В основе концепции изучения литературы в старших классах лежит постепенное углубление связи между произведением


В основе концепции изучения литературы в старших классах лежит постепенное углубление связи между произведением, его интерпретацией, анализом, усвоенным историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обучение в 9, 10, 11 классе очень отличается. 9 класс - период интенсивного накопления знаний и представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания, формы произведения формируют понимание общей концепции сознания. Активизируются возможности теоретико-литературных понятий, совершенствуются приветственно-эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концептууального подхода в изучении художественного текста. 10 класс – связи между восприятием произведения, его интерпретации, анализа, системы литературных знаний должны углубляться, должны увеличиваться варианты анализа, эстетических основ произведения, специфики творчества писателя и его роли в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию знаний по истории и теории литературы в их сознательном отношении в выборе вариантов анализа. 11 класс – на всех этапах изучения конкретного произведения особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание и замысел автора к его концепции времени и человека, воплощение этой концепции в системе образов и структуре произведения. Можно разнообразить формы учебной деятельности школьников: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание письменных работ, начиная от ответов на вопросы, изложений, сочинений, отзывов, рецензий, докладов и другого рода творческих работ. Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся. В основе концептуального изучения литературы, дающего высокий воспитательный результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обогащение художественного восприятия предполагает развитие способности наслаждаться искусством, понимать его целостность и художественную значимость. Особого внимания требует сам процесс общения со старшеклассниками. Современные программы для VIII-IX и X-XI классов построены по концентрическому принципу, что позволяет добиться большей глубины в изучении творчества писателей и осознания своеобразия истории русской литературы и культуры. Переход на концентрическую структуру литературного образования ставит перед учителем-словесником много вопросов: какова в целом методология литературного образования, в каком направлении вести поиски концепций и форм изучения художественных произведений, как привить ученикам любовь к слову, реализовать в чтении и изучении текста идею сотворчества, как реализовать парадигму развивающего обучения, идею гуманизации образования и другие.И психологи, и методисты делят школьников на определенные периоды.1) с 5 класса – младший возраст подростка.
2) Старший подростковый возраст (6-7-8 класс).
3) Старшеклассники (9,10,11 класс).
С 5-9 класс школьник – читатель еще во влиянии общей закономерности, чем субъективнее автор, тем лучше воспринимается и осознается. Переживание лирического произведения, переживания автора. Лирика не интересна, почти не читают стихов. Лиризм не воспринимается. Образ автора – повествователя не всегда понятен. Даже 8класснику сложено воспринимать некоторые формы композиции, не видит подтекста, не всегда чувствует иронию. Именно в это периоде читатели переходят от нравственных оценок к эстетическим. Начинает формироваться эстетический идеал. Ребенок погружен в себя, он обнаруживает в себе непонятные движения души, внимание к своему внешнему виду, возникают проблемы с которыми он боится обратиться и к учителю, и к родителям. Период нравственного эгоцентризма.
Учет родовой специфики на знания учащихся, в зависимости оттого, какой автор, и какой класс. Специфика исходить из методических условий проведения анализа. Они разные в средних и старших классах (возраст, знания эпизодические или целостные в творчестве писателя, о направлении, о методе).
Родовая зависимость проявляется:
- в младших классах можно подробно не говорить;
- в старших классах нужно подробно.
Лирическое произведение – это особое произведение. Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, по сути формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе.
Гегель: «настоящие содержание лирики составляет сам поэт, поэтически конкретный субъект». Островский: «поэзия обладает незаменимой нечем способностью воздействовать на эмоциональный мир человека, помогает ему увидеть и понять чувства, переживания. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть, кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств поэт дает и самые формулы мысли и чувства. Всякий ждет, что вот он мне скажет что-то прекрасное, новое, чего не достает мне. , но он скажет и это сейчас же сделается моим. формулы, выведенные поэтами, учат ценить красоту, ненавидеть подлость и т.д.».
Поэзия помогает растить детей эмоционально – грамотными. Детям надо читать разные стихи, в зависимости от возраста. Лирические произведения всегда вызывают трудности. Одни считают, что не надо анализировать лирические произведения. В анализе мы должны с одной стороны избежать социологического подхода, с другой стороны избежать формального разбора. Избежать ненужной утолщенности и затененности анализа. Нам о стихах приходится говорить прозой – это вызывает трудности. При анализе мы имеем дело с речью. с тенденцией к обобщению – одно из самых существенных свойств стихотворений. Слово в стихе становится более весомым, оно получает добавочный смысл. В связи с этим нельзя разбирать лирическое произведение как эпическое.
Путь к пониманию отдельного произведения лежит через анализ всей лирической системы поэта. Лирическая система организуется образом автора.
Формы выражения авторского сознания:
- лирический герой;
- поэтический мир.
Лирическая система – совокупность лирических реалий, объединенных определенно выраженным отношений к действительности и художественным строем. Если автор выражает себя через одну форму, лирические системы – одноэлементны (Фет, Лермонтов) и есть многоэлементные (Некрасов, Жуковский). автор иногда выступает от своего лица, иногда от лица героев.
Лирический герой – особая форма выражения авторского сознания. Лирический герой и носитель речи, и предмет изображения, он стоит между читателем и изображаемым миром. Для лирического героя характерно некоторое единство (внутреннее, идейно – психологическое). С единством внутреннего мира может сочетаться единство биографическое (у Блока). Лирического героя можно вводить с младших классов. Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта, реально существующего человека. Иногда бывает сквозной образ лирического героя (ранняя лирика Лермонтова).
Поэтический мир – представление о наиболее близкой сфере жизни, об особом характере поэтического видения (Фет – лирика о любви, страдания). Лирическое «Я» - взгляд на мир, отвлеченный от конкретной личности.
Эмоциональный тон – определенное мировоззрение, эмоциональная реакция, лирическое самосознание.
Соотношение понятия «автор», «лирический герой» и «эмоциональный тон» то же, что в эпосе действительное лицо, персонаж и картина.
Образ переживания – лирический образ ( у Лермонтова – стремление к свободе).
Лирический сюжет – наиболее значимые, эмоционально – напряженные моменты в развитии чувства, в изменении душевного состояния, настроения лирического героя, а события, являющиеся источником возникновения этих чувств, часто описываются неполно, намеком и их иногда восстанавливают по каким-то вехам автора. Лирический сюжет – партитура чувств ( по Маранцману).
Пути анализа:
1. Усвоение лирического произведения попутно с биографией (В старших классах. Опасность - лирика может стать иллюстрацией к биографии).2. Тематическое изучение (прослеживание определенных тем и мотивов лирики).
3. Подробное рассмотрение какого-либо лирического произведения, его анализ. (Время написания, кому посвящено, рассмотрение лирического героя, эмоционального фона, образа переживания, лирического сюжета, можно составить план, выбрать рифму, размер).Очень важно иметь в виду, что лирическое произведение имеет определенное эмоциональное вступление (можно использовать музыку). Обязательно должно быть выразительное чтение.

Приложенные файлы

  • docx 20983378
    Размер файла: 21 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий