Filosofia Lektsia 13

Глава 13. Философия бытия культуры

Философия... представляет собой живую душу культуры.
К. Маркс
План темы
 История и философия культуры.
 Культура как смысловой мир человека.
 Роль и назначение философии в культуре человечества.
 Развитие мировой культуры: многообразие форм и видов культур.
 Кризис культуры ХХ в. и пути его преодоления.
 Медицина в системе современной культуры.
Учебная цель
Студент должен познакомиться с различными суждениями о происхождении и роли культуры в истории человечества. Ему надо понять главный смысл феномена культуры и её значения в жизнедеятельности каждой отдельной личности. Для этого ему следует усвоить одну из самых актуальных её функций - смыслообразующую жизнь человека. Необходимо проанализировать совокупный духовный и материальный опыт, накопленный человечеством за всё время своего существования. Именно в актах этого многообразного обращения к опыту творческосозидательного бытия людей раскрываются социокультурная значимость и индивидуальная самоценность культурного становления и развития современного человека. Именно поэтому, прежде всего, следует осознать, что именно в пространстве культуры и только через неё человек становится и развивается собственно как личность гуманная и нравственная. Предстоит разобраться и в том, почему же культура не может нормально функционировать без самосознания людей.
КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Вместе с тем оно постепенно стало представлять собой ни что иное, как единое социально-культурное явление. В историческом развитии человечества произошло то, что оно, как уникальное на Земле биологическое явление, приобрело некие социально-созидательные качества. Это принципиальное качественное изменение в земном бытии человека получило название культуры. Она стала особым способом коллективной человеческой творческо-созидательной жизнедеятельности. В отличие от биологических свойств и потребностей человека, нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом образования и воспитания.
Культура - это всё то, что когда-то было создано и поныне создаётся человеком: мифы, религии, искусство, наука, техника, медицина, философия и т.д. Отношение человека к миру вещей, предметов, явлений природы и сотворённых человеком материальных и духовных ценностей определяется неким смыслом. Когда мы говорим об осмыслении знаний или ещё чего-либо, то этим самым выражаем своё отношение к значимости и ценности их для человека. Смыслы, как правило, общезначимы, ибо они способны объединять разных людей посредством языка, идей и идеалов, становясь основой проявления добрых чувств и светлых мыслей людей. Именно они-то и образуют сферу культуры.
Культура складывается как бы из двух составных её частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура - осознание себя человеком, т.е. ответственным за всё, что происходит в жизни. Этому служат знания, умения, лежащие в основе профессиональной и творчески-созидательной жизнедеятельности. Она указывает на развитый интеллект и хорошую образованность, высокую нравственность и благородство, чуткость к людям и т.д. Внешняя же культура - умение красиво вести себя с другими людьми. Это и искусство устанавливать деловые контакты в общении с представителями различных общественных групп и с окружающей средой вообще. Внешняя культура проявляется на стыке общения с родными, друзьями, совсем незнакомыми людьми. Внутренняя культура личности, как правило, связана с внешней: она как бы испытывает её на прочность. Так, творческий, деятельный и внешне интеллигентный человек может быть элементарно груб и невнимателен. И, напротив, внешне сухой и как бы безразличный человек может быть высоко требовательным к себе, нравственным, т.е. обладающим внутренней культурой.
С культурой люди встречаются повсюду: дома, на работе, на улице. Когда они с удовольствием воспринимают произведения искусства или с неким удовлетворением знакомятся с научными открытиями, когда идут в театр, в ВУЗ и даже к врачу, они соприкасаются с культурной средой. Культура, как правило, проявляется в этикете, принятом в данном обществе. Ещё Вольтер образно говорил: «Этикет - это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Человек может хорошо знать принципы и правила этического поведения и даже как-то соблюдать их, но при этом не обладать соответствующим духовно-нравственным содержанием культуры, в том числе развитым интеллектом и душевными качествами.
Культура - отражение высшего мастерства и высочайшей степени квалификации людей, их осознанного отношения к своей специальности. Именно здесь специалист демонстрирует своё искусство творить, созидать, помогать людям. Культура настраивает личность на духовное обогащение, вне этого она исчезает. Только в духовном общении с другими людьми реализуется призвание человека к возвышению своей жизни. Как наиболее совершенное достижение человечества, культура не всем доступна в равной степени. Она обладает высшей силой вдохновения, но лишь только для того круга людей, которые её понимают и ценят. Всякое общество, да и каждый человек, гордится достигнутым уровнем своей культуры, но испытывает немалые трудности, когда чувствует, что он чего-то не понимает сам, или его самого не понимают. Культуру в народе воспринимают и оценивают по-разному, называя её культурностью, культурой поведения, этикетом, владением хорошими манерами и правилами хорошего тона, благовоспитанностью и т.д.
Изначальная сущность культуры - художественное и научное творчество. Творчество является отнюдь не рядовой проблемой культуры; оно неразрывно связано с судьбой цивилизации, смыслом человеческой истории. Это одна из центральных проблем мироздания. Её должны рассматривать в широком контексте общечеловеческой культуры. Таким образом, современный человек - не столько природное существо, сколько социально-культурное, т.е. сотворённое творчеством истории человечества.
Природа современного человека - не только материальная, а больше духовная.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Философия культуры - важнейший раздел современной философии. Он ориентирован на постижение проблем культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Главная цель философии культуры - осмысление творческой деятельности людей на их историческом пути саморазвития. Она хранит, транслирует (передаёт из поколения к поколению) и генерирует программы человеческой жизнедеятельности, общественного поведения и общения людей. В жизни общества она выполняет примерно такую же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в простой клетке или целостном организме. При этом следует помнить, что философия культуры всегда есть творчество, созидательная деятельность и ответственное отношение к себе и другим людям по законам древней философии: чувства красоты, постижения истины и делания добра окружающим. Эта великая троица высоких духовных ценностей человека и сегодня заслуживает самого внимательного осмысления. Современная философия культуры осмысливает ключевые условия становления и развития в человеке его творческого потенциала, социальной ответственности, высокого чувства общественного долга.
Именно культура с самого начала демонстрирует всей своей сутью производство инновационного продукта, ранее никогда не существовавшего в мире. Так, по мнению культуролога Э. Кассирера (1874-1945), философское постижение смысла культуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понять и тот особый способ производства, который производит данный продукт. Ближайшим предметом интереса людей становится красота - высшая культурная ценность, а воплощением красоты – смысл жизни человека. Красота инициирует творческое начало в созидательной деятельности людей. Всякий человек дорожит чувством красоты, любит всё красивое, прекрасное. Соответственно никому не нравится некрасивое и тем более безобразное. Философы Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, высоко оценивая и развивая красоту в самостоятельных разделах философии, душу красоты считали логику и этику, а не искусство и тем более не эстетику. Искусство было выражением потребности человека в образно-символическом отражении и переживании особо значимых моментов в жизнедеятельности людей. Именно искусство творит вторую реальность жизненных переживаний, которая получает выражение в специальных образно-символических средствах.
Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству». К сожалению, в мире научного познания долгое время чувство относили исключительно к познавательной деятельности, в частности медицинской. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчинённое значение, но и самостоятельное, наступило время эстетики, в рамках которой обрели осмысление красота и добро.
Философски оценивая состояние современной культуры, можно утверждать, что именно человек есть и начало, и результат развития культуры. Он же - и цель, и средство её функционирования. Наконец, человек есть и замысел, и воплощение её в культуре. Культура как уникальная сфера жизни людей возникла в результате их социотворческой деятельности. Она превратилась в многоуровневую, саморазвивающуюся систему общественного бытия.
Итак, «культура» как философская категория обозначает исторически достигнутый уровень саморазвития человечества, его творческих сил и моральной ответственности за все преобразовательные акты в их материальной и духовной жизни. Это способ и средство особого выживания и развития человека, когда он не пассивно приспосабливается к природе, как животные, а, напротив, искусно приспосабливает природный мир к своим постоянно растущим потребностям и интересам. Культура - та интеллектуальная и социально-практическая деятельность, которая позволила человеку стать самым могущественным существом на планете. Это произошло потому, что он на базе науки создал технику, орудия и инструменты. Именно они и усилили его потенциальные возможности по преобразованию и созиданию нового мира.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Понятие «культура» впервые в мировой литературе появилось во II в. до н.э. Его автором называют римского поэта Марка Порция Катона (234-149 гг. до н.э.), который в поэтическом трактате «Земледелие» употребил слово «cultura» (обработка, возделывание, улучшение) для обозначения осознанного воздействия человека на землю в целях её качественного изменения. Своим трудом земледелец вносит в мир естественной природы человеческое начало. Выращивая новые растения и животных, он вкладывает в них не только свой труд, но и знания, умения в целях получения качественного продукта в необходимом количестве для удовлетворения всех возрастающих его культурных потребностей и интересов. В эту эпоху и формируется культура как уклад жизни людей, а также общественный порядок поведения. Позже под культурой стали понимать совершенствование человека, возвышение его природных нравов.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) понимал культуру как сферу «возделывания» души и «улучшения» ума человека философией. На латинском языке одно из его выражений звучит так: «Auten cultura animi philosophia est» (Культура души есть философия). Он писал: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей... только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». Идея Цицерона о культуре как «возделывании души» указывала на особый образ жизни римлянина, которого отличало от других народов чувство долга, личное достоинство, отсутствие пороков и т.д. Однако главное, что отличало культурность римлян того времени, так это их нацеленность на творчество, созидание того, чего до них не было в природе.
Самостоятельным научным термином «культура» стала только в XVII в. благодаря усилиям немецкого юриста Пуфендорфа (1632- 1694). Однако главный его смысл остался философским: творческая, созидательная жизнедеятельность людей, их гуманистическое отношение к себе подобным. Смысл жизни культурного человека - осознанная нацеленность его на наполнение природного мира и социально-духовного бытия нравственным содержанием. Именно оно определяет то, что человек ищет и что творит в мире природы и самом себе.
Само слово «культура» в повседневный литературный оборот было введено Вольтером (1694-1778) - знаменитым писателем и мыслителем XVIII в. А в качестве философской категории его стали употреблять только в конце XVIII в., когда Аделунг (1739-1806) в книге «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782) заявил о ней как об «истории человеческого духа», его воли, совести и разума». А выдающийся просветитель XVIII в. Гердер (1744-1803) считал, что человек, живя и действуя в обществе, не может отрешиться от культуры.
К XX столетию завершается формирование так называемой классической парадигмы культуры. Благодаря только культуре человек не исключается полностью из природы, а образует высшее звено в её саморазвитии, обосновывая идеалы из его естественных потребностей. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма.
В новейшей философской энциклопедии «культура» определяется как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных людьми.
Духовный вид культуры выражает качественный уровень философского осмысления людьми объективной реальности, как и то, насколько это осмысление стало понятно большинству общества. Наука, техника, технология, философия, мораль, искусство, равно как и уровень образования, просвещения и воспитания людей, характеризуют смысл и главное содержание духовно-материальной культуры общества и отдельных людей. Именно поэтому не жить в культуре значит неуклонно деградировать и вымирать как человек духовный. По мнению Гегеля культура - осознание духовного начала, которое ещё не достигло самой формы духа, но представление о нём первоначально воспроизводится внешним образом.
Культура людей - высшее историческое достижение человечества. Философия в культуре означает исторически совокупное творение нового мира - мира людей как их «второй природы» (Маркс). Это сознательное обустройство того места, где человек родился, живёт, удовлетворяет свои потребности и продолжает свой род. Творческо-созидательная деятельность человека превращается в ос
·обое социальное качество - надбиологическое, а значит и сверхприродное. В культурности человека присутствует большое число и традиционных культовых действий или ритуалов. Важнейшая функция, которую выполняют ритуалы в жизни личности, состоит в том, что они действуют на неё как активные самостоятельные стимуляторы социально-культурной реальности, объединяющие людей.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ
Чтобы общество перешло к новым качественным параметрам своего культурного развития, новому образцу социальной жизни необходимо, чтобы каждый субъект, будь то социальная группа, коллектив, личность, осознанно осваивали все уровни одухотворения культурой. Одухотворяющая роль культуры состоит в том, чтобы сохранять и развивать те духовные богатства, которые заложены в глубинах внутреннего мира человека, его душе. А «человеческая душа стоит дороже всех царств мира» (Бердяев). Кстати она в значительной мере осуществляет ту самую функцию, которую у животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Или, как утверждал О. Шпенглер (1880-1936), культура - своеобразный организм. Развивая организменную аналогию, знаменитый философ писал: «Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно младенческого человечества пробуждается и отслаивается душа». И если культура перестаёт притягивать человеческие души и вдохновлять людей, она обречена на смерть.
В последнее столетье в человеческой культуре, к большому сожалению, наметились тенденции духовной деградации человека, падения нравов, когда христианская (рабская) культура, по мнению ряда философов, сменяется культурой воли. Ещё Ф. Ницше (1844-1900) предрекал глубокий нравственный кризис человечества. Он утверждал, что образование подменяется пустым знанием, скука заглушается наркотиками и острыми ощущениями. Однако главным событием, подвергшим западный мир в шок, в атмосферу пессимизма, нигилизма и упадничества, стал поставленный философом диагноз западной культуре: «Бог умер». Причина же смерти Бога в христианстве. Именно оно разрушило истину, добро, красоту, любовь, поставив на их место чистые фикции, которые ведут мир людей к Ничто, ввергая человека в духовную пустоту.
Культура влияет на духовный мир человека, так как несёт сильный воспитательный заряд. Философия практически всегда по отношению к культуре осуществляла глубокую эстетическую рефлексию (осмысление).
Искусство является субстанцией общечеловеческой культуры. Это одна из массовых форм общественного сознания, особый род духовно-практического освоения внутреннего мира людей. Благодаря искусству, человек воссоздаёт самого себя как бы из глубин коллективного, социально культурного бытия. Искусство, как правило, изначально обращено к глубинам человеческой психики (души), и потому сила его эстетического воздействия неисчерпаема.
К основным особенностям искусства как формы общественного сознания и социальной деятельности относят: во-первых, способность человека объединять в себе все те формы общественного познания и творческой созидательной деятельности, где проявляется чисто человеческое отношение индивида к объективной действительности и к самому себе, и, во-вторых, отражение этой действительности в субъективных (воображаемых) художественных образах. Искусство преображает в человеке его подсознательное и бессознательное и возводит их к высшему - сознательному состоянию. Оно призывает к преображению жизни по законам красоты. Философ, учёный и художник всегда творили и поныне творят новый мир человека на основе неповторимого восприятия реальности. Однако это его восприятие объективной реальности сопряжено с внутренними законами исторического бытия, окружающего и исследователя, творца нового мира. Объективность и субъективность в традиционном понимании в искусстве философа и художника не должны противопоставляться друг другу. Художник и философ - люди, самобытно преодолевающие все противоречия жизни. Они одновременно вовлечены в бытие людей, подчиняясь смыслу их жизни и навязывая им свои субъективные пристрастия, формирующие ценности, придающие бытию подлинно человеческий - гуманный характер. Искусственный мир, т.е. культура, - не только созданные человеком вещи, предметы, приобретённые знания, рождённые новые идеи и идеалы. Всё это должно стать смыслом совместной жизни и деятельности людей.
Бездуховность стала характерной позой для молодого поколения эпохи так называемого модерна. Идеологи модернистского течения в искусстве много обещали молодёжи в модификации их культуры и в чём-то выполнили свои обещания, но одновременно в целом это модернистское движение привело к гуманитарным катастрофам, которые нельзя ничем оправдать. Диспропорция, сложившаяся в культуре, не безобидна, особенно если она принимает затянувшийся характер, и люди, родившиеся в ней, уже не знают иной культуры, хотя процесс адаптации двух сторон всегда продолжается. И вот уже в рамках новейших молодёжных движений встаёт проблема, например, «смерти рока» как своеобразного выражения протеста, продажности старых кумиров и их обуржуазивании.
Альтернативное состояние современной культуры чревато агрессивностью по отношению к иным формам и видам проявления традиционной культуры.
НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ
Неотъемлемой частью общечеловеческой культуры является наука (греч. episteme - сфера знания). Она образует взаимосвязанную единую систему знаний о мире, обществе и человеке. Это и особая форма целенаправленной социальной деятельности людей, область их профессионального труда, способ интеллектуального производства необходимых человеку ценностей. Её основные отрасли - естественные, социальные и гуманитарные - в отрыве друг от друга не дают целостного представления о мире. Однако как сферы культуры все они оказывают огромное воздействие на характер жизнедеятельности человека. Именно поэтому науку ценят за прогрессивное развитие человечества, его культурного бытия, видя в ней систему преобразования реальной действительности. Великие научные открытия и тесно связанные с ними технические изобретения оказывают колоссальное влияние на культуру всего человечества.
Есть люди, которые обвиняют науку в создании атмосферы бездуховности. Всё чаще звучит мнение, будто наука несёт ответственность за возможность апокалипсиса или неотвратимую экологическую катастрофу. Такая разноголосица о роли и значении научного познания в жизнедеятельности людей неслучайна: она указывает на противоречивый характер самого смысла познания мира, общества и человека. Ведь греческое gnosis означает исследование, расспрос, рассказ, знание, науку. В современном понимании наука стала способом и формой поиска истинного знания.
Наука как форма интеллектуальной деятельности производит системное знание о мире и его элементах. Бесспорным фактом является мнение, что все научные знания в принципе неотделимы от их философской интерпретации. Если даже учёный отвергает философию, в действительности он всё равно придерживается неких философских идей и принципов при интерпретации новых знаний.
Религия - продукт стихийно формирующегося массового практического сознания, и лишь в трудах профессиональных идеологов она приобретает концептуальный вид. «Религии создаются людьми, - утверждал Ф. Энгельс, - которые сами ощущают потребность в ней и понимают религиозные потребности масс». Она не подменяет собой ни мифы, ни философию, становясь при этом одной из востребованных форм общественного сознания. Религия от всех других форм общественного сознания отличается тем, что в ней наиболее доступно и в то же время концептуально заложена идея утешения униженных и угнетённых людей. «Для того чтобы дать утешение, - продолжал Ф. Энгельс, - нужно было заменить не утраченную философию, а утраченную религию. Утешение должно было выступать именно в религиозной форме».
Религия тесно связана с освоением человеком окружающего мира, его зависимости от природы и условий социальной жизни. Одной из важнейших её особенностей является то, что она обладает духовно-практическим характером. Она по-своему определяет смысловую сферу жизни людей, привнося в мир культуры моральный облик человеческого достоинства и чести. Гёте (1749-1832) сказал так: «Кто овладевает наукой и искусством, имеет также и религию; кто не овладел ни тем, ни другим, также имеет религию». Религия, по словам А. Шопенгауэра (1788-1860), есть «метафизика народа», или особый философский концепт мистического мировоззрения. Специфика религиозного мировоззрения людей обусловлена тем, что знаковым её элементом является культовая система обрядов, направленных на установление как бы утраченных после грехопадения связей и отношений людей с Богом. Так, Христос взывал: «Придите ко Мне все утруждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Религиозная философия изначально была занята осмыслением и обоснованием связи человека с Богом. Главный смысл религии состоит в стремлении к внутреннему единению человека с Богом, духа человеческого с Духом Божьим. Это сакральный союз человека с Богом. Это чувство связанности и долженствования по отношению к высшей силе, дающей людям опору в жизни. По словам Л. Фейербаха (1804- 1872), Бог «есть то, чем человек хочет быть». Это позволяет понимать религию и в этимологическом обозначении «religio» как «наблюдение за нуминозным» (лат. numen - сила божества). Все названные термины позволяют увидеть в религии своеобразную установку человеческому разуму духовно связывать Бога и человека.
Вслед за Фейербахом К. Маркс, осмысливая суть и роль религии в духовной культуре людей, акцентировал внимание на её гуманные и вдохновляющие людей начала. У него Бог выступает не как карающее существо, а как высшее воплощение и идеал гуманистического свойства, не как создатель строгой морали в безнадёжно греховной душе человека, а как символ её высших потенций, игнорируемых церковью и религиозными фанатиками. Он в восторженных тонах упоминает и о любви к Богу, о божественной любви. Единение с ним, как он считает, «внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и даёт сердце, открытое человеческой любви. радость., которую знает только простодушное детское сердце, соединённое с Христом и через него с Богом и которая делает жизнь прекраснее и возвышенней».
Прошедшие два столетия продемонстрировали всему человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во всё большей степени материального производства. Все известные научно-технические и технологические достижения техногенной цивилизации, чьё рождение было отмечено немного более трёхсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в наше время. Цивилизационные процессы (пусть и противоречиво) были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры в XX в. и начале нового XXI в. Однако, как известно, цивилизация - последняя, неизбежная фаза всякой культуры. Она выражается во внезапном перерождении культуры, резком надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже отживших форм.
КАКОВО БУДУЩЕЕ У КУЛЬТУРЫ
Созданный человеком огромный мир культуры: государство, языки, наука, медицина, искусство, техника и технологии и прочее - грозит ухудшить саму человеческую сущность. Феномен культуры перестаёт подчиняться человеку и живёт по собственным законам, выходящим за пределы светского человеческого духа: разума, морали, воли и т.д. Проблема кризиса культуры в результате отчуждения творческого человека от результатов его деятельности получила развитие в современной философии. В ней делают попытки понять смысл и сущность современного общества, его духовную атмосферу. Дело в том, что современная «культура» заражена бациллами анормального (аморального, преступного сознания) состояния. Кино и телевидение переполнены сценами насилия, убийства, всякими ужастиками, монстрами, показами катастроф, гибели людей. Преступники и убийцы нередко выставляются героями.
Отрицательная энергия преступного сознания проникает в неокрепшие умы молодых людей. Невольно вспоминаются слова А.И. Герцена о том, что мы стоим на краю пропасти, и видим, как она осыпается, и мы не сыщем спасения иначе как в нас самих, в осознании нашей свободы. В связи с этим целесообразно, чтобы студенты-медики все проблемы, связанные с отношением к кризисному состоянию современной культуры, глубоко осмысливали и лично для себя определяли ключевые философские цели и задачи. Их необходимо научиться решать самим, не оглядываясь на как бы «высший свет» или, говоря иначе, на культурную элиту страны и мира. Чтобы истинная культура направляла сознание и поведение будущих специалистов-медиков, она должна быть автономной, независимой от чего бы то ни было, иначе она сама разрушится. Люди способны поступать культурно, т.е. гуманно, нравственно не только исходя из личного интереса, скорее наоборот - личный интерес может быть, а может и не быть следствием согласующейся с совестью как нравственным судьей. Задача философии именно в том и состоит, чтобы помочь людям господствовать над своими чувствами и мыслями. Это будет высшим критерием человеческой мудрости, а значит и нравственной культурности современных людей.
Радикальные изменения в культуре человечества, действительно происходящие в мире, неразрывно связаны с развитием гуманной философии. «Сегодня мы переживаем именно такой период, когда меняется стратегия цивилизационного развития, - справедливо резюмирует диалог философии и культуры академик РАН В.С. Стёпин, - идёт поиск новых ценностей, и в этом отношении сейчас, можно сказать, наступил звёздный час философии».
Контрольные вопросы и задания
Что означает понятие «культура» в обыденном сознании и философии?
Чем вызвано многообразие в определениях культуры?
Место и роль философии в развитии духовной культуры?
Как определить понятие «прекрасное» и другие категории эстетики?
Какова роль науки, искусства и философии в развитии культуры?
Каково содержание идеалов культуры и её духовных ценностей?
Каковы роль и назначение философии культуры в нравственном воспитании людей?


Приложенные файлы

  • doc 18814264
    Размер файла: 88 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий