МДК 01.02. Методика работы с творческим коллективом. ТО


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МДК

01.0
2
.

РАЗДЕЛ «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ»


073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

2
.
2
. Примерный тематический план
раздела МДК.01.02.

«Методика

работы с творческим коллективом»



Наименование

разделов и тем

Количество аудиторных часов
при очной форме получения
образования

Уровень
усвоения

учебного
материала

всего

в том числе

практические
занятия

1

2

3

4


7 семестр

Раздел 1
: Организационные и методические
основы работы с вокально
-
хоровым творческим
коллективом.

Тема 1.1.

Создание творческого коллектива.

Тема 1.2. Начальный этап работы.

Тема.
1.3.
Вокально
-
техническая культура
исполнения.


16





1


1


1





7





0.5




0.5













Тема 1.4. Дикция

и орфоэпия.

Тема 1.5. Вокально
-
хоровые упражнения.

Тема 1.6. Особенности работы с академическим
творческим коллективом.

Тема.1.7. Особенности работы с детским
творческим коллективом.

Тема

1.8.


Работа над элементами хоровой
звучности. Хоровой строй.

Тема 1.9. Хоровой ансамбль.


Раздел
2: Исполнительская

деятельность
вокально
-
хорового творческого коллектива.

Тема 2.1. Принципы формирования репертуара.

Тема

2.2.
Работа над художественно
-
выразитель
ным исполнением. Проблемы стиля.

Тема 2.3. Музыкально
-
выразительные средства

(звуковедение, темп, метроритм, динамика).

Тема 2.4. Музыкально
-
выразительные средства

(тембр, фразировка, музыкальная форма).

Тема 2.5. Подго
товка к репетиции творческого
коллектива.

Тема

2.6. Концертно
-
исполнительская
деятельность творческого коллектива
.

Контрольный
урок.






1


1


1



1



1



1






1


1



1



1




1



1



1


0.5


0.5


0.5



0.5



0.5



0.5





0.5




0.5



0.5



0.5





1




2
.
3
. Примерное
содержание учебной дисципл
ины

«Методика
работы с творческим коллективом» (7 семестр):

Раздел 1.

Организационны и методические основы работы с
вокально
-
хоровым творческим коллективом
.

Тема 1.1.
Создание творческого коллектива.

Творческий коллектив как вока
льная организация.

Подготовительный период: создание творческой атмосферы
, духовная
общность, ответственность каждого в ансамбле.

Комплектование творческого коллектива.

Проверка музыкальных данных и певческих способностей участников
творческого коллектива.

Практическое занятие:
определить особенности голоса (тембр, силу,
диапазон, манеру звукообразования и другие индивидуальные качества), а
также элементарные музыкальные данные


музыкальный слух, память,
чувство ритма.

Тема 1.2.
Начальный этап работы.

Спло
чение коллектива.
Руководитель


организатор и просветитель. Создание
условий для певческой работы. Организация учебно
-
воспитательной работы в
творческом коллективе.

Тема 1.3.
Вокально
-
техническая культура исполнения.

Певческая установка. Основа хорошего
звука


правильное певческое дыхание
(грудное, грудобрюшное /костоабдоминальное/, диафрагмальное или
брюшное /абдоминальное/).

Атака звука. Цепное дыхание. Звукообразование: строение голосового
аппарата, лёгкий «зевок», высокая позиция звука. Единая манера

звукообразования.

Практическое занятие:

упражнения на укрепление певческого дыхания.

Тема 1.4.
Дикция и орфоэпия.

Ансамблевое пение как единство речи и музыки. Значение слова в
музыкальном произведении. Различие в написании и произношении слов.

Дикция


одно из средств раскрытия содержания произведения. Особенности
певческой дикции.

Значение артикуляции. Артикуляционная гимнастика.

Орфоэпия в хоровом пении.

Вокально
-
хоровые дикционные трудности и пути их преодоления.

Практическое занятие:

проана
лизировать литературный текст вокально
-
хорового сочинения; сопоставить литературную и музыкальную формы;
указать в партитуре наиболее трудные места в дикционном отношении и
назвать методы работы над ними.





Тема 1.5.

Вокально
-
хоровые упражнения.

Расп
евания как подготовка голосового аппарата к работе, настройка
коллектива, подготовка его к наилучшей исполнительской форме.

Вокальные упражнения: многообразие целей, конкретные технические задачи,
постепенность усложнения, систематизация, последовательност
ь и
разносторонность развития голоса и вокальной техники певцов.

Воспитание навыков чистой интонации.

Практическое занятие:

проанализировать мелодическую линию хоровой
партии
, определить интонационно сложные мелодические обороты и указать
эффективные спосо
бы для чистого и свободного интонирования их.

Тема 1.6.

Особенности работы с академическим творческим
коллективом.

Правильное оформление певческого тона, округление звука. Слаженность
процесса пения, единое дыхание. Диапазон партий.

Типичные недостатки в пении академического творческого коллектива:
тусклое, бестембровое звучание; форсированное, напряжённое звучание;
плоский, мелкий, «белый» звук; пёстрое звучание; глубокое, «задавленное»
звучание.

Вокально
-
хоровые упражнения для акаде
мического коллектива.

Практическое задание:

написать 5 упражнений для распевания в порядке
усложнения для академического вокально
-
хорового коллектива; указать цели
и задачи каждого упражнения.

Тема 1.7.

Особенности работы с детским творческим коллективом.

Психофизиологические особенности детей разных возрастных групп.

Знание свойств детского голоса, особенности строения и развития певческого
аппарата у детей.

Возрастные группы, их диапазоны:

7


10 лет;

11


13 лет, предмутационный период;

13


15 лет,
мутационный период;

16


19 лет, юношеский возраст.

Некоторые типичные недостатки в детском ансамблевом пении.

Вокально
-
хоровые упражнения для детского состава.

Практическое занятие:

написать 5 упражнений для распевания детского
состава в порядке усложнени
я; указать цели и задачи каждого упражнения.

Тема 1.8.
Работа над элементами хоровой звучности. Хоровой строй.

Определение понятия «музыкальный строй». Строй хора


один из основных
элементов хоровой звучности. Два вида строя хора


мелодический и
гармонический.

Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии
посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования
ступеней и интервалов.



Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем.
Интонирование акк
ордов. Связь темпа, нюансов, дикции, тесситуры,
интервалики, степени гармонической сложности, метроритмики,
голосоведения и фактуры

изложения со строем.

Практическое занятие:

сделать гармонический анализ хоровой партитуры,
определить трудности, исправить д
ефекты гармонического строя.

Тема 1.9.
Хоровой ансамбль.

Значение ансамбля как одного из главных элементов хоровой звучности.

Дифференциация ансамблей:



унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения, при котором
образуется полное динамическое, тембровое,

метроритмическое,
темповое слияние голосов);



динамический ансамбль (слитность голосов по силе звучания);



ритмический ансамбль;



темповый ансамбль (
единство темпового исполнения тесно связано с
ритмическим ансамблем);



тембровый ансамбль;



дикционный ансамбль
;



гармонический ансамбль;



полифонический ансамбль (относительное равновесие голосов в
зависимости от тематического материала);



ансамбль солирующего голоса или солирующей партии с хором;



частный ансамбль (слитность звучания голосов какой
-
либо отдельной
партии);



общий ансамбль (уравновешенность в звучании между хоровыми
партиями, то есть ансамбль всего хора).

Особенности работы над разными видами
ансамбля.

Практическое занятие:

в предложенном произведении проанализировать
разные виды ансамбля (ритмический, темповый, динамический, тембровый,
дикционный) и указать методы работы над ними.

Раздел 2. Исполнительская деятельность вокально
-
хорового
творческого коллектива.

Тема 2.1.

П
ринципы формирования репертуара.

Репертуар как основа деятельности творческого коллектива, главнейшая
эстетическая проблема исполнительского искусства.

Многообразие источников формирования репертуара: классика и народная
музыка, сочинения современных отече
ственных, зарубежных и региональных
композиторов.

Разнообразие репертуара по жанрам, стилю, тематике, формам строения,
художественным средствам музыкального языка.

Художественно
-
исполнительское направление творческого коолектива.



Принцип доступности реперт
уара.

Возрастные особенности коллектива.

Количественный состав и качество звучания коллектива, вокально
-
техническая подготовка исполнителей.

О роли руководителя.

Практическое занятие:

подобрать 5 произведений для
репертуара
юношеского вокального ансамбля
(16


19 лет).

Тема 2.2.

Работа над художественно
-
выразительным исполнением.
Проблемы стиля.

Формирование музыкально
-
образного мышления, развитие способности к
музыкально
-
образным представлениям, воспитание навыков вокально
-
хорового мышления. Развитие муз
ыкального слуха


решающий фактор
музыкального воспитания и обучения.

Стиль композитора


это специфические черты его музыкального мышления,
особенности его творчества в целом, обусловленные мировоззрением
художника, порождённые исторической эпохой и социа
льными условиями его
существования. Определение творческого стиля

композитора как создание
основы для формирования стиля исполнения его произведений.

Исполнительские традиции и их практическое воплощение.

Тема 2.3.
Музыкально
-
выразительные средства (звуков
едение, темп,
метроритм, тембр).

Приёмы звуковедения диктуются характером музыки, особенностями её
фактурного изложения. Приёмы певческого звуковедения:
legato
,
staccato
,
non

legato
,
marcato
.

Художественное значение метроритмической и темповой организации
в
ансамблевом пении. Гармоническое единство поэтического текста и ритма, их
соподчиненность.

Темповые обозначения, агогические отклонения, фермата и особенности их
применения.

Тембровые представления, окраска и характер звука как музыкально
-
образное
содерж
ание конкретного исполняемого произведения.

Практическое занятие:
проанализировать звуковедение, метроритм, темп,
ферматы, тембр и указать

музыкально
-
выразительные особенности их
использования в данном произведении.

Тема 2.4.


Музыкально
-
выразительные сред
ства (динамика, фразировка,
музыкальная форма).

Роль динамики в раскрытии содержания вокально
-
хорового произведения.

Основные динамические краски:
pianissimo

(очень тихо),
piano

(тихо),
mezzo

piano

(
не очень тихо),
mezzo

forte

(не очень громко),
forte

(громко),
fortissimo

(очень громко).

Неподвижные и подвижные нюансы
, их взаимосвязь с темпом, ритмом и
дикцией.



Музыкальная фразировка как выразительная речь, в основе которой лежит
смысловая логика. Зависимость фразировки от структуры произведения и
комп
лекса средств музыкальной выразительности.

Цезура как знак препинания. Соподчиненность музыкальных фраз.

Музыкальная форма


одна из форм музыкальной выразительности.
Разнообразие музыкальных форм. Путь овладения формой


от общего к
частному.

Практическое

занятие:

в данном произведении определить музыкальную
форму, детально проанализировать фразировку, расставить цезуры, составить
динамический план развития.

Тема 2.5.
Подготовка к репетиции

с творческим коллективом.

Подготовка к репетиции предусматривает
:



тщательное выучивание произведения

(
а
нализ исполняемого
произведения;
умение сыграть партитуру в целом или по частям с
передачей тех оттенков

фразировки, которые будет требовать
руководитель коллектива в соответствии с трактовкой;

пение всех
го
лосов партитуры с тактированием
;

грамотное дирижирование
(«дирижирование есть строго продуманная и чётко организованная
система ауфтактов»)
.



продумать распевку, краткую и простую для усвоения, настраивающую
исполнителей на качественный певческий звук;



сост
авить подробный план работы по каждому произведению,
включенному в репетицию
;



учитывать степень разучивания произведения, цели творческого
процесса, разнообразить вокально
-
технические и музыкально
-
выразительные задачи (выучивание по разделам, частям, перио
дам для
овладения комплексом выразительных средств и технических приёмов:
строя, ритма, звука, ансамбля).

При работе над произведением четко ставить задачи, внимательно
анализировать исполнение и исправлять недостатки. После выучивания всех
деталей, центр
внимания переносится на произведение в целом, на
выразительность и яркость исполнения.

Знания, внутренняя

убежденность, интонация общения темп работы


помощники начинающего руководителя творческого коллектива.

Практическое задание:
составить план
репетиции для детского вокального
ансамбля (младшая группа, 7


10 лет).

Тема 2.6.

Концертно
-
исполнительская деятельность творческого
коллектива.

Концертное исполнение


ответственный момент в работе коллектива,
который выступает и как создатель художеств
енных ценностей, и как
просветитель зрительской аудитории, воспитатель их художественного вкуса.

Типы концертов: тематические, монографические, творческие отчёты.



Планирование выступлений: акустика зала, зрительская аудитория, внешний
вид, репетиция перед
концертом
, анализ выступления.

Умение выстроить программу тематически, логически, тонально


безупречный художественный вкус руководителя. Темперамент и контроль.

Концерт


синтез предыдущих поисков и находок, праздник «сиюминутного
рождения произведения».


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий

раздела МДК 01.02
«Методика работы с творческим коллективом».

Интернет
-
ресурсы:



http://www.mosconsv.ru/

(
моск.консерватория)



http://www.rsl.ru/

(рос.гос.библ
-
ка)



http://www.domgogolya.ru/

(мем.центр и библ
-
ка «Дом Гоголя»)



http://www.amkmgk.ru/

(академ.муз.колледж)



http://www.libfl.ru/

(гос.библ.иностр.лит
-
ры)



http://mkrf.ru/

(мин
-
во кул
-
ры РФ)



http://intoclassics.net/

(«Погружение в классику»)



http://ru
-
classical.livejournal.com/

(Записи классической музыки)



http://musicmp3.spb.ru/

( Музыка
mp
3. Скачать новинки)



http://rutracker.org/forum/index.php

(Ноты, записи для прослушивания,
все о композиторах)



http://classic
-
online.ru/

(Записи

для прослушивания)



http://www.muzcentrum.ru/orfeus/live/ (Записи

для прослушивания)



http://www.belcanto.ru/

(Классическая музыка)



http://www.forumklassika.ru/content.php

(Сайт Форум Классика)



http://www3.cpdl.org/wiki/index.php/Main_Page

(Хоровая публичная
библиотека. Ноты, книги, записи)



http
://
imslp
.
org
/
wiki
/
Category
:
Composers

(
Библиотека

нот
)



http
://
www
.
scorser
.
com
/

(Методическая литература, ноты, записи)



http
://
nlib
.
org
.
ua
/
index
.
php

(Нотная библиотека классической музыки.
Ноты, книги, аудиофайлы)



http
://
notes
.
tarakanov
.
net
/

(Список музыкальных сайтов)



http
://
intoclas
sics
.
net
/

(
Записи для прослушивания)



http
://
www
.
notonly
.
ru
/
light
.
html

(Ноты)



http
://
www
.
notonly
.
ru
/
classic
.
html

(
Ноты,классика)

Основные источники:

1.

Асафьев
Б. О хоровом искусстве
.
-

Л.,1980
. .

2.

Безбородова Л. Дирижирование.


М., 1990.

3.

Добровольская Н. Вокально
-
хоровые упражнения в детском хоре.


М.,
1987.



4.

Левандо П.П. Хоровая фактура
.


Л., 1984.

5.

Работа с детским хором
: Сб. ст. /Под ред. Вл. Соколова.


М., 1981.

6.

Романовский Н. Хоровой словарь.


М., 2005.

7.

Самарин В. Хороведение.


М., 2000.

8.

Содержание, организация и методика работы по предмету «Хоровой класс,
хоровой практикум и основы хормейстерской работы».


М., 1992.

9.

Соколов В. Работа с хором
.
-

М.,1967
.

10.

Соколова О. Двухголосное пение в детском хоре.


М., 1987.

11.

Ушкарёв А. Основы хорового письма.


М., 1986.

12.

Хороведение: пособие

/ Под ред. В.Г.

Соколова.
-

М.,1971
.


13.

Чесноков П. Хор и управление им
.
-

М.,1952
.

14.

Шамина Л. Работа с самодеятельным хор
овым коллективом


М.
, 1988.

Дополнительная литература:

1.

Анисимова В
. Дирижер
-
хормейстер
.
-

Л.
, 1976.

2.

Апраксина О. Методика развития детского голоса.


М., 1983.

3.

Багадуров В
.

Вокальное воспитание детей.


М., 1980.

4.

Виноградов К. Работа над дикцией в хоре


М.: Музыка, 1967.

5.

Дмитриев Л. Основа вокальной методики.


М., 2000.

6.

Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором.
-

М.,1948

7.

Дмитриевская К.Н. Анализ хоровых произведений


М., 1965.

8.

Егоров А. Теория и практика работы с хором


Л.,1951

9.

Живов

В. О музыкально

выразительных средствах в хоровом
исполнительстве / Хоровой
коллектив.


М.
,

1976.

10.

Живов В. Интерпретация хоровой музыки.


М., 1991.

11.

Зиновьева, Л. П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании


СПб.: Композитор, 2007
.



12.

Казачков С.А. От урока к концерту


Казань,1990

13.

Казачков С. А. Дирижер хора


артист и педагог
.



Казань, 1998

14.

Краснощёков В. Вопросы хороведения
.

-

М.,1969

15.

Кузнецов, Ю. М.


Практическое хороведение
.


М.
,

2009

16.

Кузнецов, Ю. М.

Экспериментальные
исследования эмоциональной
выразительности хора /


М.: 2007.

17.

Левандо П. Работа дирижера над хоровой партитурой.


М., 1985.

18.

Максимов С. Певческий строй


М.,1967.

19.

Мухин В. Вокальная работа в хоре


М.,1960
.

20.

Назайкинский Е. О
музыкальном темпе
.


М.. 1967.

21.

Пигров К.К. Руководство хором


М., Музыка,1964

22.

Птица К.
Работа с детским хором.


М., 1981.

23.

Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре


Л.,1967
.

24.

Садовников В Орфоэпия и дикция в пении.


М., 1958.

25.

Самарин В.А.

Хороведение

и хоровая аранжировка


М., 2002.

26.

Семенюк, В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства
.



М., 2008

27.

Шварц, Н. Ансамбль в хоре


М., 1961.



3.3. Методические рекомен
дации преподавателям.

Предмет «Методика работы с творческим коллективом» в музыкальном
колледже по специальности 073002 «Теория музыки» является составной
частью профессиональной подготовки студентов. Данный раздел МДК 01.02.
предусматривает освоение
студентами теоретических знаний по методике
работы с творческим коллективом, необходимых для дальнейшей
практической деятельности будущий специалистов в качестве руководителей
творческих коллективов.

Музыкально
-
исполнительский процесс в творческом коллекти
ве
(ансамбле, хоре) предполагает овладение его участниками системой
специальных музыкально
-
теоретических вокально
-
ансамблевых знаний,
умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и
практикой музыкального исполнительства.

Теория и практ
ика работы с вокальным ансамблем неотделимы от
основных приёмов работы с хором. В методике вокально
-
ансамблевой работы
знания акустических закономерностей и механизма работы голосового
аппарата необходимы для будущего руководителя.

По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса
слушательской аудитории вес настоятельнее ощущается потребность
осмысления накопленного вокально
-
хорового опыта. В постоянном
изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед
н
им. Вместе с тем появились новые методические воззрения, приемы.
Поэтому изложение теоретических основ
вокально
-
хорового искусства
должно подкрепляться примерами из ансамблево
-
хоровой литературы и
исполнительской практики. Для иллюстративного материала нуж
но
использовать лучшие ансамблево
-
хоровые произведения современных
композиторов, русской и зарубежной классики, произведения разных стилей
и жанров, а также аудио и видеозаписи.

В преподавании курса «Методика работы с творческим коллективом»
используются л
екционная и практическая формы занятий.

На лекционных уроках освещаются вопросы организации творческого
коллектива и отбора исполнителей, подбора репертуара, певческого
воспитания
, планирования репетиционной работы и концертного исполнения.
Большое внимани
е уделяется воспитанию культуры общения руководителя с
творческим коллективом.

Теоретические занятия следует сочетать с практическими.

Практические формы занятий предполагают как аудиторскую, так и
самостоятельную работу студентов, включающую:



хороведчески
й анализ вокально
-
хоровых произведений;



разбор репетиций и концертов творческих коллективов;



подбор упражнений и распеваний
;



составление репертуара для ансамблей разных возрастных групп;



планирование репетиционной работы.



Раскрыть перед будущими специалист
ами цели, направления, формы
деятельности ансамбля, исследовать процесс воспитания личности поющего и
формирование творческих отношений в ансамбле, определить содержание и
методику работы над элементами вокально
-
ансамблевой техники,
-

основные
задачи всей
учебно
-
воспитательной работы и цель качественной подготовки

специалиста, способного руководить коллективом.

3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов
.

Для успешного усвоения раздела МДК 01.02. «Методика работы с
творческим коллективом»

предусматривается необходимость
самостоятельных занятий студента
. Самостоятельная работа является
продолжением практических занятий на уроке. Внеаудиторская
самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию
преподавателя, н
о без его непосредственного участия. Содержание
самостоятельной работы определяется следующими видами заданий:



закрепление знаний и умений,

полученных на уроке;



проработка методической литературы по предмету, работа с интернет
-
ресурсами;



выполнение
практических заданий.

Ознакомление студентов с методическими основами работы с
творческим коллективом предусматривает обязательный

анализ вокально
-
ансамблевой

партитуры.

Предварительный анализ произведения включает:



общий анализ: тематика, сюжет, основная
идея; краткие сведения об
авторах музыки и литературного текста, особенности их творчества,
использование данного текста другими композиторами, связь музыки и

текста в данном сочинении; место и значение изучаемого произведения
в творчестве композитора;



муз
ыкально
-
теоретический анализ: жанр, форма произведения,
кульминация (подход и ее местоположение); характерные черты
мелодии,
ритма, гармонического языка; тональный план; метроритм,
агогика, фактура,
особенности хоровой аранжировки, голосоведения;
роль акко
мпанемента;



вокально
-
хоровой анализ: тип и вид хора, характеристика хоровых
партий (диапазон, тесситура), особенности ансамбля, строя,
звуковедения и дыхания, звуковой атак
и;



определение вокальных трудностей: интонационные, ритмические,
дикционные;



исполни
тельский анализ: составление плана художественного
исполнения (темп, динамика, агогика, музыкальная фразировка,


дирижёрские задачи, трудности).

Самостоятельная работа студента должна быть регулярной. При
изучении тематического материала необходимо
тщательно анализировать
прочитанное, определять и закреплять методические основные установки и
положения, использовать их при выполнении практических заданий.

4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной

д
исциплины
.

Все формы

и методы контроля и оценки результатов изучения раздела
МДК 01.02. «Методика работы с творческим коллективом» направлены на
подтверждение успешного и планомерного формирования общих и
профессиональных компетенций в процессе работы.

В качестве средств
теку
щего контроля

успеваемости используются
устные опросы, письменные контрольные работы, тестирование, выполнение
практических
работ.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем на
каждом групповом занятии
, ежемесячно подводятся итоги аттеста
ции.

Контрольный урок (7семестр) является
итоговой аттестацией

по
разделу «Методика работы с творческим коллективом».

Формы проведения контрольного урока:

1.

тестирование;

2.

выполнение практического задания.

Примерные варианты контрольных тестов.

ВАРИАНТ №1:

1.Что ставится в основу процесса разучивания произведения с творческим
коллективом?


а) сознательность восприятия предлагаемого к изучению материала;


б) сведения об авторах музыки и текста;


в) чтение партитуры с листа;


г) отдельное разуч
ивание каждой партии.

2.

Репертуар ансамбля, хора выбирается:


а) исходя из художественного вкуса руководителя;


б)

по желанию участников коллектива;


в) в соответствии с исполнительскими возможностями коллектива;


г) в

соответствии с художественной значимостью произведения.

3. Задача вокально
-
хоровых упражнений:


а) отработка всех элементов вокальной техники;


б) расширение диапазона;


в) выравнивание регистров;


г)

многократное пропевание трудных мест.



4. Назовите группу умеренных темпов:


а) быстро, скоро, умеренно;


б) живо, не спеша, оживлённо;


в) умеренно, очень быстро;


г) не спеша, сдержанно, умеренно, оживлённо.

5. Что такое штрих?


а) способ продления звука;


б) способ из
влечения звука;


в) способ усиления звука;


г) способ выделения звука.

6.
Цепное дыхание


это:


а) глубокое дыхание;


б) свободное дыхание;


в) непрерывное дыхание;


г) задержанное дыхание.

7. От чего зависит чистота
интонирования
в

ансамбле?


а) от строя;


б) от физического состояния;


в) от дикции;


г) от развития слуха.

8. Что является основой хорошего певческого звука?


а) настроение исполнителей;


б) правильное певческое дыхание;


в) публика в зале;


г) акустика зала.

9. Дикция


это:


а) громко;


б) быстро;


в) по слогам;


г) отчётливо.

10. Репетиция творческого коллектива


это:


а) процесс разучивания

произведений;


б) игра партитуры на фортепиано;


в) дирижирование
коллективом;


г) расширение кругозора.

ВАРИАНТ №

2.

1. Репетиция творческого коллектива


это:


а) процесс разучивания произведений;


б) игра партитуры на фортепиано;


в) дирижирование коллективом;


г) расширение кругозора.

2. Многоголо
сие


это:


а) самостоятельное пение каждого участника коллектива;


б) пение с сопровождением;




в) пение солистов;


г) одновременное звучание нескольких партий.

3. Специфика деятельности хормейстера:


а) педагогическая;


б) исполнительская;


в) исполнительская, педагогическая, организационная;


г) организационная.

4. Что такое фермата?


а) знак дыхания;


б) знак повтора;


в)
знак продолжения исполнения;


г) знак продления длительности, аккорда
или паузы на половину.

5. Что такое репертуар?


а) совокупность произведений, исполняемых на концерте и изучаемых в
процессе занятий;


б) произведения, исполняемые на концерте;


в) произведения, исполняемые в процессе занятий;


г) список пр
оизведений.

6. Назовите группу скорых темпов:


а) скоро, медленно, живо;


б) скоро, живо, быстро, очень быстро;


в) быстро, тяжело, скоро;


г) живо, умеренно, очень живо.

7. Хоровой унисон


это:


а) пение вместе;


б) соло;


в)
пение одной хоровой партии;


г) пение коллективом звука одной высоты.

8. Что является основой хорошего певческого звука?


а) настроение исполнителей;


б) правильное певческое дыхание;


в) публика в зале;


г) акустика зала.

9. Что
ставится в основу процесса разучивания произведения с творческим
коллективом?


а) сознательность восприятия предлагаемого к изучению материала;


б) сведения об авторах музыки и текста;


в) чтение партитуры с листа;


г) отдельное разучивание каждой партии.

10. Что такое фактура?


а) музыкальное изложение;


б) совокупность средств;


в) музыкальные средства;


г) совокупность средств музыкального изложения.



Примерные варианты практических заданий:

1.

Проанализировать мелодическую линию хоровой партии, определить
интонационно сложные мелодические обороты и указать эффективные
способы для чистого и свободного интонирования их.

2.
Проанализировать метроритмические особенности произведения и указать
спосо
бы работы над ритмическим ансамблем.

3.
Проанализировать поэтический текст произведения, указать дикционные
трудности и методы работы над ними.

4. Проанализировать динамический ансамбль в произведении и указать
методы работы над ним.

5. Показать 5 упражнен
ий на укрепление певческого дыхания.

6. Показать 5 упражнений для распевания в творческом коллективе младшей
группы (7


10 лет).

7.
Показать 5 упражнений для распевания в академическом творческом
коллективе и сформулировать вокально
-
технические задачи каж
дого
упражнения.

Критерии оценки успеваемости.

«Отлично»:



безупречное знание основ работы с творческим коллективом;



грамотное изложение материала, логическое выстраивание ответа и
глубина раскрытия вопроса;



использование при ответе примеров, иллюстрирующих

теоретические
положения;



безукоризненное выполнение практических заданий.

«Хорошо»:



хорошее методическое освещение

вопроса;



изложение материала с небольшими неточностями, ответ логически
выстроен, недостаточно глубоко раскрыта суть вопроса;



достаточное ис
пользование примеров при ответе, иллюстрирующих
теоретические положения;



грамотное выполнение практических заданий.

«Удовлетворительно»:



недостаточно углубленное знание теоретических материалов по
методике работы с творческим коллективом;



непоследовательно
сть в изложении теоретического материала, не
владеет профессиональной терминологией;



ограниченное использование примеров при ответе, иллюстрирующие
теоретические положения;



неуверенное выполнение практических заданий.



«Неудовлетворительно»:



существенные
неточности и ошибки при изложении материала;



не использует примеры при ответе, иллюстрирующие теоретические
положения;



не выполняет практические задания.


Приложенные файлы

  • pdf 22399718
    Размер файла: 538 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий