам было не по карману давать много имён. Однако им тоже хотелось, чтобы их детей защищали как можно больше святых. И, подумав, они изобрели Что сделали простые французы?
Г) Адмирал В.Я.Чичагов был приглашён к императрице Екатерине Второй. Рассказывая о своей победе, он вошёл в раж, кричал, махал руками, ругался, матерился Опомнившись, повалился на колени перед императрицей: «Виноват, матушка!» Что ответила императрица, не желая обидеть адмирала?
ЛИТЕРАТУРА
Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.
Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.
Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004
Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000.

Практическое занятие № 2.
Тема: Судебная речь как жанр ораторского искусства
А. Вопросы для обсуждения.
1. Судебное ораторское искусство в Древней Греции.
2. Судебное ораторское искусство в Древнем Риме.
3. Русское судебное красноречие.
4. Советское судебное красноречие.
5. Назначение и функции судебной речи.
6. Отличительные черты судебной речи.
7. Монологичность судебной речи.
8. Диалогичность судебной речи.
Б. Задания практического характера.
1. Подготовить выступления об одном судебном ораторе (по выбору; задание может выполняться и творческими группами до 5 человек) по следующему плану: а) самая общая характеристика периода деятельности; б) основные вехи деятельности; в) конкретный вклад в теорию (практику) судебного ораторского искусства; г) дополнительные сведения.
2. Проанализировать деятельность конкретного, лично вам известного, современного судебного оратора.
3. В соответствии с нормами современного русского языка запишите в протокол допроса показания подозреваемых:
а) Пять лет шпаной был, днём на базаре работал, в ширмачах состоял, часто с лотков тырил, а кемарить в шалман ходил, а то и на рельсах ночевал. Ментам попадался редко, только три раза засыпался. Приведут в приёмник, а оттуда дёрвинта дашь. Засыпались мы по дурочке. Попали гусака в бане и пошли на тучу толкать его клифт. А один фуцен возьми и звякни в ментовку. Мусора нас и повязали.
б) Ведь Дрон же кругляк: он может и ширяться, и калики захавывать и коксить. А кентуха его Гера прямо в кайф-базаре копыта откинул: целых два трактора мороза вкатил в жилу.
4. Отредактировать неправильно построенные предложения, связанные с употреблением устойчивых сочетаний.
а) Иногда человека берут в такой оборот, что он поёт прощальную лебединую песню.
б) Для всего университета этот преподаватель стал басней во языцех.
в) Ещё совсем недавно ему пели фимиамы.
г) В этом направлении важную скрипку играют оперативники.
д) Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером.
5. Прочитайте речь А.Ф.Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем, отметьте в ней средства связи, признаки диалога, средства, содействующие убедительности речи (речь опубликована в изданиях: А.Ф.Кони. Избранное. – М., 1989, с.49-62; Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 1999, с.266-278.
ЛИТЕРАТУРА
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Р/Д, 2002.
Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов). – М., 1999.
Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.
Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.
Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004.
Кони А.Ф. Избранное. – М., 1989.
Риторика для юристов: основы судебного красноречия. – Р/Д, 2008
Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

Практическое занятие № 3.
Тема: Судебная речь как процесс
А. Вопросы для обсуждения.
1. Характеристики судебной речи
2. Особенности обвинительной речи.
3. Особенности защитительной речи.
4. Особенности реплики.
5. Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.
6. Характеристика судебной аудитории
7. Этика судебного оратора.
8. Этапы подготовки к выступлению в судебных прениях.
Б. Практические задания.
1. На основе анализа судебных речей (по выбору: как реально слышанных в судебных заседаниях, так и опубликованных в соответствующих пособиях) подготовьте выступление (3-5 минут) на тему: «Целевая установка судебной речи», в котором ответьте на вопросы: 1. С чего начинается успех судебного выступления? 2. Можно ли построить и произнести убедительную речь, не определив её целевой установки? 3. Чем определяется целевая установка?
2. Прочитайте речь Н.П.Кана по делу Далмацкого и речь О.В.Дервиза в защиту Васильевой, посмотрите, как определяется целевая установка каждой речи; подумайте, как проявляется в них черты судебной речи; способствуют ли речи формированию убеждения судей, оказывают ли воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда граждан. Проследите, как проявляется в них качества воздействующей речи, покажите богатство речи ораторов. (Обе речи помещены в книге Н.Н.Ивакиной).
ЛИТЕРАТУРА
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Р/Д, 2002.
Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов). – М., 1999.
Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.
Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.
Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004.
Риторика для юристов: основы судебного красноречия. – Р/Д, 2008.
Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

Практическое занятие № 4.
Тема: Искусство спора.
А. Вопросы для обсуждения.
1. Из истории спора.
2. Спор, диспут, дискуссия, полемика - сходство и отличие.
3. Содержание спора.
4. Полемические приёмы.
5. Виды спора.
6. Убеждение собеседника.
7. Уловки в споре
((. Практические задания.
1. Подберите 15 пословиц о споре таким образом, чтобы в них отразились различные стороны спора.
2. Проанализируйте рассказ В.М.Шукшина “Срезал” с позиций ведения спора.
3. Приведите известные вам случаи споров из судебной практики.
ЛИТЕРАТУРА
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Р/Д, 2002.
Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.
Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.
Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004.
Риторика. – Минск, 2000.
Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.
Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000.

Практическое занятие № 5.
Тема: Речевая агрессия. Лингвистическая экспертиза
А. Вопросы для обсуждения.
1. Понятие речевой агрессии.
2. Важнейшие формы речевой агрессии.
3. Ситуации речевой агрессии.
4. Понятие о конфликте.
5. Предмет лингвистической экспертизы.
6. Понятие «нормы» в лингвистической экспертизе.
7. Умение постановки вопросов к лингвистической экспертизе.
8. Суждения и мнения.
Б. Практические задания.
1. Проанализируйте реальные случаи проявления речевой агрессии (из жизни, из художественной литературы, из СМИ).
2. Проанализируйте материалы лингвистической экспертизы «Экстремизм» (прилагается).
3. Проанализируйте материалы экспертизы статьи А.Боброва «Листопадник: Удушение родного» (Цена слова – М., 2002, с.35-39).
4. Поставьте вопросы для экспертизы предложенного текста (задание выполняется в аудитории).
ЛИТЕРАТУРА
Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. – М., 2007.
Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996.
Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.
Цена слова. – М., 2002.

Практическое занятие № 6.
Тема: Судебная журналистика. Журналистское расследование
А. Вопросы для обсуждения
1. Общее понятие о журналистском расследовании.
2. Особенности журналистского исследования-расследования
3. Факты и версии.
4. Виднейшие представители судебной журналистики России и СССР.
Б. Практические задания.
1. Проанализируйте (по выбору) одно из журналистских расследований (из центральной или местной прессы).
2. Подготовьте сообщение об одном из судебных журналистов (по выбору).
3. Подготовьте сообщение об одном из «журналистов-расследователей).
ЛИТЕРАТУРА
Ваксберг А. Царица доказательств. – М., 1992.
Константинов И. Журналистское расследование. – М., 1999.
Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.


Практическое занятие № 7.
Тема: Техника речи
1. Читайте текст, стараясь экономно распределять выдох. Дыхание добирайте только в конце строчки.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
Твёрдо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханья и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции чёткой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно – с расчётом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
2. Прочитайте стихотворение В.Я.Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.
БУРЯ С БЕРЕГА
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые
Заметались, затерялись в океане корабли.
С неудерживаемостью перебрасываемые
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете ли не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
Читайте стихотворение вслух, постепенно понижая голос, «дирижируйте» при этом руками. Последние шесть строк должны звучать в грудном регистре (последнюю строку попробуйте «поднять» до исходного – нормального – голоса).
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном
И непременно в головном.
Всё
ниже
опускаюсь!
Ниже!
А дно морское ближе
ближе
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко,
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать «аквалангистом».

4. Медленно, отчётливо выговаривая каждый звук, прочитайте скороговорки; затем повторите несколько раз, убыстряя темп речи.

Инцидент с интендантом
Дробью по перепелам да по тетеревам
Расскажи мне про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Тётя чуть чего – Тютчева читает.
На дворе трава, на траве дрова. Поруби дрова на траве двора.
Стоит поп на копне, колпак - на попе, копна – под попом, поп – под колпаком.

5. Читайте текст сначала медленно, а затем убыстряйте темп речи.
Три круга

Темп речи убыстрять учусь,
Сейчас три круга я промчусь.
Вот в первый круг пустился я,
Хоть речь и быстрая моя,
Но до предела далеко,
Я говорю слова легко
И на пути ни оговорки,
В том помогли скороговорки.
Вот в круг вступил теперь второй,
Ускорился темп речи мой,
Всё собранней, короче слово,
Точна предельна мысль моя,
А интонация готова
Всё выразить, что вижу я.
Вот третий круг ещё быстрее,
Чтоб финиша достичь скорее!
Слова строчат из пулемёта:
«Тра-та-та-та!» Язык намётан,
Весь речевой мой аппарат,
Готовый к бою, только рад,
Когда пред ним трудней задача.
Тренировался – есть удача!
Кто ж тренингом пренебрегал,
Тот в мастерстве своём отстал.
6. Подготовить и выразительно прочитать рассказ о случае из собственной жизни (3-5 минут).

Практическое занятие № 8.
Контрольная работа
Контрольная работа включает в себя теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос выбирается из тех, что были освещены на лекциях и семинарских занятиях. Практическое задание (по вариантам) сходно с теми, что рассматривались на
15

Приложенные файлы

  • doc 20277142
    Размер файла: 72 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий