Вопросы к экзамену по русской литературе

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


Периодизация и специфические особенности русской литературы ХVIII столетия как литературы «века Просвещения».
Реформы Петра I, их содержание и культурно-историческое значение. Тема Петра I и петровских преобразований в русской литературе XVIII века.
Новаторство и традиции в рукописной повествовательной литературе петровского времени. Идейно-художественное своеобразие «Гистории о российском матросе Василии Кориотском».
Театр и драматургия, стихотворство Петровской эпохи. Проблема барокко в русской литературе XVIII века.
Личность и творчество Ф. Прокоповича.
Русский классицизм: политическая, философская, социальная и этическая основы, принципы эстетики и поэтики.
Система жанров и теория «штилей» русского классицизма.
Реформа русского стихосложения, ее этапы и значение в истории русской поэзии.
I, II и VII сатиры А.Д. Кантемира: проблематика, художественные особенности, язык и стиль. Значение творчества Кантемира для развития русской сатиры XVIII века.
Поэзия и переводы В.К. Тредиаковского, его роль в становлении русской литературы и филологической науки XVIII века.
Жизненный путь и филологическая деятельность М.В. Ломоносова.
Жанр «оды-рекомендации» в творчестве М.В. Ломоносова. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.». Проблема художественного метода Ломоносова.
Отражение органического единства религиозного сознания и научного миропонимания М.В. Ломоносова в одах «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Дидактический пафос «Письма о пользе стекла».
Тема поэтического творчества в произведениях М.В. Ломоносова («Я знак бессмертия себе воздвигнул», «Разговор с Анакреоном», «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»).
Сатирические произведения М.В. Ломоносова (сатиры «Гимн бороде», «Случились вместе два Аструнома в пиру», басни, эпиграммы).
Литературно-эстетическая и общественная позиции А.П. Сумарокова. «Две эпистолы» как манифест русского классицизма. Журнал «Трудолюбивая пчела».
Трагедии А.П. Сумарокова. «Димитрий Самозванец» как первая русская тираноборческая трагедия.
Комедии А.П. Сумарокова. «Рогоносец по воображению»: изображение быта, нравов и психологии русского поместного «непросвещенного» дворянства. Сумароков и Фонвизин.
Сатирические жанры в творчестве А.П. Сумарокова (сатиры, басни, эпиграммы, пародии).
Интимная лирика А.П. Сумарокова. Жанровые характеристики идиллии, элегии и песни в эпистоле «О стихотворстве».
«Прелагательное» направление в драматургии 1760-х гг. Эстетическая программа В.И. Лукина и его комедия «Мот, любовию исправленный».
Драматургическое творчество Екатерины II, ее роль в расцвете русской журнальной сатиры на рубеже 1770-х гг.
Сатирические журналы Н.И. Новикова: проблематика, формы и методы сатиры. Смысл и значение полемики о сатире со «Всякой всячиной».
Русская художественная проза 1760–1770-х гг. (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков).
Жанр комической оперы в русской литературе ХVIII века.
Творчество М.М. Хераскова.
Бурлескная ирои-комическая поэма в русской литературе XVIII века (В.И. Майков, И.Ф. Богданович).
Проблематика и жанровое своеобразие комедии «Бригадир» Д.И. Фонвизина. Её классицистический характер и элементы, выходящие за рамки классицизма.
Комедия «Недоросль» как вершина русской драматургии ХVIII века. Новаторские принципы построения образов, проблема художественного метода Д.И. Фонвизина в пьесе.
Публицистика 1770 – 1780-х гг. и стихотворные сатирические сочинения Д.И. Фонвизина.
Тема, идея, образы «Вадима Новгородского» Я.Б. Княжнина. Творческая история и судьба трагедии.
Тираноборческие мотивы в русской драматургии XVIII века. «Сорена и Замир» Н.П. Николева: основной конфликт и его решение в трагедии.
«Ябеда» В.В. Капниста как наиболее острая русская сатирическая комедия ХVIII века: проблематика и система образов.
Поэзия М.Н. Муравьева.
Жизненный и творческий путь Г.Р. Державина-гражданина и поэта. Место Державина в русской поэзии XVIII века. Философская лирика.
Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина. Стихотворения 1779
· 1780 гг. Ода «Фелица».
Тема «поэта и поэзии» в творчестве Г.Р. Державина. Особенности державинского «забавного русского слога».
Анакреонтика Г.Р. Державина. Анакреонтические мотивы в послании «Евгению. Жизнь Званская», новизна его формы и содержания.
Сатирико-обличительная и героико-патриотическая темы в творчестве Г.Р. Державина.
Сентиментализм в России (истоки, основные этапы и представители, особенности поэтики).
Творческий путь Н.М. Карамзина: от «Писем русского путешественника» к «Истории государства Российского». «Новый слог» писателя.
Сентиментальные повести Н.М. Карамзина. Идейное содержание, композиция, язык и стиль «Бедной Лизы». Приемы психологического анализа в повести.
Предромантические тенденции в прозе Н.М. Карамзина. Проблематика и поэтика повести «Остров Борнгольм».
Судьба и творчество А.Н. Радищева, его философские и эстетические воззрения.
Пафос и стилевые особенности «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Семантика заглавия. Проблемы жанра и художественного метода.
Проблематика и композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Образы Путешественника, его «сочувственников» и единомышленников.
48. Тема народа в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Смысл эпиграфа и «посвящения» А. М. К.
Сатирическая журнальная проза И.А. Крылова («Почта духов», «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»).
Художественное своеобразие «шутотрагедии» И.А. Крылова «Подщипа» («Трумф»).








13PAGE 15


13PAGE 14215




15

Приложенные файлы

  • doc 22382499
    Размер файла: 35 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий