дипломная — богородская игрушка


СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка.
Задачи проекта: 1.1. Художественная резьба по дереву 1.2. Богородская игрушка. 1.3. Медведь.
2. Технологическая карта проекта.
А . Спецтехнология. Технологические операции по изготовлению изделия
2.1. Виды резьбы 2.2. Виды применяемых материалов при изготовлении изделия 2.3.Правила техники безопасности при выполнении работ
3. Производственные условия реализации проекта.
Б. Организация и производство работ
3.1. Рабочее место резчика
3.2.Инструмент резчика по дереву
3.3.Объем работ и потребности материалов по заданию.
Приложения
Заключение
Литература
1. Пояснительная записка.
Описание изделия:
1.1. Художественная резьба по дереву.
Художественная резьба по дереву - вид популярного декоративно-прикладного искусства, возникшего на Руси более 300 лет назад.
Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным (тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии.

 
Географические центры резьбы по дереву. Россия:
·  Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район).
·  Скульптурная резьба.·  Специализация: деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.·  Используется древесина липы, ольхи и осины.·  Тематика: сельские жители и разные животные, особенно медведь.·  Самая популярная игрушка - "Кузнецы", изображающая мужика и медведя,·  поочередно бьющих по наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.·  Кадры мастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково·  Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район).
·  Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка. ·  Город Киров - основной центр. Промысел возник в начале 19 века. Также в городе Уфа (Башкирия)·  Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах и корнях березы, ореха и ильма. Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов.
·  Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),Архангельская, Томская области и Якутия: изделия из бересты. Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.
·  Село Унцукуль в Дагестане (проживают авары). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.
Село Хохлома (Нижегородская обл.). Роспись "Золотом" на цветном фоне деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесина липы или березы·  Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.
·  Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.Часто применяется мореный дуб.Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:штриховка белой краской. Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.
·  Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.
·  Сергиев Посад. Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов "Золотого кольца" России.
·  Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.
Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.
В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой "потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
В основном игрушки изображали представителей разных слоев населения: мастеровых, дам и гусаров, помещиков и чиновников. Причем фигурки изображались в действии. Позднее в XIX веке кроме фигурок появились целые композиции: "Тройка", "Крестьянское хозяйство", "Чаепитие" и др.
Материалом для резьбы служила мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для богородских изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов — смаху, отсюда возникло название "маховая резьба". Другая особенность богородской резьбы: резьба из трехгранника — брусков древесины треугольного сечения, которые получали при раскалывании полена радиально. Работа мастера начиналась с заготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет. Ствол распиливали, затем поленья разрубали на бруски треугольного сечения. Мастер делал зарубку топориком, намечая самые общие контуры фигурки. После зарубки и грубой обработки объема приступали к работе специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием. На этом процесс не заканчивался. Богородские игрушки почти никогда не окрашивались, для отделки использовался различный инструмент (мелкие стамески), чтобы нанести на игрушку последние штрихи из бороздок для передачи мягкой шкуры, птичьего оперения и т.д. Гладкие части скульптуры обрабатывали наждачной шкуркой до бархатистости. Кроме резьбы игрушки интересны своей движущейся конструкцией. Некоторые из них укрепляли на движущихся плашках, например "Кузнецы" (кстати, Огюст Роден, увидевший "Кузнецов" на выставке в Париже, назвал их гениальным произведением народного искусства), другие стояли на тумбочке с пружиной внутри — "Пряха", "Пляшущий мужичок" и др.
В 1923 году в селе Богородском Загорского района Московской области была организована артель "Богородский резчик", которая впоследствии (в 1960 году) превратилась в Богородскую фабрику художественной резьбы. Навыками резьбы овладевают в местной профтехшколе, хотя в Богородском есть семьи, которые занимаются поделкой игрушки из поколения в поколение. Продукция промысла — декоративная скульптура и оригинальная игрушка с движением — всегда была популярной, привлекая внимание своеобразием и тонкостью резьбы, а также красотой белого неокрашенного дерева.
Скульптуры мастеров создаются по мотивам русских сказок: "Сказка о Золотом петушке", "Вершки и корешки", "Три богатыря" и др.
Кроме того мастера вырезают фигурки зверей, особенно они любят изображать медведя: медведь-фотограф, медведь-электросварщик, медведь-трубочист, медведь-плясун, медведь с балалайкой. Тема медведя очень популярна в изделиях народных промыслов.
1.2. Богородская игрушка.
Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области)
Зарождение
Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…»
Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.
Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становление богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.
Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.
Развитие
Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов — период расцвета богородского резного кустарного промысла.
Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах.В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.
Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.
Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков.
В 1913 году вБогородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.
В том же 1913 году вБогородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.Советское время
В первое десятилетие после Октябрьской революции вБогородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественног уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.
Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики — в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только вБогородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. ВБогородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.
Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л. Дайн еще в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «… маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.»
В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители — все эти факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы».
ВБогородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввидудеревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.
Современность
В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородскойхудожественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.
Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.
Особенности промысла
Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
1.3. Медведь.
Самым сильным зверем языческого леса являлся Медведь, он и был его хозяином. Наступление весны древними славянами связывалось именно с пробуждением медведя весной, он считался покровителем плодородия, был защитником от всякого зла. Так было вплоть до двадцатого столетия. Многими крестьянами в доме хранилась медвежья лапа в качестве оберега-талисмана, который призван был защитить своего владельца от колдовства, болезней, разных бед. У славян принято считать, что медведь олицетворяет собой наличие мудрости, почти всеведущий, именем зверя клялись, а если охотник нарушал данную клятву, он был обречен погибнуть в лесу.
Легенда о Медведе, могущественном божестве и хозяине леса живет и в русских народных сказках. Героиня сказки приходит в чащу леса, заблудившись, попадает к Медведю в дом, становится его женой. У них рождается сын – Медвежье Ушко, который становится могучим богатырем и побеждает чудовищ.
Истинное название зверя-божества для древних славян было столь почитаемым и священным, что вслух даже не произносилось и по этой причине до нас не дошло. Медведь – значит медоед, это всего лишь прозвище зверя. А вот, к примеру, берлога хранит в себе еще более древний корень – «бер», значит »бурый», а берлога – логово бера. Достаточно длительное время медведь был священным животным. Охотники очень долго боялись произносить вслух слово «медведь» , а ласково и с любовью говорили: «Михайло Потапович или Топтыгин, а то и просто Мишка».
2.Технологическая карта проекта.
А.Спецтехнология.
Технологические операции по изготовлению.
Для изготовления Богородской Игрушки «медведь» я использовал переклей из двух липовых брусков, чтобы сделать заготовку под игрушку. На подготовленную заготовку был нанесён эскиз медведя в профиль, после чего я приступил к предварительной обработке при помощи богородского ножа и стамесок. После того, как заготовка была обработана в профиль, я нанёс рисунок изображающий медведя в фас и продолжил обработку заготовки инструментами. Придав заготовке фигуру медведя, я перешёл к тщательной проработке мелких деталей фигуры ( глаза, морда, шерсть и т. д.). На завершающей стадии я покрыл изделие паркетным лаком.
2.1. Виды резьбы
Прорезная резьба(ажурная, пропильная, сквозная).
Во все века на Руси в деревнях было изыском иметь резной фасад, украшенные красивым узором. При этом виде резьбы удаляется весь фон заготовки и получается эффект воздушного узора. Способ изготовления узоров с помощью этой резьбы очень прост, поэтому он очень популярен, в связи с этим он был один из первых освоенных человеком видом. Так же можно сказать, что прорезная резьба по сравнению с другими видами более лёгкая, на её  вырезание потратиться меньше сил. Прорезная резьба выполняется методом прорезания  заготовок  от 5 мм до 20 мм. Так же такой способ называется  сквозной или пропильный.  Всё это придаёт, как я говорил, воздушный эффект узора, что объясняет почему его чаще всего используют в декоративном украшении домов.  Так же при аккуратной работе,  изделие получается ажурным,  лёгким  и воздушным, что особенно украшает карнизы  и другие элементы дома .  Ажурный рисунок хорош тем,  что при попадании на него солнца  он будит давать кружевную тень под разным падением солнечных лучей на поверхность.
Объёмная резьба. (Богородская, скульптурная, парковая, Ярославская)
Это трёхмерное изображение чего -  либо, например скульптуры, полностью или какой - либо частью оторванной от  всего фона заготовки. Они делаются  из мягкой древесины: липы, ольхи и т.д.. В этой резьбе сначала проводят черновую обрубу, затем начинают обрабатывать по контурам рисунка стамесками. Для самых маленьких, декоративных деталей используется стамеска шириной всего 25 мм. В конце резьбы фигуру шлифуют, лакируют и если надо красят.
Геометрическая резьба (трёхгранно-выемчатая).
В народной литературе ещё называется клинообразная. Этот вид резьбы по дереву предоставляет собой  всевозможные орнаменты, сделанные с помощью сочетания геометрических фигур, которые стоят вместе в разных комбинациях. Сделала популярной этот вид резьбы, её простота в обработке, небольшое количество инструментов, простой рисунок, который создаёт декоративность и объёмность композиции, а также игры светотени на этом узоре.  Также в геометрической резьбе можно выделить скобчатую  плоско - выемчатую резьбу.  Скоба представляет собой очень интересный  элемент резьбы. Этот вид легче геометрической резьбы и менее трудоёмкий.
Контурная резьба.
Это вид резьбы по дереву можно выделить тем, что он выполняется вырезанием на заготовке углублёнными линиями с прорезанием контура  нужного изображения.  По-простому можно сказать, что это рисунок по дереву, только не карандашом, а режущем инструментом. Так же этот вид резьбы сочетается с геометрической, рельефной резьбой, а так же обыкновенной росписью.  В этом стиле  резьбы, присутствует много видов орнамента, от плодов и цветов, до животных и птиц.
Рельефная резьба.
Эта резьба по дереву делиться на плоскорельефную и глухую рельефную резьбу. Глухая рельефная резьба в данном случае  делиться на барельефную и  горельефную  резьбу.  Этот вид резьбы по дереву привлекает своей декоративностью, красотой, насыщенностью  и богатством сделанной композиции.  Чтобы получить  настоящий шедевр в рельефной резьбе,  к ней нужно добавить все остальные виды резьбы, так делают профессиональные мастера своего дела.
Объемная (скульптурная) резьба по дереву.В отличие от других видов, здесь резьбой отделываются объемные предметы или детали со всех или нескольких сторон. В архитектуре - это деревянные колонны, увенчанные капителями; столбики балконов, точеные или вырезанные балясины и т.д. У мебели объемной резьбой отделываются ножки. Такие детали могут быть скульптурными изображениями.
2.2. Виды применяемых материалов при изготовлении изделия
Липа является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Распространена она почти повсеместно - и в европейской, и в азиатской частях России, а на Дальнем Востоке сосредоточено более половины отечественного запаса липы. Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, имеет белый цвет, отличается чистотой и однородностью, легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется и в токарном деле. Из-за недостаточной твердость липа не годится для производства мебели, зато в изготовлении сувениров, игрушек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посуды она незаменима. Из нее до сих пор делают семеновские и загорские матрешки, резные богородские игрушки, точат хохломскую посуду и еще многое другое. Благодаря своей мелкослойности, легкости в обработке липа используется в производстве бочек. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает высокую прочность. Это дает возможность выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными поверхностями. Из распаренной древесины липы намного проще вырезать столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины. Очень ценными свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож. Чертежные доски также делают из липы. Такие доски хорошо держат кнопки, а оставшиеся после них вмятины быстро сглаживаются. Из-за легкости обработки, способности почти не усыхать и не поддаваться короблению модели для литья в основном делают из липы. 
2.3.Правила техники безопасности при выполнении работ.
Обязательно при резьбе по дереву соблюдаются требования по технике безопасности.
Вырезать только рабочим инструментом.
Режущие части должны быть правильно заточены.
Ручка у стамесок и напильников крепко насажена.
Деталь при пилении, строгании, резании надежно закреплена па рабочем месте.
Левая рука должна быть в стороне от режущей части ножа, стамески.
При работе с электроинструментом необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией.
Следить за освещением рабочего места, оно должно быть с левой стороны.
По окончании работы:
проветрить помещение, мастерскую;
убрать рабочее место;
хранить инструменты в специально отведенном месте.
3. Производственные условия реализации проекта
Б. Организация и производство работ.
3.1. Рабочее место резчика.
Для того, чтобы выполнять любую работу, необходимо рабочее место и инструменты. Рабочее место резчика по дереву должно располагаться в сухом, светлом помещении с постоянной температурой и влажностью воздуха - ведь дерево очень чувствительно как к температурным колебаниям, так и к изменению влажности. В помещении ни в коем случае не должно быть излишней влажности - дерево гигроскопично, и хорошо подготовленная, высушенная заготовка может прийти в негодность только лишь из-за того, что находилась во влажном помещении. Следует учитывать, что влажность древесины для резных работ - 2-10%.  Оптимально, если стены и потолок помещения окрашены в светлые тона. Тут вопрос не только хорошего настроения, хотя оно исключительно важно для любой творческой работы, но светлые стены и потолок отражают свет, следовательно, рабочее место резчика будет иметь лучшую освещенность. Рабочее место резчика состоит из устойчивых стола и стула. Мелкие работы можно выполнять на обычном столе, а для работ крупного формата подойдет верстак. 

Небольшие предметы, например, шкатулки, панно, на которых необходимо выполнить геометрическую, плоскорельефную резьбу, инкрустацию, а также мелкая пластика могут выполняться на простых столах.
Для объемной скульптуры большого размера, резьбы со значительным рельефом, которую необходимо закреплять, требуется специальный верстак. Он должен быть выше обычного стола — рассчитанным на работу стоя.
Для закрепления предмета в горизонтальной плоскости верстака применяются державки разных размеров и профилей. Их делают из липы, причем толщина может быть меньше толщины обрабатываемых предметов. Упорные державки нужны при выполнении геометрической резьбы на деталях, торцевые — для крепления узких торцевых деталей, угловые для закрепления прямоугольных и квадратных деталей, фигурные — для фигурных, гнездовые — для мелких деталей. Для закрепления ящиков — выносные державки, круглые детали крепятся скобами, круглая скульптура— упорными винтами. Применяются также струбцины разных размеров.
Особое, исключительно важное значение для резьбы имеет освещение рабочего места. Рисунок для резьбы состоит из мелких деталей, поэтому, чтобы резчик не напрягал зрения в процессе резьбы, надо хорошо осветить его рабочее место. Свет на рабочее место должен падать спереди и слева. Именно такое освещение обычно предпочитают художники. Собственно говоря, резьбу по дереву можно назвать формой живописи - трехмерная живопись по естественному материалу.  Лучше всего, если освещение - естественное, без прямых солнечных лучей. В этом случае нет бликов, игры светотени, что значительно затрудняет работу и может привести к ошибкам. Если работа производится при дневном свете, стол следует поставить перед окном так, чтобы свет падал прямо в лицо резчика. При искусственном освещении источником света служит настольная лампа высотой не более 20 см, устанавливаемая непосредственно перед глазами на расстоянии, обеспечивающем достаточный свет. Электрические лампочки напряжением 50—75 вт наиболее подходящие для освещения рабочего места. Более слабый источник света заставляет резчика напрягать зрение, более сильный утомляет зрение, слепит. Если освещение рабочего места искусственное, то должно быть несколько источников света - световые пятна, создаваемые несколькими источниками, перекрывают друг друга, и дают одно большое, равномерное световое пятно. Источники света нужно располагать таким образом, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней. Чтобы солнечный свет или свет от лампочки не падал в глаза, рекомендуется на лоб надевать картонный козырек. Козырек фуражки может служить наилучшим образном. Потолочное освещение рабочего места не допускается, так как дает тени. Резчик по дереву располагает все необходимое так, чтобы оно было под руками: отобранный инструмент справа от объекта работы, а брусок и небольшую полотняную тряпочку для обтирания инструмента после точения слева. После использования того или иного инструмента необходимо немедленно воткнуть его в пробку и положить на место. По окончании работы инструмент хранится в отведенном ему месте, а стружки и кусочки древесины тщательно сметаются со стола и уничтожаются.
3.2.Инструмент резчика по дереву
В инструменте для резьбы по дереву различают режущий, разметочный, для столярных работ, сверления и выпиливания.
Режущий иснтрумент
Режущий инструмент — ножи разных видов, стамески, скребки.
Нож-резак используется при выполнении прорезной резьбы и профильных работ.
По форме похож на обыкновенный нож. Нож-косяк необходим в геометрической резьбе. Конец его лезвия стачивается под углом 60°.
Нож-крючок или резец — для выборки внутренних сферических поверхностей в ковшах, черпаках, ложках. Представляет собой согнутое в полукруг полотнище с заточенными боковыми гранями. Фаска для заточки снимается с внутренней стороны. Диаметр 30 — 70 мм, ширина полотна 10— 20 мм.

Тесло — для долбления, черновой выборки внутренних поверхностей. Подобен небольшой тяпке-мотыге с полукруглым сечением. Ширина лезвия 35 — 70 мм.
Резчик должен иметь набор стамесок:
Прямые стамески или «долотца» (восемь штук) с шириной лезвия 3 — 25 мм;

Полукруглые стамески (семь штук) с шириной лезвия 6 — 28 мм являются основным инструментом для рельефных и объемных видов резьбы, за исключением геометрической. В полукруглых стамесках различают отлогие, средние и круглые;
Клюкарзы (семь штук) — с несколько изогнутым полукруглым в сечении полотном, в виде согнутой ножки; служат для подборки фона. Ширина лезвия 2-15 мм.
Церазики (четыре штуки) — с полукругло изогнутой нижней частью, для резьбы жилок. Ширина лезвия 2 — 5 мм; Уголки — стамески с угловым сечением, применяются для выборки тонких канавок.
Кроме того, для производства резных работ по дереву необходимы: киянка — молоток с деревянной головкой, применяемый для выполнения резьбы с большим рельефом. Ею ударяют по черенку стамески. Чеканки или пуансоны — металлические бруски длиной до 150 мм, на торце которых насекается простой орнамент в виде точек, квадратов и т. п. Применяются для придания фону рельефной фактуры; цикли служат для выравнивания и зачистки плоскостей.
Инструменты для выпиливания:
Инструментами для выпиливания являются лобзик и выкрутная пила, для сверления — спиральные сверла, перка, или труба, вращаемая коловоротом или дрелью.
При подготовке полуфабриката для резных работ используются топоры разных видов и столярный инструмент: лучковая пила, шерхебель, рубанки одинарный и двойной, фуганок.
Разметочный инструмент, используемый при резьбе по дереву:
Набор разметочного инструмента включает метр, линейку; треугольник, угольник для обозначения прямых углов, циркуль-разметчик, транспортир, малку, предназначенную для проведения параллельных и наклонных линий под разными углами, ерунок для расчерчивания углов под 45, рейсмус для прочерчивания линий, параллельных граням заготовки, шило.
Иметь хорошо заточенный инструмент — обязательное требование. Для первоначальной заточки инструмента требуется механическое точило или точило с электроприводом.
Для удаления получившихся заусениц используются бруски с более мелким зерном. Бруски при заточке должны увлажняться. Правка и доводка инструмента производится на оселках, изготовленных из твердых пород камня. При правке следует часто поворачивать инструмент. Подбор профилей и форм оселков должен соответствовать профилям резцов и стамесок. Окончательная правка — на гладком ремне.
Степень остроты инструмента проверяют, надрезая твердую древесину вдоль волокон. Острое лезвие дает чистый, блестящий, без замятин след. При недостаточной заточке возможны замятины, недорезки в глубину и по граням резьбы.
Опытные мастера определяют степень заточки, легко проводя подушечкой большого пальца поперек жала лезвия, ощущая незаметные на глаз заусеницы.
В процессе работы над конструкцией часов использовались также электроинструменты: рейсмус, рубанок, фрезерный станок, шлифовальная машина, углорез, бормашина, точило бытовое:




3.3.Объем работ и потребности материалов по заданию.
Расход материала для изготовления изделия:
Липовый банный полок ( 40х80х400) - 1 шт.
Лак тонированный, акриловый – 30г
Расход времени на изготовление - 24 час.
Приложения: Фото изделия.


Заключение.
Дерево является универсальным материалом для строительства, изготовления различных предметов интерьера, декора, сувениров и простых поделок. Современный уровень технического развития не смог отодвинуть на задворки резьбу по дереву - один из древнейших видов искусства. Несмотря на рост современных технологий неизменно растет интерес к ремеслам, истории, быту наших предков и всему, что с этим связано. Резные предметы, зачаровывают взгляд. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева, его экологической безопасности, изысканности, практически безграничных возможностей в плане отделки, художественного оформления, цветовых решений и текстур.
Литература:
Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат,1997.-512с.
Бобиков П.Д., Конструирование столярно-мебельных изделий: Учебник для сред.проф.-техн училищ.-2е изд.,перераб. и доп.-М.: Высш.шк,1980.-174с.
Буриков В.Г., Власов В.Н., Домовая резьба - М.: Нива России совместно с компанией «Евразинский регион»,1993-352с.
Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках.-М.:Изд. «Народное творчество», Издатель И.В.Балабанов, Издательство «Искона»,1999.-280с.
. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. П.: Художник РСФСР, 1985. - 160 с.
Чебан В.А.Современная резьба по дереву. Резьба по дереву.-Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», 2005,512с.

Приложенные файлы

  • docx 21139527
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий