Filosofia Lektsia 14

Глава 14. Союз философии и медицины
Медицина, не основанная на философии, не может быть надёжной.
Бэкон
План темы
 Философия и медицина о самоценности жизни.
 Общие проблемы философии и медицины.
 Медицинская реальность как философская проблема.
 Проблема систематизации медицинских знаний.
 Роль философии в медицинском познании.
 Научно-медицинская философия.
Учебная цель
В этой теме студентам предстоит ясно представить и понять, что медицина и медицинская философия исторически взаимосвязаны. Предметом их изучения является ныне система Человек-Вселенная, а «инструментом» её познания - человек. Будучи уже медиками по ментальности, студентам следует понять, как медицинская философия нацеливает врачей, фармацевтов, медицинских сестёр, по сути, практически всех медиков на свободное критическое осмысление ими экзистенциальных проблем. Речь идёт о смысле и самоценности человеческой жизни, историческом предназначении человека в мире, научно-творческой и созидательной жизнедеятельности как свидетельстве физического и духовного здоровья человека. Студентам-медикам предстоит изучить и понять предельные основания научной медицины, их гуманные цели и задачи, а также условия и факторы, способствующие раскрытию творческого потенциала человека. А для этого надо философски осмыслить современную реальность как совокупность личной жизни и научно-медицинской деятельности специально подготовленных людей, направленной на предупреждение развития болезни или лечение больных.
О СОПРЯЖЕНИИ МЕДИЦИНЫ И ФИЛОСОФИИ
Старая дилемма философии как особого творческого состояния разума - служить или богословию или науке, искусству, медицине - приводит в итоге к простому, но весьма принципиальному осознанию: она преуспевает в науках, искусствах, а также в медицине как универсальное мировоззренческое, методологическое и аксиологическое служение человеческой личности и человечеству в целом. Генетическая и историческая взаимосвязь медицины и философии самоочевидна. Однако, несмотря на всеобщность живых корней этой взаимосвязи и взаимозависимости, процесс взаимодействия философии и медицины на протяжении всего исторического пути социально-культурного развития носит очень сложный и далеко не всегда позитивный характер. Можно, однако, утверждать, что философия как совокупность мировоззренческих, мыслительных и аксиологических установок на большинстве исторических этапов скорее ограничивала темпы научного развития медицины и расширения её медико-биологических знаний, по крайней мере, в их научном восприятии. Неоднозначность воздействия философии на медицину приводила к двойственному восприятию роли философии многими медиками.
Современная медицина - уникальная форма синтезирования достижений всех фундаментальных наук и многих прикладных отраслей естественно-научного познания. При этом она отличается от всех естественно-научных дисциплин тем, что имеет дело не с «веществом», «полем» или «информацией», а с конкретным человеком как личностью, его организмом и психикой. Медицинское знание о человеке не ограничивается только естествознанием, а предполагает некое социально-гуманитарное измерение. Само слово «медицина», имеющее своим основанием латинское «medicina», свидетельствует об этом. Так, близкое к «medicina» слово «medicare» имеет два значения - лечить или отравлять, а «medicamen» - медикамент и яд, волшебство, что указывает на меру ответственности врача перед пациентом, его родственниками и не только. Слово «медицина» восходит к индоевропейскому корню «med», что означает «середина» или «мера». Смысл этих слов в зависимости от особенностей культуры связан с нахождением средства (меры) исцеления, оценкой исцеления как действия между чудом и знанием и со срединным местом медицины между естествознанием и философским пониманием.
Медицина и философия - древнейшие сферы социокультурной жизни людей. Причём каждая из них считает себя как бы изначальной. Однако при этом никто не отрицает, что они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. В своё время об этом факте удачно сказал Гиппократ (около 460-377 гг. до н.э.): «Медицина, - заявил он, - столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколько последняя без доставляемых ей медицинских фактов». Речь идёт о фактах, проявляющихся в специфической медицинской сфере оказания помощи заболевшим людям и упреждающих заболевания их гигиеническими действиями. По данным археологии и палеопатологии, медицина, в современном философском осознании, возникла и начала развиваться уже где-то на стадии жизни архантропов и палеоантропов. Философия же, как особое состояние осмысления знаний о мире и людях, возникла в середине I тысячелетия до н.э. Именно с этого момента между ними установились органическая взаимосвязь и взаимодействие.
Говоря о современном этапе взаимодействия философии и медицины, необходимо заметить, что не существует медицины «вообще» как и философии «вообще». Это всегда множество направлений, систем и школ. Однако при всём этом множестве есть нечто общее, что необходимо признать как некую целостность. Современный учёный и философ медицины Д.С. Саркисов (1922-2000) писал: «Курс философии в медицинском вузе должен состоять, во-первых, из краткого изложения общей истории философии и, во-вторых, из детального ознакомления учащихся с центральной философской концепцией, венчающей её многовековую историю, - диалектическим материализмом. Преподавание в медицинских вузах должно быть пронизано этой концепцией, поскольку, может быть, нигде так ярко не проявляются законы диалектики и нигде они так прочно не лежат на материальной основе, как в организме человека». Ныне возникла особая потребность в философском переосмыслении медицины не только как практического дела, а и целостной научной деятельности.
В настоящее время медики радикально меняют научные представления о мире и жизни людей в этом мире. У современных медицины и философии стало много больше общих задач по формированию целостного взгляда на жизнь вообще и человеческую особенно. Медицина нацелена на её сохранение в здоровом состоянии. А философия стремится жизнь людей возвышать, делать её и гуманитарной, и нравственно осмысленной. Медицина и философия стали ныне как бы особым средством проявления поистине человеческой мудрости в жизнедеятельности людей, умелыми наставниками в творческой, созидательной работе каждого человека. Не зря же людей, «посвящённых в тайны бытия человеческой природы» (Кант), стали называть мудрецами. Гиппократ в своё время справедливо писал о сословии мудрецов - профессиональных врачей, которые обладали глубокой философской мудростью поддерживать в гармоничном состоянии тело и души воспитанных людей.
ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ
Согласно Гиппократу, именно философия помогла медикам войти в святилище общечеловеческой мудрости. Жизнедеятельность медика - постоянное его стремление к овладению врачебной мудростью: постижению природы и сущности человека, овладению искусством исцеления больного, заранее предвидя возможные результаты лечения. Это действительно благородное служение медиков людям, осознание ими своей гражданской ответственности за своевременное и качественное предупреждение заболеваний. А посему их философская мудрость как бы нацеливает сознание и поведение медика на стремление к овладению научными знаниями, передовыми методами и лучшими средствами избавления людей от болей: больших и малых, физических и душевных. Медику, как умелому целителю и мудрому наставнику в обеспечении здорового образа жизни людей, требуется глубокое социально-философское и нравственно-этическое осмысление реальных и возможных результатов своего благородного труда.
Профессиональное и компетентное обеспечение здоровья людей в их тысячелетней истории всегда считалось прерогативой только медицины, которая отождествлялась со здравоохранением. На самом же деле система здравоохранения значительно шире. Она нацелена на участие в обеспечении экономических, социальных, научно-медицинских и других условий и факторов сохранения, укрепления и возвращения здоровья людям в их личной и общественной жизнедеятельности. В этой системе немаловажное значение имеет философское и психологическое осмысление самого феномена здоровья в развитии человека разумного, раскрытии его внутренних творческих резервов. А это требует и немалых духовных усилий, и больших материальных затрат в улучшении экологии жизни, строительстве спортивных сооружений и учреждений культуры, школ и библиотек, создании индустрии культурного (здорового) досуга. Здоровье человека становится не только медико-биологической, но и социально-философской проблемой, зависимой от природных условий жизни и от уровня развитости общественных связей и отношений.
Если каждый человек получает заряд здоровья как некий дар от природы, то от социально-экономического уровня развития общества, его культуры зависит, как долго сохранится этот дар - физическое и духовное здоровье. Ещё в большей степени здоровье людей зависит от их духовно-нравственного состояния и характера жизнедеятельности. Все эти социально-культурные составляющие здоровья человека получают сущностное раскрытие в философской категории «общественное здоровье». Его рассматривают как единство здравоохранения и социально-философского отношения к здоровью различных духовных сфер жизни, но особенно философии. В древности возник миф о том, что у бога солнца Аполлона - врача богов было два земных сына. Одного звали Асклепием (лат. Эскулап). Он обладал искусством врачевания тела человека. Другого звали Платоном, преуспевшего в исцелении человеческой души. Они лечили и учили людей беречь своё здоровье, сообразуя его со смыслом жизни. Так и сложился естественный союз медицины с философией. Асклепий исцелял больные тела, а Платон врачевал и возвышал души.
Укрепление единства древнегреческой медицины с натурфилософией во многом способствовало знакомство врачей Эллады с учениями восточных мудрецов и, в первую очередь, с религиозно-мистическим толкованием смысла жизни в индийской и китайской философии и восточной медицине. Однако при этом греческие медики и философы сохранили и свою собственную оригинальную самобытность, нацеленность как на разум, так и на добродетельность, нравственность. По образцу восточных религиозно-медицинских школ в древней Греции появились свои школы. Бытуют легенды, что первые медицинские школы как математические, так и астрономические были созданы Пифагором. Целью и смыслом его медицинской школы-ордена было создание братьями некоего тайного общества, исповедующего новое ментальное мышление, так называемое «созерцательная жизнь». Жёстко подчиняя человеческий организм космическому порядку и строго следуя «семеричным ритмам биологических циклов», братья ордена (по их же утверждениям) достигали «полной гармонии телесных элементов» и тем самым творили собственное физическое и духовное здоровье.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СОЮЗ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ
Медицина до сих пор в общественном мнении предстаёт как строгая дисциплина, умело использующая естественно-научные, социальные и гуманитарные знания в своём деле и тем самым позитивно воздействующая на здоровый образ жизни людей. Однако она, будучи в большей степени практикующей сферой деятельности, не может не формировать своё специфическое мировоззрение и методологию познания медиков и тем более других людей по отношению к здоровью. Мировоззренческое кредо медиков свидетельствует об их интеллектуальной культуре в обществе людей, в котором она функционирует. А это связано с тем, что медики имеют собственную философию - медицинскую как систему рационально-научного осмысления здоровья и причин заболевания людей. Однако для медицинской философии ещё не наступил её звездный час, когда она будет формой и средством творения научного мировоззрения наряду с физикой, химией, биологией и т.д. Именно тогда философы-медики, обладая своим оригинальным видением мира, вплотную сосредоточатся на изучении и осмыслении микромира: генов и молекул, так как многие проблемы диагностики и лечения успешно решаются только на молекулярном уровне.
Медицина издревле обращалась к философии для развития понятийного мышления. Связь медицины с философией возникла с появлением абстрактного мышления в лечебном деле. Оно появилось задолго до того, как в античности сложилось философское мышление врачевателей-мыслителей. Эмпирическое познание перемежевалось с мистикой и суевериями (это отчасти продолжается и ныне). С зарождением античной философии начинается и научно-медицинское познание в медицине. Активизировался интерес к выработке медико-смысловых понятий. Медицина стала насыщаться и смысловыми универсумами. А несколько позже у медиков-исследователей развилась потребность в осмыслении целостной системы телесно-духовной жизни человека.
Философские универсалии о бытии мира, общества и человека - непреходящие общечеловеческие ценности. Сегодня без них не функционируют и не развиваются такие общественные сферы жизни людей, как экономика и политика, дизайн и эргономика, система образования и воспитания. Философские универсалии разрабатываются и учёными-медиками. Д.С. Саркисов (1922-2000) обнаружил и обосновал неизвестный закон комбинационных преобразований, заключающийся в том, что свойства системы (живой и неживой природы) определяются сочетанием составляющих её элементов и изменяются при их перестановке, перегруппировке, рекомбинации. Это философская универсалия как закон материалистической диалектики. Международная академия авторов научных открытий и изобретений выдала Д.С. Саркисову диплом, в котором признают открытие философского закона комбинационных преобразований.
Медики, формулируя философские универсалии, опираются на достижения наук, при этом способствуя и их развитию. Ныне трудно найти какую-либо из наук, которая бы так или иначе не была связана с медициной. Однако более всего с ней связана философия. Причём её роль и значение в медицине всё более возрастают, ибо обеспечивают включение научно-медицинского знания в сферу духовной культуры вообще. Врачей кстати всегда отличал широкий кругозор научных интересов, философичность мышления. Они добивались признания не только в своей сфере, но были выдающимися математиками и астрономами как Николай Коперник, Джероломо Кардано, Евдокс Кинский и др. Известными физиками были врачи Ульям Кулен, Герман Гельмгольц, Роберт Майер и др. Среди врачей немало было и знаменитых химиков: А.П. Бородин, Парацельс и др. Галилей учился на медицинском факультете. Кант имел медицинское образование.
В связи со всем этим становятся абсолютно понятными цель и задача укрепления союза научной медицины с современным естествознанием, а так же с психологией и особенно с философией. Медицину неверно представлять только как лечение людей. Сохранять и творить здоровье - вот главная задача научной медицины, а объектом её исследования - воздействие на человека, его разум, волю, творческую созидательную жизнедеятельность. Необходимо учитывать и психологический фактор. З. Фрейд (1856-1939) говорил: «Медицинские науки приучили нас постоянно во всех явлениях болезни искать причины в их грубо анатомических изменениях в организме, объяснять их химическими или физическими причинами и подходить к ним биологически, но как раз области душевной жизни, в которой находит своё завершение деятельность нашего удивительно сложного организма, вам совершенно не приходилось касаться» [Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1922. - Т. 1. - С. 26.].
Проблема целостного видения медиками человека становится ныне актуальнейшей задачей развития новых черт в социально-культурном облике врача, фармацевта, которые и делают их личностью медика нового типа, общественным феноменом, в котором раскрывается их сущность как мыслителей. Это происходит только в результате усвоения им философских ценностей и суммы специальных медицинских знаний, морально-этических принципов и научного мировоззрения эпохи, позволяющих медикам осуществлять свою гуманную работу. Н.И. Пирогов (1810-1881) говорил студентам, что врач, не имеющий хорошего общего образования, не врач, а ремесленник. Выступая перед студентами на тему «Быть или казаться», он особо подчёркивал, что нельзя сформировать мировоззрение человека на базе только естественно-научных знаний, необходимо постигать философию.
Постижение философских идей и принципов развивает у врачей, фармацевтов, медицинских сестёр, других медицинских работников не только научное мировоззрение, критическое мышление, но и гуманное отношение к пациентам. Именно поэтому не менее важной задачей укрепления союза философии и медицины стало их аксиологическое воспитание. Аксиология спосо
·бствует духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. И в этом деле далеко не последнюю роль отводят философско-этическому образованию и эстетическому просвещению. Надо понять, что болезнь - своего рода наказание за несовершенство и наших мыслей, и неразвитость чувств. Ведь любая распущенность эмоций, элементарная бездумность подрывают психическое и физическое самочувствие человека. Однако особенно оно отягощается сложными социально-экономическими и морально-правовыми ситуациями. Они становятся причинами заболевания личности. Писатель и врач-мыслитель В.В. Вересаев (1867-1945) призывал бороться против античеловеческих социальных условий и тех моральных установок, которые провоцируют заболевания. Система философского осмысления человеческих ценностей выступает фактором воздействия на медико-биологические науки. Она является и аксиологической основой всех лечебных процедур, т.е. по своей сути служит духовным компонентом терапевтического воздействия на пациента. В принципе медицинский профессионализм немыслим без философской составляющей, позволяющей формировать у врачей и фармацевтов критичное мышление, целостное мировоззрение и нравственное сознание. Задача состоит в том, чтобы ориентировать специалистов-медиков на познание и глубокое личное осмысление понятийно-категориального аппарата философии науки и философских проблем медицины. В настоящее время жизненно необходимо разработать и повсеместно ввести в медицинское образование такую учебную главу, как «Научно-медицинская философия (основы философии, философия науки и медицины)», которая бы позволила будущим специалистам сформировать в своём самосознании критическое понятийное мышление, гуманистическую мораль, научную мировоззренческую позицию как профессиональные компетенции (лат. competo - соответствую).
Профессиональные компетенции в медицине - комплекс соответствующего сопряжения специальных биомедицинских знаний, жизненного опыта в той или иной области жизнедеятельности с философскими принципами и гуманитарными знаниями. Именно поэтому компетенции в медицинском (лечебном) деле - не только медицинские знания и умения, но и целый комплекс социальных и гуманитарных знаний. Среди них особое место принадлежит философии, которая призвана обогащать сознание будущего специалиста-медика целостным мировоззрением, критичным мышлением и нравственным отношением к избранной им деятельности. Философское мировоззрение, абстрактно-понятийное мышление, высокая нравственность - всё это компетенции врача, провизора, медицинской сестры и т.д. Все они в их профессиональной жизнедеятельности служат необходимыми социокультурными факторами, ориентирующими на самостоятельную постановку точного диагноза заболевания и определения надёжных, научно обоснованных методов и способов лечения больного. В этом направлении большая роль принадлежит так называемой доказательной медицине.
ФИЛОСОФИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Доказательная медицина - новый качественный уровень в научно-философском развитии медицины. Её в настоящее время активно используют не только учёные, но и практические врачи всех специальностей, фармацевты, а также организаторы здравоохранения. Главный её смысл состоит в том, что все достижения фундаментальной науки, современные генные и клеточные технологии могут быть осознанно использованы в клинической практике тогда, когда экспериментально и теоретически будет доказана их терапевтическая безопасность. Это касается и всех исследований, которые специально проверяются на эффективность новых лечебных средств, способов и методов. Концепция доказательной медицины основывается в основном на философской методологии некой клинической эпидемиологии (греч. epidemia - массовое заболевание и logos - учение), развившейся в последние годы в самостоятельную теорию о клинических исследованиях, позволяющих определять закономерности распространения клинических явлений, событий и исходов, давать научно обоснованные заключения при минимуме систематических и случайных ошибок. В своё время физик-теоретик А. Эйнштейн указывал, что «только теория решает, что и как можно наблюдать». Сегодня это имеет прямое отношение и к доказательной медицине. Она в принятии решения руководствуется двумя ключевыми принципами:
 каждое клиническое решение врач должен принимать с учётом современных научных данных;
 ценность каждого научного факта тем выше, чем основательнее выработана теория и методика научного исследования.
На зарождение доказательной медицины, скорее всего, повлияло кризисное состояние всей системы здравоохранения, которую можно было образно назвать «героической медициной». На протяжении многих лет роль и значение врачей в лечебной практике воспринимали как высоко профессиональные действия, способные оказывать компетентную помощь заболевшим людям по первому же их зову. В общественном сознании сложился некий образ врача, который, жертвуя всем и вся ради пациента, делал, безусловно, и ошибки, но, к счастью, пока очень редко. Однако по мере осознания эпидемиологического перехода к медицине доказательной, эффективность системы бывшего здравоохранения стала всё чаще подвергаться сомнению. Хронические заболевания всё больше убивали людей, даже несмотря на отчаянное лечение врачами высочайшей квалификации. И все попытки найти какое-то спасительное средство типа антибиотиков для борьбы, например, с раком или инфарктом миокарда раз за разом приносили обескураживающие результаты.
Кризис доверия врачам привёл к пониманию того, что хотя критика сама по себе вещь малоприятная, но клиническая медицина должна была всё же признать некую свою ущербность в новых условиях и искать доказательства для создания новых приёмов и методов лечения на базе достижений медицинской науки. На Западе, а теперь и в России, появилось то, что ныне получило название доказательной медицины. Главное её направление состоит в том, что рекомендуемые для лечения пациента новые методы и развивающиеся иные способы обязательно должны иметь эффективность, доказанную в адекватно организованных исследованиях, т.е. клинических испытаниях. При этом доказательства должны быть убедительны вне зависимости от их источника, т.е. быть абсолютно объективными.
Для доказательной медицины существуют и определённые ограничительные рамки. Так, иногда научные медицинские исследования не достаточно теоретически обосновываются. Пока ещё отсутствуют необходимые данные и о вредных эффектах новых лечебных воздействий. Необходимо, используя клинический опыт врача и философскую критичность мышления, педантично учитывать и психологию, и интересы пациентов, особенно, когда проводятся какие-то научные исследования. Одним из серьёзных препятствий для доказательной медицины является и то обстоятельство, что пациенты по большей части нерациональны, а значит инертны и весьма пассивны при проведении клинических испытаний.
ДУХ ГУМАНИЗМА В МЕДИЦИНЕ
Ещё мыслители древности постоянно напоминали, что хороший врач должен быть и хорошим человеком. Медик, будь то врач, фармацевт или медсестра, - по призванию гуманисты. Это не столько сострадание и сочувствие человеку слабому, больному, но ещё и оказание ему посильной помощи для возвращения его к полноценной жизни. Это и есть проявление самого лучшего, что может быть в личности медика - человечности. Ведь что может быть более человечным, чем компетентная деятельность врача, направленная на спасение человека от смерти или облегчение его физических и душевных страданий. Высшее гражданское достоинство в жизни и деятельности врача и медсестры - закрепление в их психологии чувства гуманности, уважительного отношения к людям.
Гуманность врача, фармацевта, медсестры проявляется в их высоком практическом профессионализме. Однако это не только их специальные знания и умения, но и возвышенное нравственно-этическое отношение ко всем людям. Гуманизм медика указывает на его самобытные и самодостаточные качества как социально-философский стержень разума и личное мужество перед лицом смерти, самоотверженность в борьбе за жизнь и здоровье людей. Вся их внутренняя энергия: умения, знания, гуманизм, т.е. профессионализм усилием разума, совести и воли направляется на благое дело - укрепление здоровья других людей. На этой основе и совершается философское осознание медиком самого себя, своего отношения к другим людям: коллегам, пациентам и их родственникам. Не случайно известный клиницист А.Ф. Билибин (1897-1981) призывал медиков как бы «есть философию, пить философию и дышать философией».
Развитие деловых и гуманных качеств у студентов-медиков в системе образования имеет свои специфические особенности. Сегодня практически все признают, что личность современного медика отличает внутреннее диалектическое единство профессиональных и гражданских качеств. Специалист-медик обладает гуманными качествами, которые предписывал врачам ещё Гиппократ, такими, как высочайший профессионализм, особый душевный настрой, острый ум и высокая морально-этическая щепетильность. «Всё, что ищется для мудрости, - писал врач-учёный, философ, - всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами». Д.С. Саркисов - современный философ медицины, открыто выступал за улучшение философского образования в медицинской школе. Он с огорчением заявлял, что «у нас появились академики-«демократы», которые в угоду властям предержащим высказываются за «урезание» и даже прикрытие кафедр философии, т.е. по сути дела за превращение нас в спинномозговые существа». Надо не уничтожать, - писал он, - а улучшать философское образование всех медиков. «Существенным подспорьем в философском образовании студентов, - утверждал медик-учёный, - являются и кафедры общей патологии человека... Принципиальное значение таких кафедр состоит в том, что на них освещаются не столько частные стороны патологических процессов, сколько, прежде всего, их наиболее общие закономерности. Здесь происходит органическое слияние медицинского и философского образования будущих врачей».
Следует осознать абсолютно всем студентам, что отсутствие философской культуры у медиков обрекает их на утрату понимания того, что область их профессионального интереса не стоит особняком, а органично вплетена в работу всего общественного организма и находится в тесной зависимости от него. Как это ни странно, но именно таким высоким уровнем медицинского менталитета уже обладали отечественные клиницисты конца XIX - начала ХХ в. Они отстаивали преимущества физиологического созерцания (по их терминологии) в медицине по сравнению с анатомическим мышлением. Они тем самым заложили предпосылки будущей научномедицинской философии, т.е. перехода научно-медицинского теоретизирования от органопатологии к антропопатологии и мечтали об «очеловечении» (как сказали бы сегодня - гуманитаризации) нормальной и патологической физиологии человека.
Научно-медицинская философия - метафизическое размышление о природе науки и медицины, изучающих феномен человека, его здоровье, социально-активное и творческо-созидательное состояние в процессе жизнедеятельности. Это весьма сложные мировоззрение и оригинальное мышление, которые развиваются как бы в промежутках между философией медицины и частными дисциплинарными областями всех медико-биологических наук. В современной философии это область метафизических изысканий, предметом которых является человек, его жизнь, проблемы укрепления здоровья. Современная медицина (в силу её научного и технологичного прогресса) нуждается не только в своей философии - философии медицины, но и сама может быть медицинской философией.
Весьма примечательно в этом отношении замечание крупнейшего отечественного учёного-медика и философа медицины И.В. Давыдовского (1887-1968): «Возникает дилемма, - писал он, - или звать философов на помощь, или самим медикам философски осмыслить накопленный материал. Философская разработка медицинских (правильнее, медико-биологических) проблем возможна только тогда, когда сами медики возьмутся за это. Не следует философов делать арбитрами в теоретической медицине. Не следует также полагать, что медицинские проблемы можно механически нанизать на те или иные философские категории. Нужно глубже, в философском аспекте осмыслить медицинские проблемы». С другой стороны, знакомство с философскими учениями великих врачей позволяет расширять и углублять понимание природной сущности и социально-культурной ценности человека. Отечественные философы от медицины (Пирогов Н.И., Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин П.К., Давыдовский И.В., Саркисов Д.С. и др.) полагали, что научно-медицинская философия призвана быть критической совестью всего здравоохранения.
Когда сегодня говорят о медицинской философии, то под этим понимают, что философия стоит рядом с медициной, а это значит, что все её ментальные характеристики переносятся на философию вообще. А она охватывает разные направления в осмыслении мира, природы и места человека в них, пронизывая этим всю историю философской мысли. Научно-медицинская философия даёт своё уникальное видение мира и свои ценности в результате особой способности мыслить. Она расширяет границы общественного сознания.
Философская составляющая современной медицины предполагает изучение системы отношений между врачом и пациентом в диапазоне от традиционной заботы о телесном и духовном состоянии больного до нравственного и законодательного регулирования врачебной научной и практической деятельности. Традиционно моральная составляющая медицинской деятельности была представлена профессиональной этикой. В условиях современной культуры её дополняют биоэтика и медицинское право. Цель выработки системных принципов биоэтики в научной медицине состоит в том, чтобы пробуждать у медиков совесть специалиста, которая сдерживала бы их от опрометчивых опытов по созданию новых видов живых организмов методами генной инженерии, и, прежде всего, людей клонированием. Современный специалист-медик должен на деле проявлять гуманистические идеалы, присущие биоэтике в своей научной творческой деятельности.
Не устарели поныне и философские вопросы: как же человеку стать Человеком? И почему его надо любить? Эти вопросы не дают покоя философам, этикам, а в последнее время и медикам. Причём на каждом новом этапе научно-технического прогресса они стремятся найти и предложить людям универсальный системный метод улучшения природы человека. Философско-этическое осмысление медиками этих наисложнейших проблем остаётся труднейшей задачей и в теоретической, и в практической медицине. Гуманистические мотивы биоэтики значительно приблизили разрешение этой задачи в системе укрепления духовно-нравственной атмосферы в медицине. Философия гуманизма (биоэтика) необычайно остро заявляет себя в медицинской науке и лечебной практике. Она связала свою судьбу с решением гуманитарной задачи укрепления здоровья людей и предупреждения преждевременной их смерти. Медики сегодня ставят вопрос о том, чтобы биология как наука о жизни была бы дополнена исследованием и биологии смерти.
Предметом философского осмысления жизни и смерти остаются вопросы, связанные с эвтаназией. Что делать, если всем ясно, что больной обречён? Врачам и семье остаётся терпеливо выполнять свой долг перед обречённым на смерть человеком, если, конечно, их понимание ценности жизни совпадает с таковым у пациента. А если такого понимания нет? Тогда встаёт проблема принудительной эвтаназии. Заметим, что совпадение или несовпадение позиций врача (родственников) и пациента не могло привести к проблеме недобровольной эвтаназии. Там могла возникнуть проблемная ситуация так называемой добровольной эвтаназии. Риск применения принудительной эвтаназии может создаться, когда врач или члены семьи вопреки воле пациента будут настаивать на активном лечении. Центральная задача биоэтики - системное исследование отношения людей к жизни и смерти в тяжёлых кризисных условиях жизни. Это обстоятельство придаёт биоэтике статус науки о самоценности жизни как основы для выработки этической системы всех человечных взаимосвязей и отношений в современном обществе.
Контрольные вопросы и задания
Когда и почему возник союз философии и медицины? Почему самоценна человеческая жизнь?
Как отразились философские воззрения Гиппократа на развитии медицины?
Каково воздействие медицины на систему естественно-научных и гуманитарных дисциплин?
Что изучает научно-медицинская философия?
В чём особенность медицинского менталитета в общественном сознании?
Какой смысл заложен в доказательной медицине?
Каково место биоэтики в системе медицинской науки и практики?


Приложенные файлы

  • doc 18814263
    Размер файла: 97 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий