Lektsia 1-2


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК НАУКА Философия права - это одна из областей общетеоретических правовых знаний. Но она не является частью или простым продолжением теории права. Философия права - это новая, наиболее высокая ступень осмысления права, в известном смысле вершина обобщенных юридических знаний. Философия права представляет собой науку о праве в жизни людей, в человеческом бытии. Философия права - научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей. Решающее значение в философии права имеет ее "мировоззренческий стержень" - по Гегелю - "мыслящая себя идея права", "разумность права", постижение смысла права, выраженных в нем ценностей. По итоговым своим выводам философия права, нацелена на постижение места права в развитии и судьбе общества, пути его развития, его влияние на будущее, перспективы человечества. Предмет философии права В.С. Нерсесянц: «Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государст­ва, в судьбах народов и человечества».Итальянский философ права Н. Боббио: «справедливость является единственной проблемой философии права, составляющей ее предмет».Философия права может быть определена в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Данная научная дисциплина может строиться в двух науковедческих плоскостях и соответственно выступать в одном из двух качеств:В качестве философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения определенной универсальной философской системы или системы историко-философских разработок;В качестве интегрированной, философско-правовой области знаний, когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется научная проработка правового материала. Право - представляет собой социальное (или - природно-социальное) явление, и любая философская система, претендующая на универсальность, а также историко-философские разработки неизбежно включают в поле своего осмысления также и это явление социальной жизни. Наиболее ярким, выразительным примером осмысления права в контексте универсальной философской системы является философия права Гегеля Характеризирует право с точки зрения логики абсолютного духа. Выделив философию права как фундаментальную часть всей своей философской системы, выделил в ней то, что роднит философию с правом - идею обоснованности действительности, в обществе - обоснованности процессов, поведения и поступков.Много внимания уделил не юридическим явлениям, а широкому спектру категорий - нравственности, морали, состоянию и развитию духа - всему тому, что позволяет определять обоснованность процессов, действий, поступков, а в более широком плане - обоснованность всего сущего. Гегель : "в праве человек должен найти свой разум . . . и постигнуть мысли, лежащие в основе права" . Основой и отправным пунктом осмысления права в рамках интегрированной философско-правовой науки является не действительность в целом, не "все бытие" (как это характерно при рассмотрении права в пределах универсальной философской системы), а действительность в тех пределах, в которых существует право, т. е. социальная действительность, человеческое бытиеПраво (выступающее в виде законов, правосудия, т.е. позитивное право) - жесткий по ряду черт "силовой" нормативно-ценностный регулятор поведения людей, тесно связанный с силовым воздействием на людей, с властью. И право - так же, как и власть - изначально нуждается в поддержке "со стороны", в духовной поддержке, в своего рода освящении - в придании известной святости, обоснованности, оправданности силового воздействия в сознании всех людей. Юридические нормы на первых фазах своего формирования выступали в единении с религиозными и этическими нормативными положениями, нередко перекрещиваясь с категориями мифологии.Есть два исторических обстоятельства, которые подготовили предпосылки для возникновения духовно-интеллектуальных форм освящения права. Первое - это дифференциация единых мононорм-обычаев при переходе общества от первобытного состояния к цивилизации, их расщепление, выделение наряду с юридическими нормами морали, корпоративных норм, собственно норм-обычаев.Выделение в духовной жизни общества морали, ставшей основой особой отрасли знаний - этики. Мораль вошла в идеологизированном и частично мифическом виде в состав религии. Это первые подходы к мировоззренческому освящению права, утверждению в жизни общества некоего "общего знаменателя" виде этического (религиозно-этического) обоснования действующего права.Второе - это развитие духовно-интеллектуальной жизни общества, все большее утверждение во всех проявлениях жизнедеятельности людей силы разума, особенно в тех его проявлениях, когда он не замутнен и не искажен импульсами и химерами подсознания, темных инстинктов и страстей. Начав свое развитие в античности, сила разума в полной мере раскрылась в культуре эпохи Возрождения и особенно - в эпоху Просвещения. Начальные философские формы освящения права: 1. Религиозно-этическое обоснования действующих законоположений и юридической практики;2. Обоснование законов, правосудия через категорию естественного права. Этическая духовная форма выступала в обоснования формы права, особенно в условиях начальных традиционных, застойных цивилизаций (когда долгие века и тысячелетия господствовали цивилизации традиционного типа, где доминируют власть и ритуальная идеология). Именно в этике с того времени и до наших дней находит основание и поддержку характерная для права во всех его разновидностях категория справедливости - соразмерности, меры, а также сама возможность принуждения людей к соблюдению каких-то единых правил, норм.Этическое обоснование права имеет общечеловеческое значение. Оно в том или ином виде характерно для всех исторических эпох и стран, в принципе для всех мировоззренческих и идеологических систем. Этическая интерпретация права нашла свое воплощение в религиозных представлениях, придавших такой интерпретации значение веры, святости, непогрешимости, порой - непререкаемой догмы. Юридические системы традиционных восточных обществ: мусульманского права, традиционно-индусского, китайского права в значительной мере вообще слились с религиозно-этическими верованиями, с господствующими религиозно-философскими представлениями, и в целом оказались неотделимыми от институтов духовной жизни данной традиционной цивилизации. . Религиозно-этическое обоснование действующих законов, судебных учреждений и их решений совпало с потребностями власти, господствующих политических сил. Было связано с определенной идеологией и носило апологетический характер, оправдывая и возвеличивая любое угодное власти и церкви законодательное, административное или судебное решение. Юридические порядки и вся юридическая практика средневековья представляли собой соединенный продукт политических реалий соответствующих традиционных цивилизаций и религиозно-этических верований. Универсальное значение для права общих религиозно-этических начал привело к тому, что постепенно утвердилось и со временем стало общезначимым мнение о приоритете этики над правом, в частности, о том, что право представляет собой всего-навсего некий "минимум морали".Придание святости действующим юридическим установлениям перекрывало возможность их критической проработки, а так же возможность становления даже такой, идеологически нейтральной сферы научных знаний, как аналитическая юриспруденция, юридический позитивизм. Внесение в религиозные постулаты понятия естественного права усилило критическую направленность юридических знаний и дало толчок к возрождению римского частного права, его развития в разработках глоссаторов и постглоссаторов. Необходимо учитывать, что религиозно-этические верования, обосновывающие юридические установления и порядки теократических и иных религиозных обществ, стали предпосылкой для идеологии права - того направления духовно-интеллектуального объяснения права, когда оно "выводится" из определенной мировоззренческой системы и связывается с политико-властными реалиями сегодняшнего дня. Такого рода духовно-интеллектуальные формы так и оставались в пределах этики и религии, не образовывали особых, самостоятельных ветвей знаний, особых наук.Вторая первичная форма духовного освящения права - объяснение действующих законов и правосудия через категорию естественного права. на начальных фазах духовно-интеллектуального постижения права можно отчетливо различить два основных направления в понимании и обосновании права: философию и идеологию права. Философия, как и всякая наука, призвана строиться независимо от политики, практических целей, тех интересов, во имя которых могут быть использованы философские положения.Идеология, используя данные философии и других отраслей знаний, в том числе политического профиля, связывает свое содержание с определенной группой заданных интересов и идей, которые начинают жить по своей (этической, религиозно-этической, этнической, классовой, групповой или даже индивидуально-личностной) логике. Отсюда - в идеологии всегда есть моменты абсолютизации, возвеличивания идей, их ориентации на обслуживание определенных практических, политических, идейных задач - то, что в марксистском обществоведении с гордостью именовалось "партийностью", служением классам, социальным группам, нациям, неким возвышенным идеалам. Идеология занимает существенное место в духовно-интеллектуальной жизни, в ее соотношении с практикой, c политикой. Вне определенного идеологического подхода мировоззренческие взгляды не могут получить достаточного общественного признания, и тем более - должной практической реализации. В практической жизни наука и идеология тесно взаимосвязаны. Право - тесно сопряжено с практической жизнью людей, их интересами, основами экономического, политического, духовного господства в обществе, и что особенно существенно - с политической, государственной властью, что проникновение идеологических начал в философские (а также - социологические, общетеоретические) разработки правовых проблем может быть отмечено на всех ступенях развития правоведения. Правоведение в ее общетеоретических подразделениях - общей теории права, социологии, логики права, а также философских разработках - является одной из наиболее идеологизированных областей знаний.Наиболее близко примыкают к идеологии те варианты философии права, которые замыкаются разработками, не выходящими за рамки данной универсальной философской системы (например, гегелевской, марксистской).Исторические корни идеологии права следует видеть в религиозно-этических объяснениях права, а также в таких направлениях философско-правовой мысли, когда соответствующие разработки "выводятся" из данной философской системы (пр.марксизм). Философия права опирается на другой стержневой "общий знаменатель" духовно-интеллектуального объяснения права: естественно-правовые воззрения. Необходимо ограничить философию права от обычного использования на юридическом материале философских категорий. Например, "приложение" к праву, к его отдельным фрагментам (субъективным правам, законности, правовой культуре, толкованию права и т.д.) категорий диалектики, феноменологии, экзистенциализма, герменевтики, аксиологии, теории систем - означает в оптимальном варианте обогащение гносеологического, познавательного инструментария при теоретической проработке тех или иных правовых проблем. Это может дать в юриспруденции познавательный эффект, привести к существенному приращению правовых знаний. Например, при характеристике роли права с учетом выводов аксиологии, при включении в толкование права данных современной герменевтики. Необходимо учитывать, что использование данных философии может привести к спекулятивному догматическому философствованию по правовой проблематике, да к тому же - с идеологической нагрузкой. Б. Спиноза: "само по себе применение философских терминов к праву новых смыслов не рождает, оно их только поверхностно множит".В советском обществе именно последняя из указанных тенденций стала определяющей при конструировании "марксистско-ленинской философии права". Философия права - не только идеи, но и реальная правовая жизнь, через которую (жизнь права) философско-правовые идеи не просто уточняются, корректируются, а формируются. Предметом философии права являются внеюридические (предельные) основания права, которые раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Теория права представляет собой учение о действующем праве. Именно в сфере теории права происходит развитие «всеобщих правовых понятий», которые выводятся из конкретного опыта функционирования отдельных отраслей права. Понятийным арсеналом теории права являются такие понятия, как «закон», «правоотношение», «субъект права», «правовая обязанность», «субъективное право», «обязательство», «ответственность» и др. Они представляют собой несущие конструкции позитивного права, его «понятийный каркас». Благодаря им происходит «оформление» и «упорядочивание» нормативной системы и понятийного аппарата правоведения в целом. Философия права при анализе оснований права может использовать понятия позитивной науки о праве, но она имеет и свои собственные категории, такие как «идея права», «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «признание», «автономия личности», «права человека» и др.Само по себе позитивное право не является предметом философии права. Позитивное право интересует философию права лишь в соотнесении с естественным правом, с позиции которого оценивается действующее право. Естественное право, оценивая позитивное право, играет роль как бы «права в праве». Благодаря такому соотнесению и оценке, позитивное право оказывается легитимированным и одновременно лимитированным в своих притязаниях. Предмет философии права соотносится с понятием «естественного права», а предмет теории права с понятием «позитивного нрава», но нужно учитывать условность такого разграничения. Философское осмысление и научное познание права: отличие предмета и метода. Различие по методу лежит в области семантического (т.е. смыслового.) и функционального отличия понятий «объяснение» и «понимание». Любая частная наука, в том числе и юриспруденция, рассматривает свой предмет как объект, находящийся вне познающего субъекта и относительно противостоящий ему. Причем познающийся объект признается в данном случае как факт, как то, что существует в реальности. Философия же стремится к пониманию, осмыслению должных ценностей и смыслов, раскры­вает мир таким, каким он должен быть. Этот мир совершенных ценностей и смыслов дает человеку стимул для изменения бытия. антропология права исследует антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.; гносеология права исследует особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблему истины в праве, а также правовую практику как критерий правовой истины; аксиология права исследует ценность как определяющую характеристику человеческого бытия, способ бытия ценностей, основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «ие­рархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. Вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении; онтология права исследует проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; Структура философии права. В структуре философии права можно выделить прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданское право (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуальное и уголовное право и др. Философско-правовая рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexio - отражение) в современном гуманитарном знании понимается как анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнений и колебаний. Юриспруденция, по своему методу догматична, т.е. не занимается критической проверкой своих оснований.Философия но своей природе критична, она постоянно оценивает свои основания. Такая оценка и представляет собой философскую рефлексию. Рефлексия является обязательным элементом философско-правового познания. Именно саморефлексивный характер философии права обусловливает то, что проблема ее предмета оказывается одним из центральных вопросов этой дисциплины. Другой стороной рефлексии философии права как критического анализа своих оснований есть обсуждение или дискурс. Поэтому рефлексию и дискурс можно назвать важнейшими особенностями метода современной философии и философии права. Философия права - это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии. Предметом философии права является выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла. Данное определение не охватывает всего многообразия проблем философии права, но позволяет сосредоточиться на ее стержневой идее, связанной с представлением о праве как способе человеческого бытия.Основная задача философии права заключается в обосновании права и определении его смысла. Вопрос «что есть право (каков его смысл)?» является основным для философии права. Задачи философии права: об основании справедливости и ее критериях о нормативной (обязывающей) силе права, или вопрос о том, почему человек должен подчиняться праву (задача, в рамках которой определяется соотношение права и власти);о природе и функциях позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм). Решение этих основных задач или главных вопросов философии нрава позволяет обеспечивать легитимацию и ограничение права, т.е. обосновывать необходимость права для человека и определять границы, за которые оно не может заходить. Сущность методологии права и ее уровни Методология права представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. Обобщенным выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права - методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права. Концепция типов правопонимания, основанная на разграничении права и закона создал В.С. Нерсесянц а) легизм - концепция позитивистского правопонимания, исходит из отождествления права и закона. б) юснатурализм - противопоставление права и закона, под правом понимают содержательные требования естественного права (справедливости). в) юридический либертаризм - основывается на разграничении права и закона и трактует право как выражение принципа формального равенства (формальной справедливости). Академик В.С. Нерсесянц ввел в научный оборот термин « тип правопонимания»(в рамках которого решается основной вопрос философии права – соотношение права и закона, права и власти, права и силы ) Правовой позитивизм как тип правопонимания. Отождествление права и позитивного права, или правопорядка, понимаемого как систему установленных норм и исторически сформировавшихся институтов. Объектом такого осмысления выступают исключительно феномены позитивного права: правовые институты, юридические нормы, выраженные в законах, и т. д. Все остальные феномены не признаются правовым позитивизмом в качестве правовых и отвергаются.Тенденция к абсолютизации государственного суверенитета, отождествлению права с приказами государства. "Всякое право есть команда, приказ" Дж. Остин.Стремление дать ценностно-нейтральное понятие права, в соответствии с которым действующие нормы устанавливаются законодателем в соответствии с фактическим критерием. Эти представления противопоставляются традиции естественного права, рассматривающей право в понятиях справедливости и общего блага. Отстаивает невозможность отличия реально существующего права от права, каким оно должно быть. По мнению сторонников позитивизма, норма не теряет своего правового характера от того, что с позиций "высшей справедливости" она может быть квалифицирована как аморальная. Отрицается необходимость связи между правом и моралью, или, другими словами, отрицание перспективы справедливости. Абсолютизирует роль государства, утверждает его доминирующую роль по отношению к праву. Именно государство с его принуждающей силой, с точки зрения позитивизма, и обеспечивает реальность права, считаясь его творцом и единственным гарантом. Правовая парадигма Силовая парадигма Моральная парадигма Право и закон не отождествляются и не противопоставляется Право и закон отождествляются Право и закон противопоставляются Государство – правовое явление и институт Государство – властная организация Государство – союз людей , заключенный ради соблюдения права и общей пользы Право – это формальная свобода Право- принудительные нормы, которые устанавливаются государством Дуализм права: естественное право и позитивное право Либертарно-юридическая теория Позитивистская теория(Легизм) Естественно-правовая теория(Юснатурализм) Основные теории и типы правопонимания Естественно-правовое мышление. В основе учения о естественном праве лежит идея о том, что все существующие правовые нормы должны основываться на каких-то объективных началах, основаниях, не зависящих от воли человека (общества). Образцом таких объективных начал считалась природа - право, не зависящее от человеческой воли и желаний, было названо природным, или "естественным". Теория естественного права направлена на поиски особой реальности права, несводимой к реальности государственно-властных установлений и тесно связана с идеалистическим мировоззрением. Под естественным правом в его обобщенном значении понимается сверхпозитивная инстанция, или "совокупность всех сверхпозитивных обязательностей человеческой практики", то и особенность естественно-правового мышления заключается в разграничении и сопоставлении права и закона с позиций принципов справедливости. Естественно-правовое мышление ставит перед собой задачу нахождения основания позитивного права и критерия его оценки, а значит, проявляет себя в двух аспектах: сущностном (онтологическом);аксиологическом. Онтологический аспект естественно-правового мышления представляет собой ответ на вопрос "что есть право?" Сущность собственно правовых явлений "феномена права" раскрывается через понятие "справедливость", а естественно-правовое мышление выполняет функцию объяснения сущности и понимания смысла права. В аксиологическом аспекте осуществляется оценка позитивного права, исходя из представления о сущности права. Здесь естественно-правовое мышление по отношению к правопорядку в целом выполняет критическую функцию. Эти два аспекта, две функции естественно-правового мышления тесно между собой переплетаются, ибо имеют в виду одно и то же - поиск справедливости как сущности права и критерия оценки закона. Сущность естественно-правового мышления состоит в философской и, прежде всего, нравственной критике права и государства. В процессе этой критики происходит измерение правовых и государственных отношений на соответствие их сущности и смыслу. Эта критика направлена на легитимацию и ограничение права и государства. В силу заложенной в нем критической установки естественно-правовой способ мышления приобретает особую социальную значимость в переходные периоды развития общества, которые характеризуются обострением противоречий между идеалом и действительностью, новыми прогрессивными стремлениями и старым положительным правом, или, другими словами, опытом переживания несправедливости. Поэтому наиболее активно и плодотворно естественно-правовые концепции развиваются в периоды реформ и изменений. Типология концепций естественного права. В основании лежат ключевые категории естественно-правового мышления: "природа", "разум", "природа человека". В зависимости от того, на каком из этих ключевых понятий делается акцент, выделяются и различные типы естественно-правовых концепций: Космологические (натуралистические и теологические), апеллирующие к такой инстанции, как мировой порядок. Стремятся подчеркнуть высший, трансцендентный характер права, но стремятся вывести естественное право из бытия, должное из сущего. Рационалистические, апеллирующие к разуму. Акцентировали внимание на идее права, отмечали мощь человеческого разума, однако ставили перед ним недостижимые задачи, полагая, что усилием одного только разума, без обращения к реальным обстоятельствам, возможно сконструировать идеальную систему права, которая служила бы образцом для любых конкретных правовых систем. Антропологические, апеллирующие к природе человека. Указывали на связь права с сущностью человека, однако при различной трактовке этой сущности (природы человека) иногда утрачивался гуманистический смысл права. В зависимости от понимания смысла права следует различать "старое" и "новое" естественное право. «Старое естественное право» характерно для традиционных обществ, и, прежде всего, для Средневековья, где предполагалось природное неравенство людей и поэтому справедливость трактовалась с акцентом на групп привилегии - дворянству, духовенству и т. п. по принципу "каждому по его силе и чину". Требование равенства здесь ограничивалось лишь равенством граждан между собой перед лицом установленного государством закона, государством, которому делегировались гражданами их права во имя мира и собственной безопасности. «Новое естественное право» стало основой юридической доктрины Просвещения. Они ограничивали произвол государства и устанавливали отношения свободы и равенства не только между гражданами, но и между гражданами и государством. По способу обоснования идеи права концепции "нового естественного права" могут быть подразделены на натуралистические деонтологические логоцентрические различаются трактовкой онтологического статуса естественного права. Которое понималось, соответственно, в качестве существующего до позитивного права (как закон природы), над позитивным правом (как моральный идеал) и в самом позитивном праве (как его разумное ядро). Эти три типа классических учений естественного права представлены ключевыми фигурами философии права Нового времени - Дж. Локком, И. Кантом и Г. Гегелем.В зависимости от выделения различных эпох в развитии философии и всей культуры в целом (классика и современность) концепции естественного права могут быть подразделены на классические и современные (неклассические) Либертарианство, либертаризм - от англ. слова Lliberty) - свобода, идейно-политическое течение которое основывается на личной свободе в той мере, в какой она не нарушает свободы других. Сторонники либертарно-юридического подхода утверждают, что взаимосвязь сущности и явления в праве носит необходимый и закономерный характер Принцип формального равенстваПрисущая праву всеобщая равная мера – это равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенстваЕдинство правовой сущности и явления выражается в правовом законе.Государство – организация публичной политической власти правового типаРазличает два типа публичной политической власти: правовой тип – государство;Силовой тип – деспотия.Правовое государство является таковым в меру связанности власти правом, правовой свободой. правовое государство будущего – это цивилитарное государство, для которого характерен постсоциалистический и вместе с тем не буржуазный тип индивидуальной собственности, права, рынка, гражданского общества и правового государства. Право – нормативная форма свободы Государство – институцианальная форма свободы Либертарно-юридическая концепция объясняет понятие права и государства через понятие свободы.Право и государство – необходимые формы свободы.Право – это соционормативный регулятор, т.е. общеобязательная социальная норма, которая не может существовать без властного института. Государство – организация публичной политической власти правового типа Способы обоснования права Правовой объективизм- мировоззренческо-методологическим основанием правового объективизма выступает материалистическая установка выведения всех идеальных смыслов из объективной реальности. Правовой объективизм рассматривает право как часть иной, чем оно само, реальности. Право предстает как "погруженное" в глубь действительности, в жизнь. Правопорядок и правосознание объясняются "снизу", из их жизненного значения. Правовая реальность рассматривается как реальность общественных отношений, в глубине которых следует искать основания права, разгадку тайны его сущности. Правовой субъективизм - наиболее развитая и аутентичная форма естественно-правового мышления. К нему относятся те концепции естественного права, которые сосредоточились на субъекте как носителе "должного". В основном это нравственно-философские концепции, которые подчеркивают де-онтологическую природу права. В попытках обоснования права они исходят из субъекта, его сознания. Для них характерен взгляд на правовую реальность "сверху", из духовно-идеальной сферы. Источник правосознания, а следовательно, и правопорядка выводится из идеи, или смысла права, которые открываются в сознании (разуме) субъекта. Субъективизм ближе всего подходит к выявлению собственной природы права, не сводимой к сущности общественных отношений. Он ориентируется на свободу и творческую активность субъекта. Однако им абсолютизируется роль субъективности, в результате чего утрачивается связь права с жизнью, затрудняется учет актуально существующих условий в данном обществе Интерсубъективность способ обоснования современных концепций естественного права. Стремится преодолеть характерное для классической философии права противопоставление объекта и субъекта, бытия и сознания, а следовательно, учета объективных условий и идеи права в процессе создания и применения законов. Принцип интерсубъективности означает, что смысл права не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире, а раскрывается во взаимодействии (коммуникации) субъектов (по крайней мере, двух, а в принципе - всех). Основной конструкцией правопонимания здесь оказывается договор.Характерный для неклассических концепций естественного права принцип интерсубъективности выражает особенности современного социогуманитарного познания, например: переход от концепции моносубъекта (индивида или общества) к концепции полисубъекта, проявляющегося в дискурсе.

Приложенные файлы

  • ppt 18814278
    Размер файла: 507 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий