Temy prakticheskikh zanyaty realizm i rubezh 19..

Список текстов для обязательного чтения по курсу ИЗЛ (реализм + рубеж 19-20 вв.)
Гейне Г. Книга песен (выборочно); «Германия, зимняя сказка»; «Путевые картины» (выборочно);
Стендаль Ф.. Ванина Ванини. Красное и черное (или Пармская обитель)
Бальзак О. де. Гобсек. Евгения Гранде. Отец Горио, Шагреневая кожа.
Мериме П. Коломба. Кармен. Таманго. Матео Фальконе. Этрусская ваза. Двойная ошибка, Партия в трик-трак, Арсена Гийо (3–4 новеллы на выбор)
Флобер Г. Госпожа Бовари. Простая душа.
Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. (выборочно).
Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба (1 том). Жизнь Дэвида Копперфилда. Домби и сын. Холодный дом. (1 роман на выбор). Оливер Твист.
Теккерей У. Ярмарка тщеславия (1 том).
Бронте Ш. Джен Эйр (или Бронте Э. Грозовой перевал)
Уитмен У. Листья травы (выборочно)
Золя Э. Карьера Ругонов. Западня. Разгром. Доктор Паскаль. Жерминаль. (1 роман по выбору)
Мопассан Г. Жизнь (или Милый друг); Пышка.
Франс А. Кренкибиль. Остров пингвинов.
Верлен П. Стихотворения (выборочно).
Рембо А. Стихотворения (выборочно).
Верхарн Э. Стихотворения (выборочно).
Малларме С. Стихотворения (выборочно).
Метерлинк М. Непрошеная. Слепые. Там, внутри. Смерть Тентажиля. (2 по выбору.) + Синяя птица.
Ибсен Х. Пер Гюнт. Кукольный дом. + Одна пьеса по выбору: Столпы общества. Привидения. Враг народа. Росмерсхольм. Гедда Габлер. Строитель Сольнес. Дикая утка.
Гамсун К. Пан.
Стриндберг А. Пляска смерти. Игра снов. Соната призраков.(1 пьеса по выбору.) + Фрекен Жюли
Шоу Б. Профессия миссис Уоррен (или Пигмалион). Дом, где разбиваются сердца.
Голсуорси Дж. Собственник.
Уэллс Г. Машина времени. Человек – невидимка. Война миров. (1 по выбору.)
Уайлд О. Портрет Дориана Грея. Новеллы. (2-3)
Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Конрад Дж. Лорд Джим. Сердце тьмы. (По выбору.)
Киплинг Р. Стихотворения (выборочно). Ким.
Манн Т. Будденброки. + 2 новеллы по выбору: Тристан. Тонио Крегер. Смерть в Венеции.
Манн Г. Верноподданный.
Гауптман Г. Перед восходом солнца, Одинокие. Ткачи. Потонувший колокол. (2 пьесы по выбору.)
Твен М. Приключения Гекльбери Финна. Человек, который совратил Гедлиберг + Новеллы (1-2 по выбору).
О’Генри. Новеллы (2-3)
Лондон Дж. Мартин Иден. + Северные рассказы (2-3 по выбору).
Драйзер Т. Сестра Керри. Финансист. Титан. Стоик .(1 роман по выбору.)
Джеймс Г. Дэзи Миллер. (или Зверь в чаще).


*Курсивом выделены произведения, которые достаточно прочитать на оценку «удовлетворительно»
Сост. Полушкин А.С.
Темы лекций по курсу ИЗЛ (реализм+ рубеж 19-20 вв.):
Реализм в литературе и искусстве Западной Европы и Америки XIX в.
Эволюция жанра романа карьеры в литературе французского реализма (Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, Г. Де Мопассан)
Эволюция жанра «романа провинциальных нравов» в литературе французского реализма (О. де Бальзак, Г. Флобер, Г. Де Мопассан)
Эволюция французской реалистической новеллы
Викторианский канон в литературе английского реализма (Диккенс, Теккерей, Троллоп)
«Рубеж века» как особая культурно-историческая эпоха
Натурализм (Золя)
Символизм / неоромантизм
Жанр семейного романа в литературе рубежа веков

Темы практических занятий по курсу ИЗЛ (реализм+ рубеж 19-20 вв.):
Г. Гейне – реалист.
Своеобразие художественного мира поэзии Ш. Бодлера: «Цветы зла».
Юмор и сатира в романе Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»
Своеобразие поэзии У. Уитмена: «Листья травы».
Х. Ибсен – основоположник «новой драмы»
Поэзия французского символизма
«Новая драма» в театре европейского натурализма
Символизм в европейской «новой драме» к. XIX – нач. ХХ вв.


Практическое занятие № 1. Генрих Гейне – реалист
Основные этапы жизни и творчества Гейне: между романтизмом и реализмом
Творчество Г. Гейне 1820-х гг. «Книга песен»
А) факты биографии, запечатленные в книге, структура сборника (основные циклы и их тематика);
Б) «Юношеские страдания»; основной пафос части; «Сновидения» в контексте романтической традиции («Зловещий грезился мне сон»); образ соперника («Мне снился франтик – вылощен, наряден»); столкновение реализма и романтизма в стихотворении «Разговор в Падерборнской степи»;
В) «Лирическое интермеццо»: смысл названия; ожидание счастья в стихотворении «Когда чудесным майским днем», влияние фольклорной традиции; роль символов в стихотворениях «Из слез моих много родится», «На севере диком стоит одиноко»; сатирическая тональность («За столиком чайным в гостиной»).
Г) цикл «Возвращение на родину»: образ города (17, 18), интерпретация любовного чувства («Не знаю, что сталось со мною», «Сменяются поколенья»)
Д) цикл «Северное море»: философские стихотворения; особенности ритмического рисунка стихотворений «Вопросы», «В гавани»
Г. Гейне-прозаик: трансформация жанра путевого очерка в «Путевых картинах»: структура книги, жанровые приметы, субъективное и объективное в оценке реальности;
Творчество Г. Гейне 1840-х гг. поэма «Германия. Зимняя сказка»:
А) история создания поэмы;
Б) сюжетная канва: маршрут путешествия героя; внешние детали, подробности дорожных происшествий;
В) проблематика поэмы: отзвуки исторических событий (гл.4, 11), общенациональные проблемы современности;
Г) художественная организация материала: внутренняя связь композиционно рассредоточенных эпизодов (эпизоды с арфисткой, с Ротбартом, с предсказанием Гаммонии), кульминационный момент отчаяния героя (изменение тональности в оценке пруссачества гл. 3, 18; ослабление надежд на изживание власти монархов гл.7, 19);
Д) смысл названия поэмы: аллюзии на одноименную пьесу Шекспира, сходства во временной организации материала, в трактовке образа зимы. Сказочно-фантастические ситуации, мифологические образы, сновидения как средства субъективно-лирической оценки объективного мира.
Е) смысл финала поэмы
Образ лирического героя Г. Гейне; сочетание в его субъективных переживаниях сатирической остроты и лирической взволнованности, особенности стиля поэта;
Гейне в России;


Тексты:
Книга песен (выборочно); «Германия, зимняя сказка»; «Путевые картины» (выборочно);
Литература:
Анненский, И. Ф. Генрих Гейне и мы // Анненский, И. Ф. Книги отражений. – М., 1979.
Тураев С.В. Литература в годы посленаполеоновской реакции: [Немецкая литература]. Гофман. Эйхендорф. Шамиссо. Гейне. Граббе. Поздний Гете // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М., 1983.
Шиллер, Ф. П. Гейне Г. // Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 19291939. – Т. 2.
Гейне в воспоминаниях современников. – М., 1988.
Гиждеу С. П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983
Дейч А. Л. Поэтический мир Генриха Гейне // Дейч А. Л. Судьба поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне. М., 1987. С. 106–550
Дмитриев А. С. Эстетические взгляды Генриха Гейне // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1988. № 5. С. 17–27.

























Сост. Слепова, А. В., Полушкин А. С.
Практическое занятие № 2. Своеобразие художественного мира поэзии Ш. Бодлера: «Цветы зла»
Биография Ш. Бодлера как модель жизнетворчества: романтическая концепция «проклятого поэта» и ее переосмысление:
– психологический и мировоззренческий аспект: «ужас жизни» и «восторг жизни» (Г. Косиков) как два жизнеопределяющих начала в творчестве Бодлера
– Бодлер и революция
– Философские и эстетические взгляды Бодлера
Творчество Бодлера в контексте литературной традиции: Бодлер и романтизм, Бодлер и «Парнас», Бодлер и реализм, Бодлер и символизм.
«Цветы зла» – главная книга Бодлера:
– история создания и публикации сборника; реакция критики и общественности на книгу; отзывы писателей. Т. Готье и В. Брюсов о «Цветах зла»
– композиция сборника и основные циклы («Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Мятеж», «Смерть», Обломки» и др.); жанрово-тематическое своеобразие каждого цикла (с чтением ключевых стихотворений из каждого цикла по выбору студента);
– «Посвящение» как увертюра к сборнику: основные темы и мотивы книги (человек и природа, поэт и поэзия, жизнь и смерть и др.);
– анализ ключевых текстов: трактовка темы поэта в стихотворении «Благословение» и «Альбатрос»; философская концепция в стихотворении «Соответствия»; эстетизация безобразного в стихотворении «Падаль»; понятие красоты в стихотворениях «Красота», «Гимн красоте» и «Идеал» и др.
– художественное новаторство Бодлера, своеобразие поэтического языка «Цветов зла»; Бодлер в русских переводах Серебряного века
Место Ш. Бодлера в мировой литературе
Тексты:
Бодлер, Ш. Цветы зла (любое издание) выборочно по 2-3 стихотворения из каждого цикла + тексты, обозначенные в пунктах плана
Литература:
Балашов, Н. И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. С. 233–287
Косиков, Г. К. Шарль Бодлер: Между “восторгом жизни” и “ужасом жизни” // Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневник. М., 1993. С. 5–40
Нольман, М. Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979
Орагвелидзе, Г. Г. Время, ушедшее в книгу // Литературная Грузия. 1982. № 3. С. 128–155; № 4. С. 129–163; № 5. С. 141–174.
Сартр, Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневник. М., 1993. С. 318–449
Пишуа, К., Зиглер, Ж. Шарль Бодлер / пер. с фр. // Иностранная литература. – 2000. – № 4.
Якубович, П.Ф.. Бодлер, его жизнь и поэзия // Бодлер, Ш. Цветы зла. – М., 1985.
Сост. Полушкин А. С.

Практическое занятие № 3. Юмор и сатира в романе Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»
Дебютный роман Ч. Диккенса: история создания и эволюция замысла (от комикса к «комической эпопее»). Журналистский опыт писателя и его реализация в романе. Особенности композиции.
Жанровая многомерность: физиологический очерк, фельетон, детектив, сентиментальный роман, пикареска, роман большой дороги, социально-психологический роман и др.
Сюжет романа большой дороги и его функции, художественное пространство и время. Жанровые традиции («Дон Кихот» М. де Сервантеса, «История Тома Джонса Найденыша» Г. Филдинга, «Приключения Перегрина Пикля» Т. Дж. Смоллетта, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна и др.) и их переосмысление. Функции вставных («серьезных») новелл. Соотношение названий глав и их содержания.
Комические характеры в романе:
– приемы создания характеров (портрет, речевая характеристика, детализация и пр.), средства создания комизма характеров, говорящие имена и фамилии;
– «пиквикисты» как галерея национальных характеров: Мистер Пиквик как тип «джентри», добрый чудак (ср. Дон Кихот), «ангел в гамашах» (сочетание комических и героических черт); Сэм Уэллер как тип бойкого слуги (Санчо Панса) и человек из народа (фольклорные и литературные традиции в его образе); Тапмен – герой-любовник (ср. Дон Жуан), Снодграсс – поэт-романтик, Уинкл – спортсмен, Джингл как тип обаятельного проходимца, пикаро и др.
Юмористическое начало в романе и средства создания комизма:
– эпизоды-анекдоты, их построение и функции;
– комедии положений (прием «практической шутки»), их своеобразие, соотношение с викторианской этикой и место в романе;
– ускорение действия («кинематографический» эффект)
– комизм на уровне стиля (гиперболы, метафоры, эпитеты и т.п.);
– элементы пародии в романе.
Сатира в романе, ее объекты. Соотношение сатиры и юмора в изображении эпохи и среды. Комическое и трагическое, комическое и сентиментальное.
«Самый веселый роман» Ч. Диккенса – природа юмора, его своеобразие и художественные функции в творчестве писателя в контексте развития викторианской литературы.
Тексты: Диккенс, Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба (любое издание) – главы 1-4, 10, 12, 13, 15, 19, 20, 22, 23, 26, 28.
Литература:
Бельский, А. А. Английский роман 1820-х гг. / А. А. Бельский. – Пермь, 1975.
в его современном звучании / В. В. Ивашева. – М.: Худ. лит., 1990.
Ивашева, В. В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века
Катарский, И. М. Диккенс / И. М. Катарский. – М.: Гослитиздат, 1960.
Михальская, Н. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества / Н. П. Михальская. – М., 1959.
Сильман, Т. И. Диккенс / Т. И. Сильман. – М.: Худ. лит., 1970.
Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса : пер.с англ. / Э. Уилсон. – М.: Прогресс, 1975.
Честертон, Г. К. Чарльз Диккенс : пер. с англ. / Г. К. Честертон. – М.: Радуга, 1982.
Сост. Полушкин А. С.



Практическое занятие № 4. «Листья травы» У. Уитмена: своеобразие философии и поэтики
Творческая биография У. Уитмена в контексте эпохи и национальной истории, автобиографические мотивы в «Листьях травы», Уитмен и аболиционизм, Уитмен и Гражданская война Севера и Юга, тема труда в сборнике.
История создания поэтического цикла «Листья травы», основные редакции, реакция современников.
Состав и композиция сборника, основные циклы и их тематика.
Философская концепция книги У. Уитмена и трансцендентализм:
– У. Уитмен и Р. У. Эмерсон;
– идея единства человека и окружающего мира, смысл заглавия «Листья травы»; влияние восточной философии на содержание сборника;
– стихотворение «Песнь о себе» в контексте доктрины «доверия к себе» (self re
·liance) Р. У. Эмерсона.
– тема бессмертия, круговорота бытия;
– тема природы и цивилизации.
Главные поэтические образы сборника: река, море, трава, ночь, сон и др., мифологизм поэзии У. Уитмена.
Своеобразие лирического героя.
Особенности поэтики У. Уитмена (традиции и новаторство):
– библейский стих, синтез поэзии и прозы;
– «каталогизация»;
– художественно-изобразительные средства (метафоры, метонимии, символика и др.)
Тексты:
Уитмен, У. Листья травы (любое издание): по 2-3 стихотворения из каждого цикла (циклы «Посвящения», «Дети Адама», «Аир благовонный», «Песнь о выставке», «Перелетные птицы», «У дороги», «Барабанный бой» и др.) + «Песнь о себе», «Одного я пою», «Запружены реки мои», «Бей! Бей! Барабан! Труби! Труба! Труби!», «О, Капитан, мой Капитан», «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень», «О теле электрическом я пою», «Песня большой дороги» и др.
Литература:
Литературная история США. Т. 1. – М., 1977. (Гл. 4, раздел 29).
Писатели США. Краткие творческие биографии. – М., 1990.
Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. – М., 1972.
Мендельсон М. Жизнь и творчество У. Уитмена. – М., 1969.
Павлычко С.Д. Философская поэзия американского романтизма: Эмерсон, Уитмен, Дикинсон. – Киев, 1988.
Чуковский К.И. Мой Уитмен. Его жизнь и творчество. – М., 1972.
Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. – М, 1981.
Храповицкая Г.Н. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм. – М., 2002.
Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 5. Х. Ибсен – основоположник «новой драмы»
Творческий путь Х. Ибсена и его парадоксы. Эволюция драматургии от романтизма к реализму и символизму. Характеристика основных этапов творчества.
Х. Ибсен – «отец» «новой драмы». Аналитические драмы Х. Ибсена: генезис (Ибсен и романтический театр, Ибсен и Бьернсон) типология, особенности формы и содержания. Б. Шоу о мастерстве Х. Ибсена – драматурга.
«Кукольный дом» Х. Ибсена как реалистическая социально-психологическая, интеллектуально-аналитическая драма.
– история создания, эволюция замысла, восприятие современниками, критика и апологетика;
– особенности, сущность конфликта, его многомерность (семейный, социальный, гендерный и др. аспекты). Трансформация конфликта долга и чувства (долг и любовь для фру Линне, Крогстада, Хельмера, Норы, доктора Ранка). Тема воспитания в пьесе и ее функции;
– особенности действия, его камерность, внешнее и внутреннее действие; «прозрение» Норы как сюжетная основа действия, его этапы;
– композиция пьесы (особенности экспозиции, завязки, кульминации, развязки, прием ретроспекции и его функции);
– организация диалогов, роль подтекста (принцип «подводного течения»);
– содержание финальной дискуссии, ее роль в композиции, принцип открытого финала; категория «свободы» в пьесе, ее понимание основными действующими лицами и способы достижения. Свободна ли Нора в финале?
– символическое значение вещей в пьесе (миндальное печенье, почтовый ящик, рождественская елка, танец Норы и др). Символ кукольного дома, смысл названия пьесы.
– формы авторского присутствия в драме и его позиция.
Роль Х. Ибсена в обновлении европейской драмы. Значение драматургии Х. Ибсена для литературы и театра XX в.
Тексты:
Ибсен, Х. Кукольный дом (любое издание)
Шоу, Б. Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена // Писатели Англии о литературе. М., 1981. С.212 - 222.
Литература
Зарубежная литература XX в. / Под ред. Л.Г. Андреева. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Высш. шк.: Академия, 2004. – С. 24 – 34.
Зарубежная литература конца XIX - начала XX в. / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Академия, 2003. – С. 76 – 89.
Неустроев, В. П. Литература скандинавских стран (1870 - 1970) / В. П. Неустроев. – М.: Высш. шк., 1980. – С.41 – 64.
Неустроев, В. П. Ибсен // Неустроев, В. П. Литературные очерки и портреты / В. П. Неустроев. – М., 1983. – С.73 139.
Адмони, В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества / В. Г. Адмони. 2-е изд., перераб., доп. – Л.: Худож. лит., 1989. – С.140 – 152,159 – 185, 243 – 265.
Берковский, Н. Я. Ибсен // Берковский, Н. Я. Статьи о литературе. – Л., 1960. – С.204–241.
Хейберг, Х. Генрик Ибсен / Х. Хейберг. – М., 1975.
Храповицкая, Г. Ибсен и западноевропейская драма его времени / Г. Н. Храповицкая. – М., 1979.

Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 6. Поэзия французского символизма
Символизм как культурологическое явление и литературный стиль:
понятие «символа» в литературоведении и философии; символ как художественно-выразительное средство;
теории символа в статьях символистов (С. Малларме, Ж. Мореаса, Э. Рейно, А. Жида, Д. Мережковского, А. Блока, А. Белого и др.) и ученых ХХ в. (К.Г. Юнга, Э. Кассирер, С. Лангер и др.
– символизм в зарубежной и отечественной литературе и искусстве рубежа XIX – XX вв.; символизм и декаданс;
Поэзия французского символизма как явление литературы к. XIX– XX вв.:
– Генезис французского символизма: традиции романтизма (В. Гюго), «Парнаса» и Ш. Бодлера и основные этапы его становления;
– Символизм как жизнетворчество: «жизнестроительская» модель поведения «проклятого поэта» (на примере биографий П. Верлена, А. Рембо и Э. Верхарна); «драма самосознания» С. Маларме;
– Символизм как обновление поэтического языка: программные стихотворения П. Верлена («Поэтическое искусство») и А. Рембо («Гласные»), теория суггестивной поэзии С. Малларме, «Манифест символизма» Ж. Мореаса;
3. Идейно-художественное многообразие поэзии французского символизма:
импрессионистская лирика П. Верлена, ее поэтическое и тематическое своеобразие (на материале стихотворений «Соловей», «Закаты» и др. стихотворения из сборника «Романсы без слов»);
поэзия «ясновидения» А. Рембо (на материале стихотворений «Офелия», «Венера Анадиомена», «Слеза», «Жизнь»); анализ стихотворения «Пьяный корабль»;
идейно-художественное своеобразие лирики Малларме: «Звонарь», «Цветы», «Летняя печаль», «Лазурь», «Лебедь» и др.

Тексты: Стихотворения Поля Верлена, Артюра Рембо и Стефана Малларме (любое издание)
Статьи французских символистов о символизме (любое издание)
Статьи о символе и символизме в КЛЭ и ЛЭС;

Литература
Основная
Андреев Л.Г. Феномен Рембо // Рембо А. Произведения в стихах и в прозе. – М., 1988.
Балашов Н.И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. - М., 1982.
Зенкин С. Пророчество о культуре (творчество Стефана Малларме) // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М., 1995.
Каре Ж.-М. Жизнь и приключения Артура Рембо. - СПб., 1994.
Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора.- М., 1993. - С. 5-28.
Минц З.Г. Поэтика символизма. – СПб., 2000.
Мурашкинцева Е.Д. Верлен и Рембо. – М., 2001.
Обломиевский Д.Д. Французский символизм. - М., 1973
Птифис П. Артюр Рембо. – М., 2000..
Фрид Я. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. – М., 1985.
Дополнительная:
Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.
Волошин СМ. Судьба Верхарна // Волошин М. утник по вселенным. – М., 1990.
Гумилев Н. О Верхарне // Гумилев Н. Собр. Соч.: В 4 т. – М., 1991. – Т. 4.
Кассу Ж. И др. Энциклопедия символизма: Пер. с фр. - М., 1998.
Корецкая И.В. Импрессионисты в поэзии и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIX – начала ХХ в. – М., 1975.
Ревалд Дж. История импрессионизма. – М., 1994.
Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. – Ереван, 1980.
Тодоров Ц. Теории символа. – М., 1998.
Толмачев В.М. К вопросу о типологии символизма // Лосевские чтения: Образ мира – структура и целое. – М., 1999.
Сост. Полушкин А.С.
Практическое занятие № 7. «Новая драма» в театре европейского натурализма
Принципы натурализма в театре. Статья Э. Золя «Натурализм в театре» как манифест натуралистической «новой драмы».
Натурализм в немецком театре конца XIX – начала ХХ вв. Герхард Гауптман: основные этапы творческого пути.
«Социально-биологическая» пьеса Г. Гауптмана «Перед восходом солнца»: особенности проблематики и поэтики
– тема наследственности как идейно-проблематический «стержень пьесы», социально-биологический детерминизм и его влияние на сюжет и систему образов;
– роль библейских аллюзий в пьесе;
– столкновение идей на уровне системы образов (Лот, старый Краузе, Елена, Гофман и др.);
– литературные параллели («Страдания юного Вертера» Гете, «Власть тьмы» Л. Толстого и др.) и их функции;
– тема смерти и проблематика финала;
Социальная тема в пьесе Г. Гауптмана Ткачи:
– историческая основа сюжета и эволюция замысла пьесы;
– специфика конфликта;
– принципы изображения народа (марксистская концепция, биологический и социологический подходы) и принципы натурализма;
Натуралистическая драма А. Стриндберга «Фрекен Жюли»:
– натурализм в ранних пьесах А. Стриндберга, история создания и публикации пьесы «Фрекен Жюли», предисловие к пьесе как манифест натуралистической «новой драмы»;
– социальный и гендерный ключи к пониманию пьесы (война слуг и господ, война полов);
– специфика организации сценического пространства и системы образов;
– роль символов;
– особенности построения диалога;

Литература:
Зингерман, Б. И. Очерки истории драмы ХХ века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй.– М., 1979.
Аникст А.А. теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.
Шах-Азизова, Т. К. Чехов и западноевропейска драма его времени. – М., 1966.
Неустроев, В. П. Стриндберг. Драма жизни // Неустроев, В. П. Литературные очерки и портреты. – М., 1983.
Неустроев, В. П. Литература скандинавских стран (1870–1970). – М., 1980.
Мацеевич, А. А. Август Стриндберг. – М., 2000.
Бальзамо, Е. Август Стриндберг: лики и судьба : пер. с фр. – М.: НЛО. 2009.
Практическое занятие № 8. Символизм в европейской «новой драме» к. XIX – нач. ХХ вв.
Символистская драматургия в контексте реформы европейского театра на рубеже веков:
– символистский театр как составная часть «новой драмы» (связь с романтическим, натуралистским, реалистическим театром, влияние поздних пьес Х. Ибсена на символистскую драму);
– символистская драма как радикальная реформа европейского театра (изменение тематики, роли декораций и организации сценического пространства, функций и структуры диалога и т.п.; элитарность и камерность);
– теория символистского театра в трактате М. Метерлинка «Сокровище смиренных»: противопоставление «театра и идей» и «театра молчания»; театр марионеток как модель символистского театра; принцип «двойного диалога»; изменение характера сценического действия, своеобразие декораций и набор основных ключевых символов;
«Театр молчания» М. Метерлинка:
– основные этапы творческого пути М. Метерлинка, борьба за символистский театр в бельгийской литературе;
– символистская поэтика в «малых» пьесах «Там внутри» и «Слепые»: круг тем (тема смерти, смысла существования, духовной слепоты и т.п.); система образов как набор масок (священник, ребенок, собака, женщина, старик и т.п.); спектр основных символов (дверь, окно, слепота, сад и т.п.) и их роль; специфика действия (диалоги, роль пауз и звукового сопровождения, роль зрителя);
Специфика символистской драматургии А. Стриндберга:
– стилевое и жанровое многообразие поздних пьес Стриндберга (сочетание элементов, натурализма, импрессионизма, символизма. Экспрессионизма и т.п.) их экспериментальный характер («На пути в Дамаск», «Пляска смерти», «Черная перчатка» и др.)
– философия и мистика в пьесах «Игра снов» и «Соната призраков»: влияние учения Э. Сведенборга и восточных религий на Стриндберга; понятие «майя» как ключ к пониманию проблематики пьес; основные темы (смерть, сон, иллюзия и т.п.); многомерность системы образов, условность декораций, «цикличность» действия и т.п.
– музыкальность как основной элемент формы: принцип контрапункта, форма сонаты, система лейтмотивов и т.п.
Эстетика волшебной сказки в символистском театре Гауптмана: фольклорное начало в пьесе «Потонувший колокол», параллели к пьесе «Синяя птица» М. Метерлинка, притчеобразность, столкновение реальности и фантастики, поэтика пьесы.
Литература:
Зингерман, Б. И. Очерк истории драмы ХХ века. – М., 1979.
Аникст, А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.
Неустроев, В. П. Стриндберг. Драма жизни // Неустроев В. П. литературные очерки и портреты. – М., 1983.
Андреев Л. Г. Морис Метерлинк // Андреев Л. Г. Сто лет бельгийской литературы. – М., 1967.
Шкунаева И. Д. Ранний театр Мориса Метерлинка // Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. – М., 1973.
Тишунина, Н. В. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. – СПб., 1994.
Бачелис, Т. И. Заметки о символизме. – М., 1998.
Мейерхольд, В. Э. Лекции: 1918–1919. – М., 2000.
Французский символизм: Драматургия и театр. – СПб., 2000.
Морис Метерлинк в России Серебряного века. – М., 2001.
Мацевич, А. А. Август Стриндберг: Очерк творчества. – М., 2000.
Сост. А.С. Полушкин
Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 18493158
    Размер файла: 105 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий