Творческое направление рабочие материалы


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1



Общероссийская общественно
-
государственная детско
-
юношеская
организация

«РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ





И.А.Лопатина

Т.Н.Сахарова

Е. Г.Уманская






Проект методических рекомендаций

по
направлению

«Личностное развитие»

«Творческое развитие»


















Москва
-
2016


2


Оглавление

Введение

Основы деятельности по
направлению

Структура деятельности по направлению

Рекомендуемые мероприятия

Критерии эффективности деятельности по направлению

Примеры моделей деятельности по направлению

Заключение

Список литературы





Редакционный совет:
Родионова Е.Г.
, Пуговкина Т.Н.
, Лопа Н.А.,
Сахарова
Т.Н., Уманская Е.Г., Зинченко Ю.П., Арифулина Л.М., Батурин А.К.,
Матюхина Е.Н., Фришман И.И., Петров А.С.





3


ВВЕДЕНИЕ



Во все времена творчество являлось необходимой частью жизни
.
Ежедневно мы

сталкиваемся с множеством задач, для решения которых
требуется исключительно творческий подход.
В условиях роста социальной
конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки,
которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким
образом,
чтобы сделать ее как можно более эффективной.

Нашей стране нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески
мыслить.


Творчество


это процесс человеческой деятельности, созидающий
качественно новые материальные и духовные
ценности. В общефилософском
смысле


это категория, выражающая собой важнейший смысл человеческой
деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в
процессе культурной миграции.

Проявления творческой деятельности многообразны. Это мног
ообразие
отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и
вместе с тем богатство
внутреннего мира

человека.

Создавая что
-
то новое, меняя окружающий мир,
человек

непрерывно
растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и

оригинальных решений


это одно из

проявлений непрерывного поиска себя, самопознания
и

личностного роста.

Творческая деятельность продуцирует «строительный материал» для
жизнеутверждающих смысл
ов и позитивных переживаний. Креативные
чувства способны в какой
-
то степени исполнять роль неуловимой интуиции.
Они, с одной стороны, являются закономерным результатом формирования,
развития интеллектуальных и нравственно
-
эстетических эмоций и чувств, с
др
угой, условием и элементом творческого мышления в целом.


Творческое развитие позволяет

лучше узнать и

понять себя, найти
новые решения для стандартных проблем, взглянуть на

мир по
-
новому,
повысить собственную эффективность и многое другое.
От степени раз
вития
творческих способностей во

многом зависит восприятие мира

и

чувство
собственной сопричастности к социуму.


В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал
и

безграничные возможности для его реализации.

Цель

данного поднаправления



развитие
творческого потенциала
личности, создание благоприятных условий для развития личности
школьника.

Цель реализуется через следующие задачи.

Задачи

деятельности:

1.


Стимулирование творческой активности школьников.

2.

Предоставление возможности школьникам прояв
ить себя,
реализовать сво
й

потенциал и получить признание.

4


3.

Координация воспитательных усилий на разных этапах
творческого процесса.

4.

Контроль реализации творческого развития школьников.



ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

Для решения поставленных задач творческого развития школьников
важно понимать, что такое творчество, творческое развитие, какие
существуют
виды творчества и особенности
организации творческого
развития на разных возрастных этапах.

Творчество



процесс

деятельности, создающий качественно новые
материаль
ные и духовные ценности; итог

создания объективно нового.
Творчество направлено на решение любых проблем и
ли удовлетворение
потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления
(производства)

-

уникальность

его результата.


Цель

организации творческой деятельности обучающихся


создать
условия для


всестороннего и гармоничного

личностного

развития человека
,
способствующие реализации потенциала активнос
ти человека

и решение
ближайших задач.


К признакам творческой продуктивной деятельности

относятся
полезность (ценность) и новизна (оригинальность).

В соответствии с различными видами теоретической и практической
деятельности можно определить следующие
в
иды творчества
:

1. социальное;

2. научное;

3. техническое;

4. художественное.

Социальное творчеств
о


это
действия по соз
данию новых форм
социальной реальности и развитию общественного сознания
, д
еятельность,
направленная на создание нового направления в
духовной и культурной
сферах общественности.


Социальное действие


это результат интеграции
духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических
усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса,
общества).
Проявление нового
культурного течения явно прослеживается в
молодежных программах, конкурсах, праздниках, показах, КВН и многих
других проявлениях.

Научное творчество

-

это «деятельность, направленная на
производство нового знания, которое получает социальную апробацию и
вх
одит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов,
расширяющих границы научного знания».

Благодаря творческому профессиональному подходу

происходит
с
оздание новой техники, упрощение механизмов работы, автоматизация
процессов
.

К
творческому процессу можно отнести и использование научных
открытий, решение практических задач с помощью науки.

5


Техническое творчество



это объективно обусловленная
практически духовная формообразующая деятельность человека,
специфическим предметом котор
ой является идея, материализуемая в
техническом объекте, это своеобразный синтез духовного и материального
производства.

Техническое творчество связано непосредственно с учетом практики
эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создани
я
и внедрения в производство новых конструкций.

Художественное творчество

Суть художественного творчества: соедин
ение

свободн
о

создан
ных
фантази
й

и реальност
и

в конечном


продукте искусства таким образом,
чтобы произвести художественный


эффект
.

В отличие

от научного и технического творчества
,

художественное
творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не
отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно
присутствует среди критериев художественного творчества и оценок
худо
жественного таланта. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется
целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и
самостоятельность.

Организация творческого развития школьников осуществляется
вожатым через

создание благоприятных условий, с
пособствующих развитию
и реализации творческих способностей личности.

Для обеспечения творческого развития личности важно, чтобы
:




выполняемая деятельность
приводила к реальным изменениям;




деятельность б
ыла разнообразной и интересной;



присутствовала поддержка, одобрение со стороны других;



была возможность для личного роста, удовлетворения учебно
-
профессиональных потребносте
й
, получения новых знани
й
,
навыков, полезных для жизни;



присутствовали поощрения
самостоятельной активности и
инициативы, творческих способносте
й
;



были
доброжелательные

отношения со
сверстниками
, педагогами,
родителями, вожатым.

Психологами выделяются основные условия развития и реализации
творческих способностей личности
:



Отсутствие образца регламентированного п
оведения;



Наличие позитивного образа творческого поведения;



Создание условий для подражания;



Социальное подкрепление (грамоты, призы, экскурсии и т.д.).

По мнению многих психологов и

нейрофизиологов, одним из

главных
препятствий для раскрытия творческого
потенциала человека является
стресс. Если нервная система человека находится в

постоянном напряжении,
то творческие импульсы просто не могут
«
пробиться
»

ч
ерез поток забот
и

переживаний.

6


Вожатый может организов
ыв
ать работу
,

коорди
нируя свою
деятельность

со

школьными психологами: проведение мастер
-
классов,
тренингов уверенности в себе и т.п.

Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость
от

проблемы). Традиционно выделяют
четыре стадии творческого
мышления
:

1.

Подготовка



формулирование задачи; попытки её

решения.

2.

Инкубация



временное отвлечение от

задачи.

3.

Озарение



появление интуитивного решения.

4.

Проверка



испытание и/или реализация решения.


Для организации творческого развития школьников важно учитывать
их
возрастные особенности.

Возрастные особенности младших школьников
(6

7

до 9

10

лет)

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной
ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и
имеет теперь социально значимые обязаннос
ти, выполнение которых
получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка
перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он
справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная
деятел
ьность. Но игра продолжает занимать важнейшее место в жизни
младшего школьника, стимулируя их познавательную и творческую
активность, помогая сохранять внимание и произвольность действий,
поскольку умственная работоспособность младших школьников еще
неусто
йчива, сопротивляемость утомлению низкая, они легко отвлекаются,
не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Поэтому основной формой деятельности по развитию творческого мышления
младших школьников должна быть
игровая
.

Центральными
новообразованиями младшего школьного возраста,
позволяющими

обучающимся

стать активными членами РДШ, являются:



качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения
и деятельности;



рефлексия, анализ, внутренний план действий;



развитие нового

познавательного отношения к действительности;



ориентация

на группу сверстников.

В младшем школьном возрасте создаются условия для развития новых
познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей
действительности, к овладению новыми знания
ми и умениями. «Утрата
детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый
уровень развития мотивационно
-
потребностной сферы младших
школьников, что позволяет ребенку руководствоваться сознательными
целями, социально выработанными нормами, пра
вилами и способами
7


поведения. Все это дает возможность включить младших школьников в РДШ
и эффективно организовать мотивационный и операционально
-
регулирующий этапы деятельности вожатого по их творческому развитию.


Младшие школьники восприимчивы и впеча
тлительны. Все новое
(книжка с картинками, интересный пример, шутка) вызывает немедленную
реакцию. Поэтому при организации их творческого развития очень важно
использовать наглядный материал, добавлять элементы театрализованных
действий, инсценировать геро
ев сказок,
мультфильмов
, вызывая интерес,
сохраняя внимание.

Важный источник успехов младших школьников


их
подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения взрослого, приводят
примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Поэтому при
организации творч
еского развития младших школьников необходимо
предоставить им возможности для научения, копирования. Здесь могут быть
как мастер
-
классы специалистов, так и обучающие занятия, организованные
более старшими
детьми
.

На протяжении младшего школьного возраста н
ачинает складываться
новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет
взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка
начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Это
определяет значимость органи
зации разновозрастных групп для
творческого развития в РДШ, ситуации, когда старшие школьники
общаются, направляют, обучают младших.

Младший школьный возраст является сензитивным для:



формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных
потреб
ностей и интересов;



развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения
учиться;



раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;



развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;



становления адекватной самооценки, развития
критичности по
отношению к себе и окружающим;



усвоения социальных норм, нравственного развития;



развития навыков общения со сверстниками, установления прочных
дружеских контактов.

Младший школьный возраст


это период позитивных изменений и
преобразований.

Здесь важен уровень достижений, осуществленных каждым
ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не
почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится
дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и

возможностях,
сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует
неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому очень
важно стимулирование деятельности младших школьников в том числе с
помощью эмоциональной поддержки, похвалы,
грамот
.

8


Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике
младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития
ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно
новом уровне реализуется потенциал развития реб
енка как активного
субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего
собственный опыт творчества в этом мире.

Средний школьный возраст

(от 11
-
12
-
ти до 15
-
ти лет)



Это переходный возраст от детства к юности (5

9

классы),
характеризующийся г
лубокой перестройкой всего организма.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность
данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они
откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а
быстрая переключаемость
внимания не дает возможности сосредотачиваться
долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно
преодолеваемые и нестандартные ситуации
,

ребята занимаются внеклассной
работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления
подростка является его
критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется
свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети
в этот период склонны к спорам и возражениям.

Средний школьный возраст


самый благопр
иятный для творческого
развития. В этом возрасте
обучающимся

нравится решать проблемные
ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.
Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно
высказать свое мнение и суждение
. Самому решать проблему, участвовать в
дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из
самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является
несогласованность убеждений, нра
вственных идей и понятий с поступками,
действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных
идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы,
влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.
Работа вож
атого должна быть направлена на формирование нравственного
опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои
чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот
п
ериод жизни ребенка иногда называют периодом «бури и натиска».
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя,
вспышки гнева.

Поэтому вожатый должен быть внимателен к внутреннему миру
ребенка, больше уделять внимания индивидуальной р
аботе, проблемы
ребенка решать наедине с ним.

9


В этом возрасте подросток
стремиться подражать окружающим
. Это
может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и
поступкам.

Подростки
-
мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных,
смелых и му
жественных людей. Притягательными могут для них стать не
только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные
хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту
опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, незави
симость


подлостью, любовь к себе


насилием над другими.

Девочки
-
подростки отличаются тем, что они физически отличаются от
мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками старшего
возраста.
Исследования показывают заметное смещение акцентов с

традиционно
-
положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и
даже антисоциальные.

Вожатому необходимо обратить внимание на следующие аспекты:



формирование нравственных качеств личности




знакомство с примерами положительных идеалов.

Особое значение
для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие дела,
которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их
интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные
дела,

вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения.
Притязания на признание, чувство взрослости


очень важно для подростка.
Здесь вожатый может организовать разновозрастные отряды, в которых
подростки могут быть наставниками, обучающими и по
ддерживающими
младших
ребят
. Организуя работу с
обучаю
щимися, вожатый должен
выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром.

Возрастные особенности старшеклассников

Ученики старших классов стоя
т на пороге вступления в
самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития.
К достижению данного возраста
обучающийся

обретает

физическ
ую

зрелост
ь
, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к
самостоятельной жизни.

Ведущий вид
деятельности

данного возраста



учебно
-
профессиональная.
Определение будущего профессионального пути

становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор
профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов
общества, прести
жа. В 10
-
11 классе стоит проблема профессионального
самоопределения, подготовки к экзаменам. Это новая социальная позиция
изменяет
отношение детей к

значимост
и

учения
.

Обучающиеся

оценивают
учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего,
все чаще
руководствуются сознательно поставленной целью, появляется стремление
углубить знания в определенной области, возникает стремление к
самообразованию. Внимание становится более избирательным, зависящим от
10


направленности интересов. В старшем школьно
м возрасте устанавливается
довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

Для старшеклассника свойственна готовность к физическим и
умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует
формированию навыков и умений в труде и с
порте, открывает широкие
возможности для выбора профессии.

Задача первостепенной важности


самоопределение, выбор своего
жизненного пути. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с
жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем,
мировоззрение
м и самоопределением.

В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает
потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл
происходящего.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих
способностей, предполагающих не

просто усвоение информации, а
проявление интеллектуальной инициативы и создание нового. Умственное
развитие старшеклассника заключается в формировании индивидуального
стиля умственной деятельности.

В этом возрасте появляется проблема выбора жизненных цен
ностей.
Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по
отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям.

Обучающиеся

предъявляют очень высокие требования к моральному
облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном воз
расте
создается более целостное представление о себе и о личности других,
расширяется круг осознаваемых социально
-
психологических качеств людей.

Происходит существенное изменение самосознания


повышается
значимость собственных ценностей, частные самооцен
ки собственных
качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть
и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами.

Образ я складывается в процессе общения,

и в первую очередь
общения со сверстниками, с другими
обучающимися
. Вожатый должен это
учитывать в организации разновозрастных отрядов, где старшеклассники
могут стать наставниками в разных видах творческой деятельности, что
будет способствовать самоопред
елению старших школьников, как личному,
так и профессиональному.

Ранняя юность


это время дальнейшего укрепления воли, развития
таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость,
инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и
самообладание,
усиливается контроль за движением и жестами. Благодаря этому,
старшеклассники являются важнейшим ресурсом в организации работы
вожатого по развитию творческих способностей школьников, являются
примером для подражания более младших
обучающихс
я
.

К основным новообразованиям старшего школьного возраста относятся:

11




мировоззрение,



самостоятельность суждений,



формирование собственной самооценки,



стремление к самовоспитанию,



индивидуальный стиль учебно
-
профессиональной деятельности,



профессиона
льное и личностное самоопределение.


Организация творческой деятельности
обучающихся

важна для решения
задачи их личностного развития. Понимание содержания процесса
личностного развития позволит более четко определить целевые ориентиры и
выделить критерии эффективности деятельности вожатого.

Развитие личности определяется не только врожде
нными особенностями
и социальными условиями, но и внутренней позицией, складывающейся у
ребенка в контексте определенного отношения к миру людей, вещей и к
самому себе
.

Таким образом, мы рассмотрели основы деятельности вожатого по
направлению «творческое
развитие» с учетом возрастных особенностей
школьников, и с выделением важных направлений личностного развития
человека.


СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ



О
сновны
е
направлени
я
деятельности
:

1. Мотивация и поддержка творческой деятельности школьников
.
Вовлечение школьников в творческий процесс.

2. Информационное обеспечение:




информирование школьников о потенциальных возможностях
развития и творческой реализации,



отражение различных этапов творческого процесса в социальных
сетях и т.д.

3.
Формирование навыков самореализации и самоорганизации для
решения творческих задач.

4. Взаимодействие с различными образовательными организациями,
психологической службой, педагогическим составом школы и родителями.

5. Проведение конкурсов, праздников, дне
й единых действий,
конференций, проектов и подведение их итогов (мониторинг).

Структура каждого направления деятельности вожатого по реализации
творческого развития школьников включает в себя:

1. Мотивационный блок.

2. Операционно
-
регулирующий блок


о
рганизация процесса
творческой деятельности.

3. Рефлексивный блок.



12




Таблица

1

Сводная таблица структуры деятельности вожатого, направленная на
творческое развитие школьников





Структура
деятельности

Задача

Направление деятельности

1

Мотивационный
блок

Стимулирование
творческой
активности
школьников

Мотивация и поддержка
творческой деятельности
школьников. Вовлечение
школьников в творческий
процесс

Информационное обеспечение

2

Операционно
-
регулирующий
блок

Координация
воспитательных
усилий на
разных
этапах творческого
процесса

Взаимодействие с различными
образовательными
организациями,
психологической службой,
педагогическим составом
школы и родителями

Предоставление
возможности
школьникам
проявить себя,
реализовать свои


потенциал и
получить
признание

Формирование навыков
самореализации и
самоорганизации для решения
творческих задач

Проведение конкурсов,
праздников, дней единых
действий, конференций,
проектов

Информационное обеспечение

3

Рефлексивный
блок

Контроль
реализации
творческого
развития
школьников

Подведение итогов
(мониторинг)


Информационное обеспечение



Мотивационный блок


Важным направлением деятельности вожатого является
мотивация и
поддержка творческой деятельности школьников
, вовлечение в
творческий процесс.

Под мотивацией подразумевается готовность человека к
осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он включается
в данный процесс, эффективность выполнения творческих заданий,
стремление к личностному совер
шенствованию в творческом процессе.

13


Можно выделить социальную и материальную мотивацию творческой
деятельности.

Таблица

2

Виды мотивации и способы мотивирования

Виды мотивации

Способы мотивирования

Социальная мотивация

строится на
основе контактов с друг
ими людьми:



желание приобрести новый
круг общения, выбраться из
дома;



стремление к общению и
обмену опытом;



потребность в чувстве
принадлежности и
необходимости;



потребность играть значимую
роль в обществе и иметь цель в
жизни.




организация возможности
свободного общения школьников
друг с другом в
комфортной


обстановке;



организация участия школьников
в мероприятиях с позитивной
обратной связью;



регулярная поддержка (при
возникновении необходимости) и
помощь;



предоставление
возможности
поделиться своим опытом с
другими: сверстниками,
младшими школьниками: научить
их что
-
то делать (например,
танцевать, делать сувениры и т.д.);



представление возможности
встретиться с интересными
людьми.

Материальная мотивация



достижение личн
ых целей и/или
удовлетворение личных
потребностей:



применение собственного
опыта, знании

, навыков и
приобретение новых;



самореализация, личностный
рост,




самоутверждение;



выполнения деятельности,
приносящей

удовольствие;



интересное проведение
времени.




организация участия в обучающих
занятиях, тренингах;



совместное проведение
мероприятий (дни единых
действий, конкурсы,
конференции, проекты, экскурсии,
и др.);



получение сертификатов и грамот;



отображение успехов на сайте,

в
социальных сетях.



Данное разделение условно, обычно деятельность полимотивирована.
Предлагаемые средства мотивирования не являются единственно
возможными.

14


На этом этапе также присутствует такое направление деятельности
вожатого как
информационное обеспечение,
выполняющее задачу
стимулировани
я

творческой активности школьников.

Здесь вожатый выполняет две функции:

1.

информирование школьников о возможностях, которые
представляет РДШ в развитии и творческой самореализации,
возможных маст
ер
-
классах, конкурсах, спектаклях, конференциях
и т.д., возможностей включиться в эти виды деятельности,
попробовать себя в них.

2.

Отражение различных этапов творческого процесса в социальных
сетях, на стендах в школе и т.д.

Операционно
-
регулирующий блок

Эт
о непосредственная

организация процесса творческой деятельности
школьников. На этом этапе создаются определенные условия, которые будут
способствовать развитию и реализации творческих способностей личности.

Традиционно выделяют такую систему успеха деяте
льности:
цель


вера


план


действие


результат.

Необходимым условием являются четкое выделение поставленной
цели, принятие и осознание ее. Основными требованиями к выделению цели
выступают:



представление цели по возможности в объективированной форме в

виде образца продукта (результата) действия



словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном
обучающимся

языке.

Детское творчество начинается с осмысления замысла. В этот момент
надо особенно учитывать возрастные особенности ребенка: чем мл
адше
ребенок, тем больше роль взрослого (вожатого) в формулировке этого
замысла. Тем не менее, он не должен представлять собой конкретное
задание, необходимо оставить место для творчества. Для детей среднего и
старшего школьного возраста замысел может быть

более неопределенным,
можно дать им возможность самостоятельно продумать особенности этого
замысла.

Для реализации любого замысла необходим «период накопления
информации». Он может включать в себя:



Н
акопление творческих навыков


Для реализации этой задачи

совместно с органами дополнительного
образования детей необходимо организовать систему мастер
-
классов, на
которых дети получат первоначальные творческие навыки, которые лягут в
основу их будущей творческой деятельности.



Знакомство с позитивным образцом
творческого поведения

Для этого необходимо организовывать встречи детей с творческими
личностями (писателями, художниками, актерами, изобретателями, учеными
и т.д.). Подобный положительный образец, как правило, вызывает желание
15


ребенка подражать ему, что б
удет эффективно стимулировать творческую
активность.

Только после такого своеобразного подготовительного периода можно
приступать к реализации творческих замыслов. Важно ориентировать
ребенка не на достижение результата, а на сам процесс, который должен
бы
ть необычным, оригинальным, нестандартным. Это одно их важных
условий детского творчества, в результате которого происходит
самовыражение детской личности. В этот период можно организовывать
различные конкурсы, проектную деятельность т.п.

Результаты творче
ской деятельности ребенка не должны остаться без
внимания. Они должны быть проанализированы под руководством вожатого
в коллективе сверстников (
дети
младши
х

и средни
х классов) или
самостоятельно (старшеклассники
). Это будет способствовать развитию
навыков
самоанализа. Школьники любого возраста должны четко понимать
критерии, на основании которых были выбраны победители, осознавать
положительные и отрицательные стороны результата своей творческой
деятельности. Особое внимание следует уделить поощрению
(полож
ительному подкреплению) не только победителей, но и всех
участников, что будет стимулировать дальнейшее участие детей в подобных
мероприятиях.

Обучающиеся

могут демонстрировать результаты своего творчества,
принимая участие в различных мероприятиях годовой

сетки дней единых
действий. В первую очередь это относится к демонстрации социального и
художественного детского творчества. Возможность получения социального
одобрения повышает ценность подобного опыта для ребенка.

На этом этапе вожатый применяет такой в
ид деятельности как
информационное обеспечение,
выполняющее функции информирования
обучающихся

о возможностях, которые представляет РДШ в развитии и
творческой самореализации, возможных мастер
-
классах, конкурсах,
спектаклях, конференциях и т.д., и отражени
я различных этапов творческого
процесса в социальных сетях, на стендах в школе и т.д.

Другой вид деятельности вожатого, направленный на организацию
творческого процесса,


это
взаимодействие с различными
образовательными организациями, психологической слу
жбой,
педагогическим составом школы, родителями
, решающее задачу
координации воспитательных усилий на разных этапах творческого
процесса.

В системе образования накоплен колоссальный опыт применения
различных развивающих программ, технологий, которыми влад
еют
специалисты (обучение танцам, пению, разработке компьютерных
программ, авиамоделированию и т.д. и т.п.), направленные на разные виды
творчества, раскрывающие творческий потенциал личности. Задача
вожатого


организовать их взаимодействие с РДШ, выпо
лняя
направляющую, стимулирующую и контролирующую функцию.

16


Особое внимание в работе с детьми должно уделяться ближайшему
социальному окружению ребенка, в частности, его родителям.
Взаимодействие вожатого с родителями имеет своей главной целью
достижение
возможно более глубокого, разностороннего и объективного
понимания личности ребенка в целом.

Еще один вид деятельности вожатого по организации творческого
процесса


формирование навыков самореализации и самоорганизации
для решения творческих задач
.


Он в
ключает планирование и контроль:



формирование у
детей

умения планировать деятельность по
содержанию и во времени.



контроль, выступающий в «организованной» деятельности как
самоконтроль
обучающихся
, предполагает соотнесение выполняемых
действий и их резуль
татов с заданным образцом. Предоставление
ребенку «зон компетентности» для самостоятельного оценивания своей
деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой
взрослого (вожатого, родителя, педагога) и полученным
ребенком
результатом способст
вуют развитию ориентации на образец как эталон
для контроля и оценки.

В

этом

направлении

деятельности

можно

позволить

обучающимся

изменить

свой

социальный

статус
:
из

обучаемого

превратиться

в

мастера
,
наставника
,
обучающего
.
С

этой

целью

актуальным

будет

создание

разновозрастных

групп

творческого

самовыражения

школьников
,
где

старшие

дети

будут

обучать
,
поддерживать

и

стимулировать

к

развитию

на

своем

примере

ребят младшего возраста
.

В
заимодействие строится таким
образом, чтобы дети учились корректному
общению, сопереживанию,
бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Такая

форма

работы

не

только

позволит

старшим

обучающимся

социально

подкрепить

притязание

на

признание
,
стимулируя

свое

творческое

развитие
,
уверенность

в

своих

возможностях
,
но

и

развивает

самостоятельность
,
инициативность
,
свободу

самовыражения
,
ответственность
,
что

способствует

развитию

как

творческого

потенциала
,
так

и

личности

в

целом
.
А

для

более

младших

обучающихся



это

позитивный

образец

творческого

поведения
,
пример

дл
я

подражания
,
стимул

творческого

развития

и

позитивные

эмоции

от

совместного

участия

в

проектах

со

старшими

детьми
.

В такой деятельности
достаточно успешно корректируется позитивный
образ «Я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с
другими людьми. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в
процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной
тепл
оты, доброжелательности, эмпатий
ного общения, признания ценности
личности другого человека, забота о нем, его чувства
х, переживаниях.

Детям от 10 лет можно предложить вести дневник личностного
развития для самоанализа, рефлексии жизненного опыта. Это средство
познания себя, работы над ошибками, построения карты своей жизни:
17


анализа роста, торможения. Дневник личностного развития


это
пр
остранство, где
ребенок
может увидеть, как разворачивается процесс его
личностного развития. Когда
обучающийся

научится
анализировать

свои
поступки, поведение, мысли, он сможет управлять собой и своей жизнью.

Еще одним видом деятельности вожатого является
проведение
конкурсов, конференций, защиты проектов, праздников, дней единых
действий и подведение их итогов (мониторинг результатов работы)
,
выполняющие стимулирующую и контролирующую задачи реализации
творческого потенциала
обучающихся
. При этом основное

внимание должно
акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности,
и создания благоприятных условий для ее осуществления.

В

результате

организации

творческой

деятельности

обучающихся
решается

задача

о

предоставлении

возможности

детям

проявить

себя
,
реализовать свои


потенциал и получить признание.

Рефлексивный блок
.
О
сновное внимание должно акцентироваться на
качестве процесса организации творческой деятельности, и создания
благоприятных условий для ее осуществления.

Здесь выяв
ляется соответствие результатов, полученных в процессе
творческой деятельности, запланированным. Помимо этого, проводится
анализ ошибок, затруднений, возникших в процессе решения задач и
внесение корректив.


18


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ



Виды творчества

Мероприятия

Социальное

КВН

Коллективные творческие дела («Школа общения,
«Лидер» и т.п.)

Научное

Мастер
-
классы

Конференции

Экскурсии

Школьный фестиваль научного творчества «День
детских изобретений»

Техническое

Мастер
-
классы

Конференции

Экскурсии

Школьный фестиваль научного творчества «День
детских изобретений»

Художественное


Мастер
-
классы

Конкурсы


Концерты

День Художественного Творчества



КВН


Это уникальное средство развития творчества, просвещения,
эстетического
воспитания и организации продуктивного досуга детей и
подростков. КВН


это, по сути, механизм формирования детских
объединений, действующих на принципах самоорганизации,
самореализации, самодеятельности и самоуправления.

Цель:

создание условий для раскрыт
ия творческого, личностного,
интеллектуального потенциала учащейся молодежи.

Школьный фестиваль научного творчества «День детских
изобретений»

Цель:

ознакомление детей с научным творчеством, повышение мотивации
творческой самореализации школьников, поддержка детской инициативы.

Форма проведения:

экскурсии, классные часы, мастер
-
классы, дискуссии,
стендовые доклады с презентациями результатов детс
кого социального,
научного и технического творчества.

19


В результате

у детей сформируется ценностное отношение к научному
творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем
определенную перспективу развития для ребенка.

День Художественного Тво
рчества


Цель:

повысить мотивацию творческой самореализации школьников,
поддержать детскую инициативу.

Форма проведения:

концерт, конкурс.

Мастер
-
классы, обучающие занятия, тренинги

Цель:

развитие творческого потенциала школьников потенциал

Выставки, ко
нцерты, конкурсы

Цель:

стимулирование творческой активности школьников, презентация
результатов детского творчества.



20


КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ

Количество наименований различных проектов, мероприятий (мастер
-
класс
ы, конференции, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.) творческого
развития, реализуемых вожатым по разным видам творчества: социальное,
научное, техническое, художественное.

Количество и наименования проектов (обучающих и развивающих
программ, мастер
-
классов, тренингов и т.д.) в сотрудничестве с различными
специалистами (психологами, руководителями дополнительных
образовательных программ, педагогами и т.д.)

Количество детей в

разных возрастных группах (младший, средний,
старший школьный), участвующих в различных проектах, занимающихся
творческой деятельностью в РДШ по разным видам творчества: социальное,
научное, техническое, художественное.

Количество разновозрастных детских

проектов (мастер
-
классы), где
наставниками являются более старшие школьники.

Отражение этапов творческих процессов в социальных сетях
(размещение фото, отзывы детей на личных страницах).

Удовлетворенность школьников своим участием в проектах,
самооценка
их творческого развития (анкета участников РДШ).

Уровень удовлетворенности групповыми отношениями.

Мотивация творческой деятельности школьника:




активность (количество проектов, в которых участвует)



вовлеченность (сколько времени тратит на творческое
развитие,
участие в различных проектах).

Творческое портфолио школьника (анкеты, дневники, фотографии,
грамоты, отзывы).



21


ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

Модель проведения мероприятия по направлению деятельности
«Творческое ра
звитие» (школьный уровень).

1.

Подготовительный этап.

Информирование.

Подготовка к любому мероприятию начинается не менее чем за месяц
до начала мероприятия, и начинается с информирования школьников,
учителей и родителей о мероприятии, об основной идее меропр
иятия, о
возможностях ребенка раскрыть свой потенциал, продемонстрировать свои
способности. Информирование должно идти одновременно по нескольким
каналам. Для этого может быть использован сайт РДШ, сайт школы и другие
информационные платформы, используемые

вожатым.

Информирование
обучающихся
:
необходимо использовать
информационный канал, пользующийся наибольшим доверием детей:
учителя, родители, сверстники, сайт школы. Возможно использование для
этой цели старшеклассников, которые расскажут более младшим детям о
возможности участия в мероприяти
и. Также можно использовать в
информировании победителей предыдущих мероприятий, чье мнение и
оценка будут для детей важным и покажет перспективы их участия.

Информирование учителей:
возможно привести точку зрения
(высказывание) какого
-
нибудь авторитетног
о лица по поводу тематики
мероприятия, чтобы заинтересовать учителей, включить их в подготовку и
проведение мероприятия. Сбор информации о творческих способностях
детей.

Информирование родителей:
работу с родителями лучше проводить в
момент родительских со
браний, необходимо четко нарисовать перспективы
развития детей, участвующих в мероприятиях РДШ. Сбор информации о
творческих способностях детей.


2.

Отбор и подготовка участников.

В результате проведения информационной кампании заинтересованные
школьники обра
щаются к вожатому за более подробной информацией.


-

Необходимо проанализировать возраст отобранной группы детей, для
того, чтобы наиболее эффективно планировать мероприятие, учитывая
возрастные особенности детей;

-

в процессе общения с детьми (и основывая
сь на информации от
учителей и родителей) выявить круг творческих способностей детей, что
позволит более содержательно проводить любое мероприятие, используя
возможности самих детей.

-

составление подробного плана проведения мероприятия,
включающего разные

формы и методы проведения, учитывая возрастные
особенности участников;

-

ознакомление детей с разными видами творчества, с личностями
знаменитых ученых, писателей, художников, с практическим применением
22


научных открытий. Это наиболее важно для младших шко
льников, т.к. у
детей сформируется ценностное отношение к творчеству, появится
положительный образец, т.е. мы закладываем определенную перспективу
развития для ребенка. Форма проведения
:

экскурсии, классные часы,
дискуссии и т.д.

-

Мотивация детей к учас
тию в мероприятии должна сочетать как
социальную, так и материальную мотивацию. Надо учитывать, что возраст
ребенка определяет характер мотивации. Чем младше ребенок, тем более
активная роль взрослого в поддержании мотивации. Необходимо стремиться
к приори
тету социальной мотивации, это задача для детей среднего и
старшего возраста.

-

Координация работы заключается не только в привлечении детей к
участию в мероприятии, но и работу с учителями и родителями, назначение
ответственных по каждой возрастной группе
, подбор экспертной комиссии
для оценки участия детей в мероприятии из числа учителей, руководителей
творческих кружков, и т.д.;

-

Подбор заданий для каждой возрастной группы



Для
младших школьников

задание должно носить более конкретный
характер, т.к. они сами еще не могут доработать и развить его
самостоятельно;



Для
средних школьников

задание не должно носить жестко
регламентированный характер, оно скорее неопределенное, что
дает возможность детям
проявить творческую активность.



Для
старших школьников

задание имеет более высокий уровень
сложности (по сравнению со средними школьниками) и
неопределенности.

-

Ознакомление участников с критериями оценки должно проходить
заранее. Критерии зависят от хар
актера мероприятия: если важно
продемонстрировать правильность выполнения какого
-
либо творческого
навыка, то это будет одним из основных критериев. Чем старше дети, тем
больший вес будет иметь такой критерий как самостоятельность выполнения,
особенности пр
езентации. Если, например, мероприятие связано с
воплощением на практике какой
-
то творческой идеи, то в качестве критерия
можно использовать практическую значимость изобретения.

-

оформление места проведения мероприятия должно проводиться
совместно с детьм
и и учителями, это поможет создать особое настроение
перед проведением мероприятия, снимет конфликты между детьми и
учителями, научит детей совместной работе.

3. Проведение

данного мероприятия должно опираться на
возрастные
особенности детей.

Ученики
младших классов

Форма проведения
: может быть организована
система мастер
-
классов

(например, Занимательная биология, Занимательная химия, занимательная
физика и т.д.), которые помогут сформировать у детей творческие навыки,
23


необходимые для дальнейшей творче
ской активности ребенка. Для
проведения мастер классов необходима координационная работа вожатого по
привлечению учителей, преподавателей ВУЗов
-
партнеров, научных
работников для проведения мастер
-
классов.

Роль взрослого
: поскольку возможности младших школ
ьников по
самостоятельной творческой деятельности ограничены, то включенность
взрослого в творческий процесс этой возрастной группы максимальный,
взрослый выступает как руководитель.

Ученики средних классов

Форма работы

для
обучающихся

может быть как инди
видуальная, так
и групповая.

Роль взрослого

в группе



помощник, советник.

Результат:

дети учатся работать в группе, формулировать свою идею,
отстаивать ее необходимость, практическую значимость. Важным моментом
будет презентация творческого результата.

Для оценки результатов
творческой деятельности детей можно привлекать экспертов (учителей,
преподавателей ВУЗов
-
партнеров, научных работников), ориентируясь на
точку зрения профессионалов. Оценивается
оригинальность идеи, ее
практическая значимость, эффек
тивность работы в группе, презентация
результата
.


Ученики старших классов

Форма работы

как индивидуальная, так и групповая.

Роль взрослого
: оценка результата.

Результат:

особое внимание стоит уделить анализу каждого этапа
работы,

это обеспечивает разви
тие здорового соперничества, стимулирует
активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить
способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его
творческой индивидуальности.


4.Анализ творческих результатов


Оценка.

Оценка должна проводиться по тем критериям, которые были
объявлены заранее.

Для
детей младшего школьного возраста

очень важна оценка
взрослого. Необходимо, чтобы она носила корректный характер, чтобы не
обидеть ребенка, и не разрушить его желание дальше у
частвовать в
подобных мероприятиях. Для оценки можно привлекать школьных учителей,
психологов, родителей.

Для
детей среднего и старшего школьного возраста

более важно
мнение сверстников, поэтому для оценки этих возрастных групп можно
вводить в жюри авторит
етных
детей

или вводить такую номинацию как
«приз школьных симпатий». Для этой возрастной группы важно наличие
профессиональной оценки, поэтому присутствие экспертов по теме
мероприятия обязательно.

24


Более эффективному развитию личности ребенка будет спосо
бствовать
использование самооценки его участия в мероприятии. Для этого можно
использовать анкету члена РДШ. При этом самооценка младшего школьника
может быть более эмоциональной, а в старшем школьном возрасте дети
обладают достаточно развитой рефлексией,
т.е. навыками самоанализа.
Ознакомление с результатами самоанализа детей (мониторинг) даст
возможность получить обратную связь от участников разных возрастов,
позволит определить круг детей с заниженной самооценкой, на которых надо
направить дополнительное

внимание и усилия.

Подобный мониторинг можно проводить не только среди детей, но и
среди родителей и учителей, для координации свой деятельности, для оценки
эффективности тех мероприятий, которые проводятся в рамках РДШ.

Подведение итогов.

Подкрепление о
чень важно для стимуляции (мотивации) дальнейшего
участия детей в мероприятиях РДШ.

Для
детей младшего школьного возраста

более желательным будет
материальное подкрепление (награда, приз, грамота и т.д.). Поэтому
желательно, чтобы все участники мероприяти
я данного возраста получили
некие достижения, хотя бы в виде грамот.

Для
детей среднего и старшего школьного возраста

кроме
материального аспекта может быть использовано и социальное
подкрепление. Например, старшие дети, отличившиеся в каком
-
либо
мероприя
тии, могут курировать в дальнейшем группу более младших детей,
обучая их тому, что у них хорошо получается, организуя их для дальнейшего
творческого развития и помогая вожатому.

Необходимо создать ситуацию (встреча участников, обмен мнениями),
в которой д
ети поделились бы друг с другом своими эмоциями, мыслями,
впечатлениями, пожеланиями по проведению дальнейших мероприятий.
Наиболее эффективно подобные мероприятия будут в случае присутствия на
них детей разных возрастов, что будут хорошим примером и мотив
атором
для младших школьников.

Возможно создание общего коллажа, посвященного празднику,
альбома. Или совместный с детьми подбор фотографий для сайта. С более
старшими детьми возможна работа по созданию и монтажу фильма,
посвященного проведенному мероприя
тию, с младшими


презентации,
проведение конкурса рисунков по теме праздника.

Важно проанализировать мероприятие и самому вожатому, ответить
для себя на вопрос: все ли получилось так, как планировалось, достигнуты ли
цели, что можно было сделать по
-
другом
у и т.д.







25



Модель проведения Дня научного творчества (школьный уровень).

Подготовительный этап.

Цель
: ознакомление детей с научным творчеством, с личностями
знаменитых ученых, с практическим применением научных открытий.

Форма проведения:

экскурсии, классные часы, дискуссии и т.д.

В результате

у детей сформируется ценностное отношение к научному
творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем
определенную перспективу развития для ребенка.

Задачи вожатого
:

1.

Мотивация детей
к участию в мероприятии;

2.

Координация работы (организация подготовительного этапа,
привлечение экспертов, сопровождение победителей, анализ
отзывов участников);

3.

Подбор заданий для каждой возрастной группы;

4.

Ознакомление участников с критериями оценки;

5.

Анализ

творческих результатов (оценка и подкрепление).

Проведение

данного мероприятия должно опираться на
возрастные
особенности детей.

Дети младшего школьного возраста

Форма проведения
: может быть организована
система мастер
-
классов

(например, Занимательная биология, Занимательная химия,
занимательная физика и т.д.), которые помогут сформировать у детей
творческие навыки, необходимые для дальнейшей творческой активности
ребенка. Для проведения мастер классов необходима координационна
я
работа вожатого по привлечению учителей, преподавателей ВУЗов
-
партнеров, научных работников для проведения мастер
-
классов.

Роль взрослого
: поскольку возможности
детей младшего школьного
возраста

по самостоятельной творческой деятельности ограничены, то
включенность взрослого в творческий процесс этой возрастной группы
максимальный, взрослый выступает как руководитель.

Результат
: после проведения работы, направленной на формирование
у детей творческих навыков, можно дать им задание написать сочинение
(эс
се) на тему «Мои новые возможности», которое они размещают на своей
странице в соц. сетях или на общем портале. Можно провести конкурс эссе,
оценивая
оригинальность идеи

и
опору на те знания и навыки, которые
получили дети
. Победители награждаются.

Дети с
реднего школьного возраста


Задание

не носит жестко регламентированный характер, оно скорее
неопределенное, что дает возможность детям проявить творческую
активность. Так, например, можно дать задание
придумать водный
аттракцион.


Форма работы

для
детей с
реднего школьного возраста


может быть
как индивидуальная, так и групповая.

26


Роль взрослого

в группе
детей среднего и старшего школьного
возраста



помощник, советник.

Результат:

дети учатся работать в группе, формулировать свою идею,
отстаивать ее необходимость, практическую значимость. Важным моментом
будет презентация творческого результата. Для оценки результатов
творческой деятельности детей можно привлекать экспертов (учител
ей,
преподавателей ВУЗов
-
партнеров, научных работников), ориентируясь на
точку зрения профессионалов. Оценивается
оригинальность идеи, ее
практическая значимость, эффективность работы в группе, презентация
результата
. Победители награждаются, проходят на р
егиональный уровень,
демонстрируют результаты своего научного творчества остальным ученикам
школы.

Дети старшего школьного возраста

Задание

имеет более высокий уровень сложности (по сравнению со
средними школьниками) и неопределенности. Например,
создать
проект
скоростного транспорта для чемпионата мира по футболу 2018 г.


Форма работы

как индивидуальная, так и групповая.

Роль взрослого
: оценка результата.

Результат:

особое внимание стоит уделить анализу каждого этапа
работы


Технология «запуска»
творческого мышления

«
Запуст
ить»

творческое мышление можно на специальных тренингах
,
развивающих занятиях
. Там можно обучиться специальным приёмам
генерирования творческих идей, способам быстро получать доступ к
творческим ресурсам, поработать с

блоками и

ограничениями. Не

смотря
на

то, что специалисты работают в

разных подходах и применяют разные
техники, перечислим наиболее часто встречающиеся подходы и

методики



Мозговой штурм
. Основной принцип метода в

том, чтобы
развести во

времени генерацию идеи и

ее
критику. Каждый участник
выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их

развивать,
а

анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может
также проводиться

в письменном виде

(брейнрайтинг), когда идеи
записываются на

листке бумаги, ко
торый участники передают друг другу,
внося новые возникшие соображения.



Ментальные карты
. По мнению автора, креативность тесно
связана с

памятью, а

значит, укрепление памяти позволяет развивать
творческие способности. В

центр листа помещается ключевое поня
тие, а

все
ассоциации, достойные запоминания, записывать на

ветвях, исходящих
от

центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками,
вырезками из

журналов, символами. В

процессе создания ментальной карты
может прийти неожиданное решение поставлен
ного вопроса.



Шесть шляп Эдварда де Боно
. Методика позволяет
упорядочить творческий процесс с

помощью мысленного надевания одной
27


из

шести цветных шляп. Так, в

белой человек беспристрастно анализирует
цифры и

факты, затем надевает чёрную и

во всем ищет нега
тив. После этого
наступает очередь желтой шляпы



поиска позитивных сторон проблемы.
Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а

в красной может позволить
себе эмоциональные реакции. Наконец, в

синей подводятся итоги.



Морфологический анализ
. Предлагает
ся разложить объект или
идею на

компоненты, выбрать из

них несколько существенных
характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге
получается нечто принципиально новое. Например, нужно придумать
визитную карточку для парфюмерной компа
нии. Если изменить
классическую прямоугольную форму и

воздействие на органы чувств, может
получиться треугольная визитка с

запахом парфюма.



Синектика
. Один из источников креативности


поиск
аналогий. Необходимо выбрать объект и

нарисовать таблицу для его

аналогий. В

первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй


непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно
сопоставить цель, объект и

непрямые аналогии. Скажем, объект


карандаш,
задача


расширение ассортимента. Прямая

аналогия


объёмный карандаш,
её

отрицание


плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш
-
закладка.

Предложенные методики помогают
систематизировать творческий
процесс
, выводя его из

ряда неконтролируемых, интуитивных, почти
мистических явлений

в

разряд понятных алгоритмов действий.


Модель проведения фестиваля художественного творчества

Направления художественного творчества



Музыкальное искусство;



Танцевальное искусство;



Визуальное искусство.

(Понимать творческие направления следует максимально

широко. Будущее
современного искусства за смешением стилей и форматов, так что
разделение на направления в рамках этого фестиваля
-
смотра служит для
условного сегментирования творческого контента.)

Предлагаемый формат для Музыкального и Танцевального искус
ства


сценическое выступление.

Для Визуального искусства можно использовать как привычный формат
выставок, так и инновационные формы с использованием мультимедийного
оборудования, перфомансы и пр.

Предполагаемый результат фестиваля:



отличное настроение,
эстетические эмоции



творческая презентация детей,



отбор лучших творческих номеров (творческий продукт) в каждом
направлении искусства.

28




При организации проекта следует учитывать, что основной мотивацией
современных творческих ребят является на получение «
диплома» или
одобрение «старших», а позиционирование себя как «артиста» в среде
ровесников. Основным каналом коммуникации для молодежи сейчас
являются социальные сети. Соответственно необходимо сделать все
возможное, чтобы участники проекта имели достаточн
ое количество
материалов для использования с выше обозначенной целью в своих
соц.сетях. Такими материалами могут быть: фото
-
материалы с мероприятия,
видео
-
материалы с мероприятия, упоминания о каждом участнике в
информационной компании проекта в соц. сетях
, публикации СМИ (даже
локальных) и пр.

Номер должен быть целостным и разносторонне
-
продуманным


это
должно быть «маленькое шоу». Так что при подготовке выступлений
необходимо учитывать не только уровень исполнительского мастерства, но
другие аспекты, так
ие как: образ, костюм, оформление, постановка,
спецэффекты (по возможности), использование технических средств для
улучшения номера и пр.

Рекомендуемое время проведения: осень (октябрь).

Рекомендуемый формат: внутришкольный концерт, приуроченный к
празднич
ной дате (с привлечением преподавательского состава и родителей в
качестве зрителей / важно, чтобы руководство школы было включено в
состав жюри)

Во время концерта работает состав жюри, оценивая номера.

Предлагаемая мотивация: показать себя / поздравить з
рителей и
подарить свой номер / участие в большом проекте с дальнейшими
возможностями / фотоматериалы для социальных сетей;

Задача


предложить ребенку самому выбрать творческое направление
и форму. Молодежь черпает из интернета самые передовые формы
твор
ческого самовыражения


наша задача (задача РДШ) вовлекая ребят в
проект


давать им возможность представить себя так, как им этого хочется,
посильно помогая в «докручивании» номера. Важная деталь, которую
необходимо вплести во всю канву конкурса


выступл
ение должно быть
«полноценным номером», а не просто воспроизведением песни или танца.
При подготовке необходимо уделять внимание не только исполнительскому
мастерству, но и оформлению, постановке, образу, эффектам (по
возможности и при необходимости) и пр.

При таком разностороннем подходе
мы получаем дополнительное поле для творческой самореализации ребенка,
а так же приучаем его рассматривать «творческих продукт» как совокупность
составляющих (что в заметно поднимет качественный уровень).

Предлагаемые крит
ерии оценки творческого продукта:

1.

Исполнительское мастерство (от 0 до 5 баллов);

2.

Оригинальность (от 0 до 5 баллов);

3.

Общее впечатление от номера (от 0 до 10 баллов);

29


+ предлагается вводить доп. баллы, если творческий материал
авторский (самих участников) (д
о 3
-
х доп. баллов).

Обязательно:



Возможность для репетиций на площадке, на которой будет проходить
сам концерт;



Фото
-
сопровождение мероприятия (если нет никакой возможности
пригласить фотографа


осуществляется самим организаторами с
использованием доступ
ных тех. средств) Цель


чтобы у каждого
ребенка после мероприятия были качественные снимки,
иллюстрирующие его выступление, для размещения в соц сетях и пр.

По возможности:



Качественное техническое оснащение площадки;



Работа звукорежиссера + хотя бы одна

репетиция со звукорежиссером;



Привлечение доступных СМИ для освещения мероприятия;



Информационная компания в социальных сетях (с краткой
информацией о каждом участнике).



Заключение

В заключение хочется отметить, что на Вас возложена ответственная
миссия



развитие личности ребенка. Это бесконечный и многогранный
процесс. Не забывайте о необходимости саморазвития и
самосовершенствования, т.к. для детей важен Ваш пример, в первую очередь.
Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и будут полезны.

30


Перечень использованной литературы

1.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностеи

.


М.:
ACADEMIA, 2002.


425с.

2.

Большаков АВ. Многообразие творческой деятельности // Аналитика
культурологии


Электронное издание //
http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1586

3.

Выготскии


Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //
Вопросы психологии.


2005.


№ 6.


С.65


69.

4.

Дмитриева Н.П. Развитие воображение младших школьников
[Электронный ресурс] Режим
дост
упа:
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie
-
nauki/library/2013/12/17/razvitie
-
voobrazheniya
-
mladshikh
-
shkolnikov

5.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.


СПб.:
«Питер», 2012.


375с.

6.

Лопатина И.А. Роль эмоций в творчестве // Одаренны
й ребенок.


2008.


№ 4.


С. 13


19.

7.

Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология
креативности.


М.: Когито
-
Центр, 2009.


389с.

8.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.


М.,
2006.

9.

Николаева Е.И. Психология детского тв
орчества


СПб.: Речь, 2006.


487с.

10.

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред.
Я.А. Пономарева.


М.: Наука, 2003.


623с.

11.

Тургель

В. А. Предпочтение творческой и репродуктивной деятельности
детьми младшего школьного возраста // Герценовские чтения. Младший
школьник в образовательном пространстве: Сб. научн. статей по итогам
Всероссийской научно
-
практ. конференции (Санкт
-
Петербург, 2
5
-
26
марта 2009 г.)


СПб., 2009.

12.

Хазратова Н. В. Формирование креативности под влиянием микросреды:
Дис. ... канд. психол. наук.


М., 1994.


187с.


13.

Яковлев В.Я. Философские принципы креативности // Вестник
Московского Университета, 2005.


455с.


31


Перечень литературы для самостоятельного изучения организаторам
деятельности

1.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С
Выготский.
-

М Психологический очерк. Книга для учителя.


3
-
е изд.
Просвещение, 1991.

2.

Е
.
А
.
Леван
ова
,
А
.
Н
.
Соболева
,
В
.
А
.
Плешаков
,
И
.
О
.
Телегина
,
А
.
Г
.
Волошина
.
Игра

в

тренинге
.
Возможности

игрового

взаимодействия
.


СПб
.:
Питер
, 2012.

3.

Мухина

В
.
С
.
Возрастная

психология
:
феноменология

развития
,
детство
,
отрочество
.


М
.:
Академия
, 1999.

4.

Развитие
творческой активности школьников / Под ред. А.М.
Матюшкина.
-

М.: Педагогика, 1991..

5.

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Под ред. В.А. Сластенина. [и др.]
-

М.: Издательский центр
«Академия», 2002.

6.

Яковлева Е.Л.

Психология развития творческого потенциала личности.
-

М.: Флинта, 1997
.

32


Приложение 1

Дневник личностного развития

(для детей от 12 лет)


Каждый из нас творец своей жизни и собственной личности. Вы
можете стать кем хотите.
Саморазвитие


это творческий и непростой
процесс.

Словно Пигмалион, что создал свою Галатею, вы лепите себя. Как и
Пигмалион, вы можете получить удивительный результат


человека,
которым хотите стать. Вы в состоянии изменить свои мысли, чувства,
привычки. Развивая се
бя, вы учитесь творить.

Дневник личностного развития предназначен для того, чтобы
фиксировать свою внутреннюю жизнь в ее развитии.

Он
позволяет
аккумулировать полученный жизненный опыт. Здесь вы учитесь познавать
себя, работать над своими ошибками, можете

заметить “холмы” и “равнины”
своей жизни, где был быстрый рост, а где он затормозился, что было сделано
лучше, что хуже.

Система успеха: ЦЕЛЬ


ВЕРА


ПЛАН


ДЕЙСТВИЕ


РЕЗУЛЬТАТ.

Дневник


это пространство, где можно увидеть, как разворачивается
процес
с вашего личностного развития. Дневник личностного развития


лучший способ научиться развивать себя. Когда вы научитесь
анализировать

свои поступки, поведение, мысли, вы сможете управлять собой и своей
жизнью.

Дневник личностного развития

1. может помочь

яснее выразить свои мысли

и
чувства
. В процессе
записи ваша
мысль становится более ясной и определенной

и вы все больше
открываете себя. 2. позволяет быстрее обнаружить подлежащую
разрешению
проблему,
и это первый шаг к выходу из создавшийся ситуации.

3.

сильный стимулятор творческого развития. Известно, что когда
предстоит разрешить какую
-
то проблему, достаточно записать несколько
мыслей по этому поводу, чтобы вызвать
появление новых ассоциативных
идей
. А эти идеи, в свою очередь, открывают новые подходы к проблеме,
новые возможности, о которых человек ранее не думал. Таким образом вы
научитесь
расширять горизонт своего мышления

и будете искренне
изумлены глубиной вашей

способности проникать в суть вещ
ей
, которая
ждет своего освобождения.

4. способ совершенно безвредно для окружающих выражать
переполняющие вас разрушительные эмоции.
Это
средство
«выпуска пара»,
снятия внутреннего напряжения. И способ самовыражения.

5. упражнение по
развитию навыков со
средочения, внимания и
волевого контроля
.

Дневник личностного развития ведется исключительно по личной
инициативе, которую человек проявляет в моменты сознательного
включения в процесс самопознания и саморазвития.

33


Рекомендации по ведению дневника личностн
ого развития.

Важно датировать каждую запись, чтобы было возможно иметь ясную
картину своего развития.


Подберите тетрадь, ручки, карандаши, маркеры которые вам бы
нравились.

Время. Делайте записи в течении дня. Вечером проводите оценку и
анализ результатов.

Конфиденциальность. Держите записи подальше от посторонних.


Постоянство. Ведите записи ежедневно.

Содержание дневника:

1.
Цели
:



глобальные цели и планы;



повседневные: «
Что нужно сделать (завтра, послезавтра, на
неделе)?». Вечером составить перечень день накануне,
включите что успели сделать сегодня и дела, которые вы
планируете сделать завтра. Этот перечень подвергается
усвоению вашего подсознания в течении всего ваше
го сна и вам
проще начинать новые дела и продолжать начатые. Вы
чувствуете себя более уверенным и успешным. Сделайте частью
себя привычку планировать завтрашний день и результаты
почувствуете уже сегодня.

2.
Источники идей



это
запись потока мыслей, впеч
атлений

(текст,
картинки, схемы, образы). Это развивает мышление, формирует творческое
поведение. Ум превращается в магнит, притягивающий мысли. Это
инструмент гениев…

Возможные темы:



Диалог с идеями (научные, культурные, общественные области жизни:
семья
, общество, психология и т.п.).




Диалог с другими людьми
. (открытия или вопросы, связанные с
межличностными отношениями).



Диалог с событиями


еакция
на наиболее значимые события вашей
жизни)
.



Сны:

описание, контекст, ассоциации, углубленное размышление н
ад
своими снами (легче записывать сразу после пробуждения).



В
оображение
: фантазии, истории, ситуации, которые могут послужить
толчком для работы воображения.

o

«
Я
»


заметки об чертах своей личности, ответы на вопрос:
«Кто я?»
.



Воля
. Заметки об
опыте прило
жения волевых усилий, оценка своих
сильных и слабых мест
. Отмечайте все ситуации и связанные с
ними

обстоятельства
, в которых вы сознательно использовали свои волевые
качества, отмечайте результаты упражнений по развитию воли.



«Сильные»
переживания

(обстоя
тельства и результаты этих
переживаний).

34




Недостатки
, от которых хотели бы избавиться
. Методы работы с ними.
Если фиксировать выраженно негативные реакции на других людей, то
может помочь себе выявить свои
еще не осознанные проблемы, которые
проецируются на

окружающих
.

3.
Оценка и анализ результатов
.



История успеха.
«Что сделал сегодня?» «Каким поступкам следует
радоваться?»
Э
то способ повышения самооценки, уверенности в себе,
мотивации (побуждения к действию), энтузиазма, энергии для движения к
цели. Можн
о использовать отметки( галочки, плюсики, звездочки) перед
началом строки успеха.

Примеры записей: «Прочитал книгу», «Продолжаю делать записи в
дневники». «Вчера сделал список: «Что нужно сделать». Сегодня сделал из
него 5 дел».



Можно ставить оценку прошед
шему дню.

+++

прекрасно

прошел: сделал всё, что хотел и даже больше, везде
сопутствовал успех, прекрасно себя чувствовал. Хорошее настроение не
покидало, а жизнь напоминала сказку.

++

хорошо

прошел. Все было хорошо, но где
-
то проскочила и ложечка
дегтя,
что в целом, никак не повлияло на вкус целой бочки качественного
меда жизни.

+

нормально

прошел. Хорошего все
-
таки было больше.



плохо

прошел. В такой день негатив слегка перевесил хорошие
события





очень плохо

прошел. Одни неудачи и неприятности


все
валилось
из рук и ничего не клеилось. Что ж, бывает и такое.







ужасно прошел
. Случилось какое
-
то большое несчастье или
трагедия (умер кто
-
то из родственников, Вы серьезно заболели и т.д.)



Работа над ошибками.

Трудности будут всегда. Учитесь
извлекать и
з нах пользу, становиться сильнее благодаря
полученному опыту.



«Что дальше?»

Завершаются ежедневные записи новым списком
дел на завтра, скорректированным с достигнутыми и
недостигнутыми целями уходящего дня. Такая система контроля
приведет вас кратчайшим п
утем к успеху.


Приложенные файлы

  • pdf 20435454
    Размер файла: 778 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий