Filosofia Lektsia 15

Глава 15. Философско-этические проблемы медицины
С Гиппократом вы будете и лучшие люди, и лучшие врачи.
М.Я. Мудров
План темы
 Философские основания морали и нравственности.
 Гуманизм - ядро моральных отношений.
 Мораль и этическая теория в медицине.
 Сущность и принципы медицинской деонтологии.
 Гуманистические идеалы биоэтики.
 Биоэтика - наука о самоценности жизни.
Учебная цель
Цель состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих медицинских специалистов высшей квалификации к острейшей проблеме XXI в. - безудержной эскалации научно-технических достижений и биомедицинских технологий в практической деятельности. Студентам-медикам надо самим самостоятельно философски осмыслить, как поменялись к настоящему времени морально-этические идеалы, принципы и правила в медицинской науке и практике по охране жизни людей и укреплению их здоровья. Надо понять логику и обосновать смысл и назначение повсеместного распространения идей биоэтики - новой этической науки, изучающей и внедряющей в жизнь идеалы сохранения и укрепления здоровья людей. Необходимо познакомиться и с идеологией и политикой деятельности биоэтических комитетов, созданных на разных уровнях организации научной и практической деятельности. Однако прежде чем осмыслить все эти, по сути, глобальные биоэтические идеи и проблемы в системе здравоохранения и не только, следует вернуться к таким «старым» проблемам, как мораль и нравственность, этика и деонтология.
ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Философия морали, или этика, всегда стремится искать ответ на ключевой вопрос общественной жизни людей, а именно: что надо делать, чтобы нормально, по-человечески жить в человеческом сообществе? Цицерон первым стал использовать понятие «мораль». Он увидел в ней как форме общественного сознания и поведения людей надёжное средство наведения и поддержания естественного порядка в обществе. Наряду с моралью мыслитель называл ещё и нравственность как одну из особо характерных черт моральной развитости личности, указывающую на обладание ею глубоким чувством человеческого достоинства и ответственности за свой личный вклад в дело общественного благосостояния. Отсюда аморальным считалось игнорирование норм, принципов и правил общественной морали. А безнравственным стали называть поведение людей, не знакомых с моральными требованиями и правилами или игнорирующих их.
Устойчивая тенденция дифференциации современного научно-медицинского знания имеет в итоге своим следствием во многом тревожный факт: медицинская наука и практика всё более специализируются и оказываются не в состоянии целостно отобразить природно-духовную суть системы здравоохранения как единой сферы гражданских, нравственных, интеллектуальных ценностей. Возникающий вакуум быстро заполняет разного рода антимедицинский бум оккультизма и суеверий. В этих условиях и возникает настоятельная потребность учёных и медиков в консолидации современного научно-медицинского знания и философии на нравственной основе. Ключевой вопрос научно-медицинской философии как составной части гуманной философии - критичное осмысление социально-нравственной ответственности медицины.
Корни морали (лат. mores - нравы и порядок общения) уходят в далёкое историческое прошлое. Где-то за тысячу лет до н.э. и более особо ценилась моральная сторона взаимодействия человека с человеком. Именно тогда заметно возвысились и такие специфические регуляторы в поведении людей, как совесть, общественный долг, честь и т.д. Мораль стала средством и способом разрешения ряда жизненных проблем, возникающих между человеком и социумом.
Главная заслуга в философском осмыслении морали и вопросов этики (греч. ethos - нрав, обычай, образ мыслей) как специальной науки, изучающей феномен происхождения и развития морали, принадлежит в основном древнегреческим мыслителям и, прежде всего, Аристотелю и Гиппократу. Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, оказывался бы существом диким и несчастным. В этике идёт поиск идей, путей, средств достижения счастья (мораль блага, рассматриваемая в эпикуреизме, утилитаризме, картезианстве), так и выработки норм, требований и правил общественного поведения людей (мораль долга, составляющая главную суть философии стоицизма, кантианства, марксизма). Мнение философа о роли морали как нельзя лучше говорит о её гуманной сущности, которая тогда более всего воплощалась в медицине.
В медицинской сфере жизнедеятельности морально-этические принципы, нормы и требования к врачам получили наибольшее признание. Они были в основном разработаны знаменитым врачом и оригинальным мыслителем античности Гиппократом. Он поклялся: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного». Позже выдающийся римский мыслитель-гуманист Цицерон (106-043 гг. до н.э.) указывал на два исходных первоначала моральных ориентиров: «никому не вредить и приносить пользу». Морально-этические требования в медицине мыслителями прошлого характеризовались в основном как строго доктринальные (лат. doctrina - официальный принцип) требования. Много веков спустя все эти и другие моральные идеи, принципы и правила выкристаллизовались в медицинской этике или особой науке, получившей в XVII в. название «деонтология», которая стала органической частью профессионализма врача (медика), указывающего на его моральный долг перед людьми и обществом.
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ
Что касается морали и нравственности в медицине, то здесь требования к врачам, да и всем другим работникам этой сферы жизни, всегда были наиболее строгие. Если медики не будут помнить о своём долге перед людьми и действовать во благо человека, медицина будет чем угодно (анатомией, физиологией, биомедициной, микробиологией), но только не медициной в традиционном смысле её понимания. Медицина давно и прочно слилась с требованием жёсткого морально-этического долга - бескорыстно служить людям во имя сохранения и укрепления их здоровья. Такие философско-нравственные требования были заложены в деонтологии (греч. deontos - должное и logos - учение) как специфическом врачебном учении, где излагают строгие требования ко всем медицинским работникам. Этот термин введён английским философом, юристом И. Бентамом (1748-1832), который разработал суть и принципы деонтологии как науки о долге.
В результате современного естественно-научного и гуманитарного образования и философско-этического воспитания у медиков утверждаются новые, ещё более строгие моральные требования. Так, чувство искренней благодарности пациента врачу, медсестре, нянечке естественно и понятно. Он хочет, как правило, выразить свою признательность медикам высоконравственно и бескорыстно. Однако сами медики должны занимать в этой пикантной ситуации, так сказать, оборонительную позицию по отношению к благодарным пациентам: им надо интеллигентно, но решительно отказываться принимать дорогие в материальном отношении дары. Любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение нравственное бескорыстие врача - его лечебный подвиг.
Ныне этическая и правовая парадигмы в системе здравоохранения обогащаются качественно новым философским концептом: появилась биоэтика как прикладная этика, центральным ядром которой стало философско-этическое отношение к жизни на Земле вообще, но прежде всего к человеческой как уникальной космической самоценности. Так, ЮНЕСКО в своём проекте Декларации о всеобщих нормах биоэтики (Париж, 2004) заявило о том, что «государства должны всячески способствовать развитию биоэтического знания, образованию, воспитанию, обучению и преподаванию этики и биоэтики на всех уровнях, равно как и поощрять программы по распространению информации в области биоэтики» и призывает Правительство Российской Федерации подписать «Конвенцию о правах человека в биомедицине» (Совет Европы, 1997).
ЗАРОЖДЕНИЕ БИОЭТИКИ - НАУКИ О САМОЦЕННОСТИ ЖИЗНИ
Термин «биоэтика» впервые предложил американский учёный-биолог, гуманист Ван Ренселером Поттер (1911-2001) в 1969 г. Он понимал биоэтику в духе этического натурализма, как научную концепцию, ставящую в качестве высшего морально-правового требования к учёным и медикам во имя сохранения жизни на Земле. Поттер доказывал, что применение идей и принципов биоэтики не должно ограничиваться сферой человеческих отношений.
Причиной зарождения биоэтики стало широкое распространение биомедицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на природу человека, его тело и психику. Суть и смысл принципов биоэтики состоят прежде всего в том, чтобы значимые общечеловеческие ценности ни в коем случае не противопоставлялись биологическим факторам развития человека. Он был и остаётся частью естественной природы, где невозможно жить и развиваться вне связи с животными и растениями. Биоэтика предстала на Страсбургском симпозиуме как комплексная область познания и сохранения жизни вообще. Она изучает морально-правовые принципы и нормы современной медицины.
Гигантские достижения современной науки и медицины в медико-клинической деятельности поставили перед мировой медицинской общественностью ряд принципиально новых морально-правовых требований. В частности, в реаниматологии, которая, по сути, «возвращает» тяжело больных к жизни, даже находящихся в состоянии клинической смерти, потребовалось вырабатывать жёсткие требования к специалистам, морально и юридически закрепляющие все их практические действия. Так, с широким распространением практики генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, принципиально изменившим привычный образ практической медицины, требуется и более строгое соблюдение всех конституционных прав человека как пациента в духе требований современной биоэтики как новой идеологии системы здравоохранения. Она устанавливает ныне некое равновесие моральных и правовых требований к научным исследованиям различных сфер жизни, а человека тем более.
Биоэтика обращает внимание специалистов-медиков в области клеточной терапии, клонировании, генетическом трансферте, генной фармакологии, а также на этические проблемы в лекарственной терапии, организации общественного здравоохранения. Так, например, с учётом рыночных отношений, появились морально-правовые проблемы о неком контролируемом уходе людей из жизни, трансплантации органов, производстве и распространении лекарственных средств. На фармацевтическом рынке уже преобладают лекарственные средства, эффективность и безопасность которых научно не доказана или сомнительна. Реклама лекарств порой содержит ложную информацию, что накладывает определённый отпечаток на деятельность медицинского и фармацевтического персонала. Влияя на подсознание пациентов, медицинская реклама провоцирует практически в 100% случаев безрецептурное приобретение лекарств на фармацевтическом рынке и, следовательно, возникновение побочных болезненных явлений, осложнений и даже летального исхода.
Биоэтика привлекает внимание широкой общественности к осознанию смысла и такого феномена бытия как смерть. Это тема, правда, не новая: о смерти написано даже больше текстов, чем о жизни. Наряду с биологией уже сто лет существует танатология – наука о смерти людей.
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ
Проблемы отношения к смерти с древности подразделяли на три большие группы. Первая группа связана с отношением людей к жизни и наступлению смерти в результате их личного пренебрежения к сохранению своего здоровья, недосмотру врачей или невежеству самих пациентов. Вторая группа отношения людей к смерти, философски говоря, связана с осознанием ими объективной её предопределённости, т.е. когда недуг, а затем и смерть наступают вследствие внутренней врождённой патологии. И третья группа отношения к заболеваниям и смерти восходит к условиям жизни и деятельности людей, которые объективно воздействуют на них как бы извне.
Могут ли люди иметь ныне моральное и юридическое право на свободный личный выбор ими образа и стиля жизни и даже добровольного способа ухода из неё? Речь идёт об эвтаназии как добровольном уходе человека из жизни с помощью медиков. Эвтаназию понимают сегодня как намеренное прекращение жизни неизлечимого больного с целью избавления его от непереносимых физических и психических страданий. Сторонники эвтаназии настаивают на том, что именно она является своего рода реализацией свободы воли пациента как личности, его осознанным и добровольном выбором. Однако такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента корректной и объективной информации о диагнозе заболевания и его трагическом прогнозе.
Проблема смерти неодолимо порождает вопрос о цели и смысле жизни. Известный мыслитель, врач, теолог, культуролог, лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер (1875-1965) оценивал жизнь вообще как всеобщую ценность, а человеческую жизнь - как высшую космическую ценность. Ныне ещё не исчез из памяти идеологический и нравственный антагонизм людей ХХ в., приведший к величайшим социально-культурным потрясениям, духовным кризисам, бурным переменам в личной жизни людей. Так, Нюрнбергский процесс (1947) над военными преступниками, в частности над 23 немецкими биологами и медиками, впервые продемонстрировал всему человечеству хрупкость и ненадёжность морально-правовых преград, защищающих жизнь и здоровье людей от множества возможностей применения политиками достижений науки и техники, в том числе и медицины во вред людям. При этом один из аргументов защиты военных преступников состоял в том, что эти биомедицинские исследования они проводили во имя прогресса. В результате со всей остротой встал ныне вопрос: а насколько далеко могут зайти исследователи, опирающиеся только на интересы познания? Составной частью судебного вердикта Нюрнбергского трибунала стал документ, получивший название нравственного кодекса.
Проблема смерти неодолимо порождает вопрос о цели и смысле жизни. Известный мыслитель, врач, теолог, культуролог, лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер (1875-1965) оценивал жизнь вообще как всеобщую ценность, а человеческую жизнь - как высшую космическую ценность.
И что бы сегодня не говорили об эвтаназии, за или против, врач обязан делать всё от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, оградить его от мук болей или «divinum opus - cedare dolorem», что означает божественное дело - успокаивать боль. Врач должен быть поистине гуманистом, а значит хорошим специалистом, порядочным и благородным человеком. Эти деловые и нравственные качества учёных и всех медиков должны проявляться всегда и везде: дома и на работе, при общении с больными, их родственниками и т.д. Несомненно, что современный врач должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Однако всё же главным показателем его моральных качеств была и остаётся его совесть. Врач обязан быть исключительно доброжелательным, душевным человеком. Всё это - в
·ысшие гуманные, нравственные ценности в мире.
НАУЧНО-МЕДИЦИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ГУМАНИЗМ МЕДИЦИНЫ
Сегодня нет сомнения, что вследствие углубления и расширения научных и технико-технологических возможностей и возникли острые нравственные проблемы, разрешить которые весьма нелегко. Знаменитый физик-теоретик В. Гейзенберг в связи с огромными достижениями в науке и технике ставит перед учёными непростые философские вопросы: «Упомяну для примера вопрос об ответственности исследователя, - пишет он, - за практическое применение результатов его исследовательской работы или ещё более трудный вопрос из области современной медицины: сколь долго врач обязан или имеет право продлевать жизнь умирающего пациента. Размышление над такими проблемами не имеет ничего общего с расшатыванием этических принципов. И я не могу себе представить, - продолжает учёный и философ, - чтобы на подобные вопросы можно было ответить просто путём оценки прагматической целесообразности наших действий». В этих условиях возникла настоятельная потребность в консолидации естественно-научного и гуманитарного знания на нравственной основе, имеющей жизнеутверждающее значение и для него самого, и для общества в целом. Во все времена это делала гуманная философия, если она получала достаточный простор для своей само реализации. Главный вопрос современной научно-медицинской философии как составной части гуманной философии - её социальное и культурное призвание и признание её нравственного фактора научно-медицинским сообществом и человеческим обществом в целом. Практическое внедрение научно-медицинской философией гуманистических идей и идеалов в медицинскую науку и практику не может быть отложено ныне на отдалённую перспективу. Причём гуманистические идеалы и принципы, такие, как уважение к людям, их правам, чести и достоинству, духовной свободе личности невозможно привнести в здравоохранение как бы извне. Во многом это выбор самой личности, прежде всего врача.
Гуманные идеалы и принципы по определению - суть медицинской философии. Уже сам процесс становления и развития научно-медицинской философии ведёт к вызреванию и возрастанию гуманно-нравственных начал у широкой мировой общественности. Научно-медицинская философия необычайно остро проявляет себя везде и во всём и не в последней очереди в отечественной медицине: науке и практике. Именно она органично связала свою судьбу с решением гуманитарной задачи по укреплению здоровья людей и предупреждению их преждевременной смерти. Медики справедливо ставят сами перед собой вопрос о том, чтобы и современная биология как наука о жизни была бы дополнена исследованием биологии смерти. Ведь в упрощённом понимании смерть - нечто, наступающее после жизни. Однако после жизни смерти уже нет, она уже совершилась, а точнее завершилась жизнь. Всё это есть ни что иное, как переход от бытия к небытию, от жизни к смерти или иному бытию. [Гейзенберг В. Избранные философские работы. - СПб., 2006. - С. 266.].
Естественные, технические науки представляют область испытаний различных форм и видов живого на предмет познания их возможностей для качественного изменения. В частности, каждому учёному, каждому медицинскому работнику, который планирует и осуществляет научные биомедицинские исследования, необходимо постоянно помнить о необходимой основательности их предварительной теоретической обоснованности, философско-методологической корректности, технической реализуемости и этической инновационности.
Биоэтика сориентирована на два основных направления. Первое - медицинское направление, которое нацеливает мышление медиков на этику взаимоотношения «врач-пациент». Это направление получило название некой медицинской или фармацевтической биоэтики. Второе - экологическое направление, указывающее на сохранение всех природных экосистем. Это задача развития биоэтического сознания у всех граждан.
Биоэтика как новая идеология здравоохранения привлекает внимание научной и медицинской общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим формам и видам науки, связанным с угрозой жизни или утратой здоровья человека. В непрерывно уточняемой биоэтикой смысла и целей возможной перестройки жизни на Земле, всё время формулируются новые и новые моральные рекомендации и советы учёным и специалистам. В философском осмыслении исследователями и практическими врачами проблем биомедицины, закладывается, в сущности, принципиально новый ментальный фундамент самосознания медиков, формируются у них иные гуманные ценности.
Возникла в этой связи новая проблема отношения к жизни и смерти человека, его здоровью и болезням. Она связывается даже не столько с технической возможностью или невозможностью проведения новых экспериментов, сколько с тем, что подобного рода научное вмешательство в природу человека может привести к негативным последствиям. Эти последствия можно, пожалуй, сравнить с непредсказуемыми результатами человеческого воздействия на живую природу: человек может перестать быть даже человеком в его обычном виде. В настоящее время чрезвычайно актуально отношение людей к жизни, в котором выражается новое понимание феноменальной уникальности жизни вообще. Видимо права Р.С. Карпинская (1928- 1993), которая настаивала, что «сохранение жизни на Земле, как человеческой, так и любой другой, всё более осознаётся не только как практически-политическая, но и как научная задача. Более того, проблема выживания заслуживает пристального внимания и со стороны философии. Функционирование идей гуманизма в самом «теле» науки создаёт новые акценты в содержании целей и мотивов научного познания» [Карпинская Р.С. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. - М.,1996. - С.15.]. Всё это даёт основание считать, что человек становится свидетелем формирования новой парадигмы в философии - биофилософии и научно-медицинской философии. Именно с ними и следует ныне связывать надежды на выход, наконец, к новым перспективам в разработке концепции укрепления здоровья человека.
БИОЭТИКА И ЕЁ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ
Специфика биоэтики состоит в сопоставлении её принципов с широкой моральной сферой - этикой науки и медицины, позволяющей привлечь её внимание к тем граням естественнонаучной и практической деятельности врачей, провизоров, медицинских сестёр, других медицинских работников, претендующих на качественное изменение всего живого на Земле и улучшение биологической природы человека. Эти обстоятельства в медицине вызвали обеспокоенность у широкой общественности. Ю.Л. Шевченко заявил, что «общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Данный критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицины. Какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте» Современные проблемы здоровой жизни человека - результат новейшего этапа в развитии науки, техники и медицины. В конце ХХ в. они пережили мощный подъём: появились новые биологические дисциплины, быстро развивалась биотехнология.
В нравственно-правовом исследовании жизни и укрепления здоровья ключевая роль принадлежит научно-медицинской философии. Ю.Л. Шевченко, обращаясь к студентам сказал: «Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, так как для медицины и её служителей (именно служителей, а не медработников) овладение основами философии - это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нравственность, правдивость, честность и милосердие».
Современная система отечественного здравоохранения: биомедицина и медицинская наука, профилактическая и лечебная медицина, фармация - развиваются в сложнейших, кризисных условиях. Актуальным становится задача государственного регулирования всей сферой безопасности людей и прежде всего системы медицинской охраны их здоровья. Реализация государственной Концепции здравоохранения, совершенствование системы обязательного медицинского страхования, обновление морально-правовой основы профессиональной деятельности учёных, врачей, медицинских сестёр, фармацевтов, выработка новых социально-культурных принципов и этических норм медицинских кадров требуют соответствующего развития духовно-гуманитарного климата в стране и морально-этического здоровья в мире медицинской науки и здравоохранения в целом.
Современные возможности в клинической медицине и медико-экспериментальной науке значительно возросли. Это обстоятельство осложнило взаимодействия между работниками системы здравоохранения и пациентами. Так, в реаниматологии, которая порой возвращает «безнадёжно больных» к активной жизни, порой врачи рискуют быть не понятыми из-за использования нетрадиционных методов лечения. Потребовалось выработать новые моральные кодексы специалистов-медиков, в которых бы их действия юридически были оправданы. А с распространением генной инженерии, трансплантации органов, новых методов биотехнологии, принципиально изменившим привычный образ медицины, потребовалось и обновление неких конституционных (юридических) прав человека: и врача, и пациента. Они должны быть защищены моральными принципами и правовыми нормами при исследовании организма человека: его тела и психики. Это качественно оздоравливает нравственную атмосферу во всей системе здравоохранения.
В течение третьего тысячелетия, скорее всего, будут решены проблемы пересадки органов, таких, как сердце, почки, печень, селезёнка, лёгкие и другие, а также даже замены скелета и мышечной ткани. Всё это должно повлиять на оздоровление людей и общества. Возрастёт роль инженерии искусственных органов, клонирования органов, генетического перепрограммирования и других новейших биомедицинских технологий. Придёт время, когда будут разрешены медицинские задачи пересадки и замены нервной ткани и даже отделов головного мозга. И этот краткий перечень биомедицинских актов воздействия на организм человека породит и новый круг биоэтических проблем. Встанут острые моральные, правовые и мировоззренческие вопросы. Как всё это скажется на сознании человека, сохранится ли идентичность человеческой личности? Эти и иные уникальные ценности уже рассматриваются как реально функционирующие морально-правовые идеи и принципы различных философских парадигм гуманизма, направленных на профессиональное медицинское служение людям.
Только философское осмысление и переосмысление специфических требований медицинской морали и права позволит понять, что вся исследовательская деятельность врача не может не опираться на принципы биоэтики. Это относится и к оценке природы человека, смысла его жизни, путей развития личности и индивидуальности. Биоэтика со временем станет идеологией здравоохранения, привлекая внимание научной и широкой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим научным поискам развития живой и косной материи, связанным с угрозой жизни или утратой здоровья человека. В философском осмыслении учёными-исследователями и практическими врачами проблем современного здравоохранения, уже закладывается ментальный фундамент сознания медиков, формируются качественно иные этические и правовые ценности.
Науке и научно-медицинской философии будущего надо будет решать прежде всего проблемы биоэтического свойства: искусственное оплодотворение, трансплантация органов, генные операции и т.д. Причём биоэтические проблемы, которые порой считают обыденными и мало интересными, решать, как это не парадоксально, намного труднее, чем проблему клонирования. Ю.Л. Шевченко заявил, что «общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Данный критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицины. Какие бы цели не ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте» [Философия медицины. - М., 2004. - С. 314.]. Биоэтика должна стать неустранимым элементом научной деятельности. В этом, собственно, и состоит ответственность учёного, особенно медика.
В практической медицине возникли проблемы, выходящие далеко за рамки морально-правового отношения врача и пациента, а именно в отношении к жизни, животным, к биосфере и т.д. Задачи новой биоэтики в медицине:
 биоэтика должна вытекать из достижений всех естественных наук, но прежде всего биомедицины;
 биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он фактически опирается на обширный эмпирический материал всей предшествующей медицины.
Эти требования в биоэтике будущего станут служить целям формирования у всех медиков, да и у всех специалистов гуманного отношения к жизни.
Критическое осмысление гуманных мотивов в современном естествознании и новых научных технологиях биомедицины привели в итоге к возникновению биоэтики, которая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины. Особенно это надо развивать в научно-медицинском экспериментировании социально-этической справедливости. Её возникновение вызвано постоянно меняющимися и совершенствующимися правовыми и философско-этическими аспектами в науке вообще, медицинских науках, новейших биомедицинских технологиях и смежных с ними областях познания всего живого.
Современная медицинская наука и медико-клиническая практика, но прежде всего медико-технологическое перевооружение системы здравоохранения принципиально по-новому поставили вопросы о месте морали и права в естествознании вообще и медицине особенно. До недавнего времени многие специалисты были искренне убеждены, что главная цель морали состоит в реализации жёстких этических норм-требований к учёным с целью получения объективного знания, проявления ими беспристрастия в отыскании истины и особой чистоты проведения научного эксперимента. Теперь этого стало мало. Важнейшая задача морали в научном исследовании состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиняемом зле» (Симонов П.В.). Намного понятней стали всё возрастающие роль и значение биоэтики как морально-правовой парадигмы врачей и провизоров в их научной и клинической практике, когда на первый план выносятся права людей, особенно подвергаемых испытаниям, пусть и добровольным при изучении и преобразовании природы живого вообще и человека в частности.
Контрольные вопросы и задания
1. Что называют моралью, нравственностью и этикой?
2. Как проявляется в медицине принцип гуманизма?
3. В чём нравственный смысл деонтологии - профессиональной этике медиков?
4. Когда и почему возникала биоэтика?
5. Почему философия стала содержательным ядром биоэтики?
6. Каковы этические регуляторы в научном познании и изменении человека?
7. Что означает право на жизнь и на смерть? Возможна ли эвтаназия в современном обществе?



Приложенные файлы

  • doc 18814262
    Размер файла: 89 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий