lekciya 16

Лекция 16. Основные проблемы философской антропологии
1. Проблема человека в философии. Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность».
2. Биологическое и социальное в человеке.
3. Проблемы жизни и смерти человека в философии. Смысл жизни.

1. Проблема человека в философии. Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность».
Проблема человека является одной из центральных проблем философии. Философия изучает человека как целое в многообразии всех проявлений его бытия и связей с миром, в тесной связи с естественнонаучными данными о физиологии, психологии, мышлении человека.
Выделение человека из животного мира представляет собой неразрывно связанные стороны одного процесса – антропосоциогенеза. Антропосоциогенез – это процесс развития человека и общества. Антропогенез – становление человека, социогенез – становление общества.
Антропосоциогенез носит комплексный характер: все развивалось взаимосвязано: человек – труд – сознание – язык – культура.
Вл. Келер в книге «Человек разумный» формулирует вопрос, неизбежно возникающий перед любым, кто стремится понять происхождение человека и общества: «Задумываясь о роли труда в процессе очеловечивания обезъяны, нельзя не спросить: если труд так благотворен, то почему лишь один вид животных стал на путь разумного сознания? Ведь делают же какие-то сооружения, то есть работают по-своему многие животные: бобры, ласточки, пчелы, муравьиПочему же никто из них не возвысился, как человек, не вырвался из смутного мира безусловных рефлексов и инстинктов?
Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос.
Раскрывая природу и сущность человека философия различает понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» фиксирует общие, родовые признаки: биологическую организацию, сознание, язык, трудовую деятельность.
Понятие «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно к природе и человеческому обществу.
Понятие «личность» фиксирует социально-значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию как качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
В значительной степени эти качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяют позитивные моральные качества: гуманизм, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность и иные, а также негативные моральные качества: чванливость, грубость, нетерпимость, трусость, цинизм и некоторые иные.
К общественно-полезным качествам относятся воля, решительность, мудрость, умение, убеждения.
Человек, как правило, совмещает в себе разные виды качеств; одни качества развиты больше, а другие меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:
биологическими – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности – это основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Значительная часть потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Интересы – это заинтересованность в чем-либо, конкретное выражение потребностей.
Среди интересов выделяют:
личные;
групповые;
интересы социальных групп;
общественные;
государственные;
общечеловеческие.
Также интересы могут быть:
материальными и духовными;
нормальными и ненормальными;
долговременными и ближайшими;
разрешенными и неразрешенными;
общими и антагонистическими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия.
Человек, живущий в обществе, занимает определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.
Выделяют две жизненные позиции:
пассивная (конформистская); направленная на подчинение, следование обстоятельствам;
активная, направленная на преобразование мира и изменение собственной жизни.
Для нормального вхождения человека в общество и гармоничного существования в нем необходимо воспитание личности.
Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду, к будущей жизни.
Основные цели воспитания:
подготовить человека к жизни в обществе;
развить общественно-ценные качества личности;
нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
научить человека взаимодействию с другими людьми;
научить человека труду.

2. Биологическое и социальное в человеке.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек – это существо и биологическое и социальное.
Биологическое в человеке – это такие характеристики человека, как конечность жизни, признаки расы, генетически передающиеся способности, органическая связь с окружающей средой и т.д.
Социальное в человеке составляет общественные понятия и функции (политико-правовые, нравственно-эстетические и др.), выливающиеся в определенные поступки и действия.
Между биологическим и социальным есть еще один слой – биопсихосоциальное – внутренний духовный мир человека, его сознательные и бессознательные процессы, эмоции, чувства и переживания, воля, память, характер, темперамент.
Каждый из трех элементов – биологическое, психическое, социальное – позволяет раскрыть универсальное многообразие в содержании сущности человека.
Итак, человек – продукт общественных отношений, природное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, творец собственной жизни.
В своем знаменитом произведении «Так говорил Заратустра» убеждая читателя устами своего героя: «Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено. Что вы сделали, чтобы победить его?
Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор! И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором». (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. Кн. 1. С. 9.)
Студентам предлагается высказать свое мнение по поводу прочитанного, а также ответить на вопрос: считают ли они, что идеи Ницше о сверхчеловеке послужили идеологической основой фашизма?

3. Проблемы жизни и смерти человека в философии. Смысл жизни.
Жизнь и смерть, смысл жизни, бессмертие – вечные темы духовной культуры человечества. В философии выделяют несколько измерений проблемы жизни, смерти и бессмертия.
Биологическое – постоянное наличие жизни и смерти во Вселенной, постоянное их воспроизводство в подходящих условиях.
Специфика человеческой жизни в отличие от жизни всего живого – осознание факта предстоящей смерти заставляет человека искать путь к бессмертию, задумываться о смысле жизни.
Идея обретения бессмертия – после человека остается его дело, дети, внуки, продукты его деятельности.
В философии выделяют три главных подхода к решению проблемы смысла жизни:
смысл жизни изначально присущ жизни (религиозный);
смысл жизни за пределами жизни (секуляризованная религиозная идея);
смысл жизни созидается самим субъектом.
Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Мера этой осознанности – один из показателей развития духовного мира человека. Осознание смысла – это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей ради которых живет человек.
Студентам предлагается прочитать фрагмент работы Фромма «Духовная сущность человека. Способность к добру и злу» (Мир философии. М., 1991. Ч.2. С. 61 – 65) и ответить на вопросы, поставленные Фроммом. А также сравнить взгляды Фромма со взглядами Бердяева (Мир философии. М., 1991. Ч.2. С. 48 – 56).
Вопрос о смысле жизни – это и вопрос о смысле смерти человека и его бессмертии.
Смысл жизни определяется не только в отношении к актуальности, но и в отношении к вечности, в которой уже нет живого индивида.
Проблема смысла жизни и смерти человека никогда не утратит своей актуальности.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15

Приложенные файлы

  • doc 18814138
    Размер файла: 50 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий