Описание музейных предм- основные элементы и об..

Описание музейных предметов: основные элементы и образцы
(фондовая работа)

Составитель: Кучеренко М.Е. – старший научный сотрудник
лаборатории музееведения Музея революции, кандидат исторических наук.

Пособие подготовлено лабораторией музееведения Музея революции в целях оказания методической помощи сотрудникам музеев исторического профиля, работающих с памятниками истории и культуры – музейными предметами конца XIX – начала XX вв. В пособие включено 29 образцов описания отдельных типов источников: вещевых (керамика, кость, металл, ткань), нумизматики (монеты, ордена, медали, знаки, боны), филателии, письменных (документы, листовки), изобразительных (фотографии, плакат, скульптура). При отборе для пособия образцов мы не ставили перед собой задачу широкого охвата всех видов и разновидностей предметов и главное внимание уделили отработке методики основных элементов описания – наименование предмета, авторство, датировка и др. Письменные источники в данном пособии представлены в ограниченном объеме в связи с тем, что более детально они рассматриваются в изданных Музеем методических рекомендациях "Научное описание письменных источников в музеях исторического профиля" (М., 1994).
Описания предметов составлены на основе опыта работы сотрудников Музея революции и с учетом требований действующих инструкций Министерства культуры Российской Федерации по учету и хранению музейных ценностей. В связи с тем, что в музейной практике применяются различные формы описания музейных предметов (научные инвентари, описи, паспорта, карточки и др.) при подготовке конкретных образцов мы применяем общую схему основных элементов описания для всех типов источников, учитывая специфику каждого предмета.
Схема основных элементов описания музейных предметов состоит из следующих позиций:
Коллекция
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге)
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование предмета (авторское, функциональное или условное, данное в музее).
Для наград, подарков и мемориальных предметов в наименовании указывается их принадлежность (см. образцы №№ 2,6 - 8,11 и др.).
Авторство.
Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, издатель и т.д. Автором предмета может быть указано как отдельное лицо (или группа лиц, см. образец №7), так и предприятие, на котором был изготовлен или тиражирован предмет (см. образцы № 1,2,3 и др.)
Название предприятия-изготовителя указывается при описании в его исторической форме на период изготовления предмета. Например, Императорский фарфоровый завод – до 1917 г., Государственный фарфоровый завод в Петрограде (с 1924г. в Ленинграде) – до 1925 г. (см. образец №1), Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова – с 1925г. (см. образец № 2).
Место создания, бытования, события.
Место (географический признак) создания (изготовления) при описании дается без оговорки (см. образцы №1,3,5 и др.) за исключением тех случаев, когда необходимо указать не только место создания, но и бытования (см. образец № 4).
Географические названия описываются в их исторической форме на период создания (бытования, события) предмета от общего (страна, республика) к частному (область, район, город, село и т.п.). Для Москвы и Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) указывается только страна - Россия, РСФСР, СССР.
Датировка (создания, бытования, события)
Описывается по аналогии с позицией * 6 (место). Если известна только дата бытования или события, то она обязательно оговаривается (см. образцы № 2,11,12,13 и др.).
Материал, техника.
Перечисляются все материалы, определяющие основу предмета (металл, дерево и т.п.), виды техники создания (чеканка, резьба) и украшения (роспись надглазурная). Отмечаются также отличительные особенности материала и техники составных частей предмета, если они имеются (папка, паспарту и др.), см. образцы 12, 20,23 и др.
Размеры. Количество. Подлинность.
Размеры указываются в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для прямоугольных – высота и ширина, для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр, для объемных – высота, ширина и размеры основания. Учитывается, конечно, и специфика того или иного предмета (например, образец ткани и предмет одежды, см. образцы №8,9).
Количество – это собственно предмет и его составные части (см. образцы №№ 23,24).
Подлинность, по нашему мнению, целесообразно указывать главным образом для документов и фотографий, которые в отличие от памятников материальной культуры в силу своего происхождения или исторической обусловленности могут иметь статус музейного предмета, являясь копией или тиражированным экземпляром.
Сохранность. Сведения о реставрации.
Дается общая оценка состояния предмета (например, в сохранности) и перечисляются конкретно повреждения (ткань выцвела, загрязнена). Если предмет был реставрирован, указываются данные о предыдущих реставрациях (полная реставрация, накатка на марлю, штопка и т.п.) и дата ( см.образцы № 7,25).
Номер негатива (по фототеке музея).
Источник и способ поступления.
При описании источника поступления предмета в состав музейного собрания указывается полное официальное название организации (см.образцы № 3,5,7,9 и др.) или фамилия и инициалы лица, его родственные связи с владельцем предмета (см.образцы №12,18). К способам поступления относятся - передача, дар, завоевание, закупка, заказ, обмен, а также экспедиция (командировка) музея (см. образцы №6,8,13,24).
В позиции 12 также указывается конкретный документ – акт приема, приказ Министерства и т.д., на основании которого предмет был внесен в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) музея. Если источник поступления неизвестен, то указывается дата регистрации предмета в музее (см.образец №1).
Описание.
Описываются все основные отличительные признаки предмета – форма, цвет, конструктивные особенности (структура), функциональное назначение, художественный стиль исполнения, изображения, надписи, подписи, клейма, печати и места их расположения на предмете.
Легенда – история происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом, среде бытования и др.
Библиография - литература об истории предмета, авторе, владельце и других лицах, событиях, связанных с предметом.
Составитель описания предмета (фамилия и дата).
Если при описании мы не располагаем полным объемом необходимой информации по тем или иным позициям данной схемы, то по мере изучения предмета она может быть дополнена. Информация, установленная по косвенным данным, например, авторство, место, датировка и др. (см.образцы №19,23,24), которая может быть уточнена в дальнейшем, при описании заключается в квадратные скобки или оговаривается в примечании.
К образцам описания прилагается краткий список научной, справочной и методической литературы, который отражает опыт работы крупнейших музеев страны и специалистов других профильных дисциплин по изучению и описанию памятников истории и культуры (музейных предметов).

ОБРАЗЦЫ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
№ 1
Коллекция. Керамика и стекло.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Тарелка декоративная с советскими эмблемами.
Авторство. Художник, роспись – Чехонин С.В. Изготовитель – Государственный фарфоровый завод.
Место. РСФСР, Петроград.
Датировка. 1921,
Материал, техника. Фарфор - литье, роспись надглазурная.
Размеры. Дм - 24,7 ом. Количество - I.
Сохранность. Полная
Номер негатива.
Источник и способ поступления. Неизвестен. Зарегистрирована в Главной инвентарной книге Музея в 1940 г.
Описание. Тарелка круглая с нерезким переходом в борту. По всей поверхности – полихромная роспись в виде крупных цветов и плодов. В центре зеркала в круге на черном фоне – изображение эмблем: скрещенные серп и молот, часть шестерни. На дне основания – заводская марка: окрещенные серп и молот, часть шестерни и дата "1921". Марка выполнена голубой краской, надглазурная. Марка завода-изготовителя белья закрашена темно--зеленой краской.
Легенда. Выполнена по рисунку Чехонина Сергея Васильевича (1878-1936), русского графика и живописца, художественного руководителя Государственного фарфорового завода, одного из создателей "агитационного фарфора", участника многих конкурсов первых советских эмблем и геральдики.
Библиография. Советский художественный фарфор. 1918-1923. Каталог. М., 1962, с.29; Эфрос А. Пунин Н. "С.Чехонин". М.-П., 1924.
Составитель (фамилия, дата).
№ 2
Коллекция. Керамика и отекло.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Блюдо – подарок члену-корреспонденту Академии наук СССР Качалову Н.Н. от сотрудников кафедры технологии стекла Ленинградского технологического института.
Авторство. Изготовитель – Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова.
Место. РСФСР, Ленинград.
Датировка. Событие – 1940, 5 марта,
Материал, техника. Фарфор – литье, роспись надглазурная.
Размеры. Дм – 36 см, Количество – 1,
Сохранность. Небольшая осыпь позолоты по краю.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Кларг С.Г., из семьи Качалова Н.Н.,(передача). Ленинградская экспедиция Музея. 1970г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Блюдо круглое, вогнутое, край волнистый, отделан золотой каймой. По бортику изображение лаврового и дубового венков, монограмма Качалова Н.Н. и надпись: "1940г.,5 марта. Ленинград". На зеркале по всей поверхности текст из 35 строк, выполненный мелким шрифтом краской коричневого цвета: "Глубокоуважаемый и дорогой Николай Николаевич! Сотрудники кафедры технологии стекла". Сверху надписи дата: "XXV". На дне основания – марка Ленинградского фарфорового завода: "ЛФЗ" и подписи сотрудников кафедры технологии отекла – сослуживцев Качалова Н.Н.
Легенда. Качалов Николай Николаевич (1883-1961), химик-технолог, один из основателей отечественного производства оптического стекла, член-корр. АН СССР (1933). Блюдо преподнесено Качалову Н.Н. в связи с 25-летием его научной деятельности сотрудниками кафедры технологии стекла Ленинградского технологического института, которую он возглавлял. В собрание Музея блюдо поступило в составе личного комплекса документов, наград, фотографий и вещей Качалова Н.Н.
Библиография. Николай Николаевич Качалов. М., 1953., (АН СССР. Материалы к библиография ученых СССР. Серия химических наук, вып. 18); Качалов Н.Н. Стекло. М., 1959.
Составитель (фамилия, дата).
№ 3
Коллекция. Керамика и стекло.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге),
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Набор для вина "Донские мотивы" из 8 предметов.
Авторство. Художник – Рогачая Н.В. Изготовитель – предприятие "Аксинья".
Место. Россия, Ростовская обл., г.Семикаракорск,
Датировка. 1992.
Материал, техника. Фаянс – литье, роспись подглазурная.
Размеры. 1 - фляга: выс. 31 см, дм 7,5 см: 2 – фляга: выс. 27cм, дм 7,5 см; 3-8 - стаканы: выс. 6,5 см, дм 5,5 см. Количество – 8.
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива.
Источник в способ поступления. От Ассоциации "Народные художественные промыслы России", Москва (закупка.). Акт приема (номер, дата).
Описание: Набор из белого глазурованного фаянса. Состоит из 2-х фляг и 6 стаканов: 1 – фляга, тулово прямоугольной формы с широким плечиком и округлениями с двух сторон по высоте тулова, основание кольцевидное овальное, вогнутое, горло узкое цилиндрическое, крышка (надевающаяся на горло), с навершием в виде диска с рельефным двусторонним изображением оленя, пораженного стрелой, и текстом по кругу "Пораженъ стрелою олень". На тулове с одной стороны изображение казака в шароварах, косоворотке и картузе, с противоположной и по бокам фляги – грозди ягод. На дне основания текст: "Авт. Рогачая/1992г."; 2 – фляга, аналогичная первой, меньшего размера, на тулове с одной стороны изображение девушки-казачки в рост в характерном платье с рюшами в обрамлении цветочного орнамента, с других сторон – роспись, аналогичная 1-ой; 3 - стакан цилиндрической формы на кольцевидном основании с небольшим отогнутым наружу бортом, роспись – гроздья ягод; 4-8 стаканы, полностью идентичны 3-му. Роспись набора в сиреневато-зеленовато-голубых тонах.
Легенда. Экспонировался в Центральном выставочном зале в Москве на выставке конкурсных работ художников и мастеров художественных промыслов - "Возрожденная традиция" в декабре 1992г. Рогачая Надежда Владимировна, 1952г.рождения, художник предприятия "Аксинья" (г.Семикаракорск).
Библиография.
Составитель (фамилия, дата).
№ 4
Коллекция. Керамика и стекло.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Скульптура "Регулировщик".
Авторство. Модель – Данько Н.Я.
Изготовитель - Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова
Место. Изготовление – РСФСР, Ленинград.
Бытование – СССР, Москва; УССР, г.Киев; Харьковская обл. г.Буды.
Датировка. Изготовление – 1928. Бытование – 1930-1990-е гг.
Материал, техника. Фарфор – литье, надглазурная роспись.
Размеры. Выс. - 18 см, дм, основания – 6 см. Количество - 1,
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Лехта И.А., из семьи Вяземского И.С. (закупка). Акт приема (номер, дата),
Описание. Фигура милиционера в форменной одежде – шинели и головном уборе образца 20-х гг., стоящего на постаменте в виде тумбы. Левая рука поднята вверх, правая согнута у груди. Голова повернута вправо.
Цветовое решение слегка обозначено: шинель бледно-зеленым цветом на сгибах и складках, обшлага, воротник и звезда на головном уборе - голубые, кобура и полевая сумка – светло--коричневые, козырек и пуговицы – черные. Марка на дне основания; синяя, надглазурная – скрещенные серп и молот.
Легенда. Изготовлена по модели 1928г. скульптора-керамиста Данько Наталии Яковлевны (1892-1942), руководителя скульптурной мастерской Ленинградского фарфорового завода. Отличается от росписи аналогичных фигур, хранящихся в коллекции Музея и опубликованных каталогах. Скульптура принадлежала Вяземскому Израилю Савельевичу, директору Будянского фарфорового завода, затем начальнику треста Укрстеклофарфор, репрессированному в 1937г.
Библиография. Овсянников Ю.М. Если бы Наталья Данько вела дневник. В сб. Панорама искусств. №6, М.,1983, с.71. Его же. Скульптор в красном халате. М., 1965.
Составитель (фамилия, дата).
№ 5
Коллекция. Кость
Номер по книге поступление (главной инвентарной книге),
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции,
Наименование. Шкатулка "Лесное царство".
Авторство. Художники: Волков Д.А., Норкин В.Б.
Место. Россия, Архангельская обл., с. Ломоносово.
Датировка. 1992 г.
Материал, техника. Кость мамонтовая, цевка - ажурная резьба, цветная гравировка, тонирование. Бархат. Шелк. Металл.
Размеры. 16x24,5x7,5 см. Количество – 1.
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Ассоциация "Народные художественные промыслы России", Москва (закупка). Акт приема (номер, дата).
Описание. Шкатулка прямоугольная на четырех шаровидных ножках, выполнена из прочной животной кости – цевки. Крышка откидная на металлических шарнирах, с металлическими застежками (желтый металл). По краю крышка слегка скошена к основанию. Внутренняя поверхность обтянута красным бархатом. На крышке и стенках шкатулки – 11 ажурных прямоугольных вставок с изображением фигурок животных и птиц (на подложке из зеленого шелкового репса): на крышке-5 (из мамонтовой кости), на стенках (из цевки) – по 2 на передней и задней и по одной на боковых (левая и правая). Вставки обрамлены прямоугольными пластинами, декорированными: а) цветной гравировкой с изображением цветов, б) тонированными в зеленый цвет с рельефной резьбой в виде прутьев. Крышка и стенки по краю обрамлены волнообразным гравированным орнаментом коричневого цвета.
Легенда. Авторы работы Волков Д.А., Норкин В.В. – учащиеся Учебно-производственного комбината художественной резьбы по кости им. М.В.Ломоносова (с. Ломоносово Архангельской обл.) Экспонировалась в Центральном выставочной зале в Москве на выставке конкурсных работ художников и мастеров художественных промыслов "Возрожденная традиция" в декабре 1992г.
Библиография.
Составитель (фамилия, дата).
№ 6.
Коллекция. Металл
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Кайло проходческое. – шахтерский инструмент (рабочая: частъ) Принадлежал Мусиной Н.А., подсобной рабочей угольной шахты "Мгачи" треста "Сахалинуголь".
Авторство. Изготовитель – кузнечная мастерская шахты "Мгачи".
Место. РСФСР, Сахалинская обл., Александровск-Сахалинский район, пос. Мгачи.
Датировка. Изготовление – 1941. Бытование – 1940-1970е гг.
Материал, техника. Металл: сплав железа – ковка.
Размеры. Дл. – 48см, шир. – 6,2см, выс. – 6см. Количество-1.
Сохранность. Загрязнено, следы коррозии. Без рукоятки.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Мусиной Н.А. (дар). Экспедиция Музея на о.Сахалин. 1990г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Четырехгранный стержень из черного металла дугообразной формы, один конец которого имеет пирамидальное острие, другой сплющен в форме острой лопасти. В центральной части стержня – утолщение с овальным отверстием для рукоятки. Клейм и надписей нет.
Легенда. Изготовлен кустарным способом в 1941г., несет в себе элементы двух горных инструментов – простой односторонней кайлы и кирки. Использовался Мусиной Надеждой Абдуловной в ее работе на угольной шахте "Мгачи" в 1940-1970е гг.
Библиография.
Составитель (фамилия, дата).
№ 7
Коллекция. Знамена, вымпелы, транспаранты.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Знамя солдат-двинцев.
Авторство. Группа солдат 5-ой армии Северного фронта, заключенных в Бутырскую тюрьму.
Место. Россия, Москва.
Датировка. 1917, сентябрь,
Материал, техника. Ткань хлопчатобумажная – аппликация, ручная работа "(шитье).
Размеры. 56x60 см. Количество - 1.
Сохранность. Ткань выцвела. Полная реставрация в 1970г.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Московского бюро Истпарта в 1927г. (передача). Акт приема (номер, дата).
Описание. Знамя красное, одинарное, двустороннее, прямоугольной формы с текстами, выполненными аппликацией из белой ткани.
Л.ст. – надпись: "Вся/власть/Советам!" Об.ст. – надпись: "Привът! М-му С-ту! Р. и С.Деп." (Расшифровка: Привет! Московскому Совету рабочих и солдатских депутатов).
Легенда. Знамя изготовлено в Бутырской тюрьме из нательных рубашек и портянок солдат. "Двинцы" – солдаты 5-ой армии Северного фронта. За отказ участвовать в июньских наступательных операциях на фронте были заключены в Двинскую военную тюрьму. В начале сентября 1917г. 869 солдат были переведены из Двинска в Москву и помещены в Бутырскую тюрьму. По требованию Моссовета и московских рабочих солдаты-двинцы были освобождены 22 сентября. В октябре 1917г. "двинцы" приняли активное участие в вооруженном восстании в Москве. По воспоминаниям "двинцев", изготовленное ими в тюрьме знамя, находилось в отряде, который пробивался с боями к Моссовету.
Библиография. Капустин И.И. Солдаты Северного фронта в борьбе за власть Советов. М., 1957; Федоров П.Ф. Двинцы пролетарской революции. М., 1927; Москва в Октябре. Сборник. М., 1919 и др.
Составитель (фамилия, дата).
№ 8
Коллекция. Одежда и ткани.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге),
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Куртка рабочая Мальцева Т.С., директора Шадринской опытной сельскохозяйственной станции.
Авторство.
Место. РСФСР, Курганская обл., с.Мальцево.
Датировка. 1950-е гг.
Материал, техника. Полотно штапельное – шитье.
Размеры. Длина: переда -75, рукава - 58см. Количество - 1.
Сохранность. Ткань выцвела, потерта, манжеты порваны.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Мальцева Т.С. (дар.) Командировка Музея в Курганскую обл. 1970г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Куртка из черного штапельного полотна с отложным воротником, с застежкой на 5 пуговицах (тиса гимнастерки). На груди (слева и справа) 2 накладных кармана с клапанами. Рукава вшивные на манжетах с застежкой на 2 пуговицы. Подкладка из хлопчатобумажной ткани черного цвета.
Легенда. Мальцев Терентий Семенович (р.1895г.), новатор сельскохозяйственного производства, полевод колхоза "Заветы Ильича" Курганской области, директор Шадринской опытной сельскохозяйственной станции, почетней академик ВАСХНИЛ (1956), Российской академии сельскохозяйственных наук (1990), дважды Герой Социалистического Труда (1955,1975).
Библиография. Иванов Л.И. Терентий Мальцев. М.,1962.
Составитель (фамилия, дата).
№ 9
Коллекция. Одежда в ткани.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Юбка (купон),
Авторство. Изготовитель – Фабрика "Красный ткач".
Место. РСФСР, Вологодская обл., г.Череповец.
Датировка. 1966.
Материал, техника. Нить полушерстяная – декоративное ткачество.
Размеры. 78х82см. Количество 1 (из 2-х частей).
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), Москва, (передача). Акт приема (номер, дата).
Описание. Купон из 2-х одинаковых прямоугольных полотнищ. Поперек длины каждого полотнища – неширокие полоски оранжевого цвета, пропущенные поверх основного полотна. Основной тон полотна и чистой боковины – черно-оранжевый.
Легенда. Образец изделия фабрики "Красный ткач" (г.Череповец).
Библиография.
Составитель (фамилия, дата).
№ 10
Коллекция. Одежда и ткани.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге),
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Салфетка.
Авторство. Изготовитель – Рязанская фабрика им. Н.К.Крупской.
Место. РСФСР, г.Рязань,
Материал, техника. Хлопчатобумажная нить - ручное плетение, парное кружево.
Датировка. 1959
Размеры. 65х65 см. Количество - 1.
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), г.Москва, (передача). Акт приема (номер, дата).
Описание. Салфетка квадратной формы с зигзагообразным краем. Сплетена из белых хлопчатобумажных нитей техникой парного кружева. В центре – редкие перекрещенные ромбики и квадраты. К нему прилегает бордюр из штатных мелких ромбов и крупных ажурных. Следующий бордюр копирует плетение центрального квадрата. Рисунок по краю повторяет ближний к центральному квадрату. Зигзаг по краю сплетен плотно с ажурной дорожкой посредине.
Легенда. Образец изделия Рязанской фабрики имени Н.К.Крупской Фабрика основана на базе строче-вышивальной артели, организованной в 1929г.
Библиография. Художественные промыслы PCФCP. Справочник. М., 1373г.
Составитель (фамилия, дата).
№ 11
Коллекция. Ордена
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции,
Наименование. Орден "Трудовое Красное Знамя" РСФСР, врученный Туполеву А.Н., советскому авиаконструктору.
Авторство. Художник – Куклинский С.
Место. СССР, Москва.
Датировка. Награждение – 1926, 13 декабря.
Материал, техника. Металл – штамповка, эмаль.
Размеры. 44х38,5 мм Количество - 1.
Сохранность. На знамени скол эмали, ушко погнуто. Ушко и пластина на обороте позднего припоя. Штифт спилен.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От семьи. Туполева А.Н. (передача). Акт приема (номер, дата).
Описание. Знак ордена из желтого металла, овальный. Л.ст. – в центре на фоне голубой эмали золотистая надпись: "ГЕРОЮ/ТРУДА". Слева на фоне древка знамени – фигурный картуш красной эмали о изображением скрещенных серпа и молота. Вверху развернутое вправо знамя красной эмали с золотистой надписью: "РСФСР/пролетарии всех/стран соединяйтесь". По краю ордена – венок из дубовых и лавровых листьев с плодами, перевязанный внизу лентой. Об.ст. – с обратным рельефом л.ст. и припаянной круглой металлической пластинкой с гравированной надписью "Туполев А.Н."
Легенда. Автором рисунка знака ордена "Трудовое Красное Знамя" являлся Сергей Куклинский, выпускник Строгановского художественного училища. Проект его рисунка был признан лучшим на объявленном в апреле 1921г. Всероссийском конкурсе по составлению рисунков знака ордена и в марте 1922г. проект был утвержден Президиумом ВЦИК.
Орденом Туполев Андрей Николаевич (1888-1972), советский авиаконструктор, заместитель начальника ЦАГИ, руководитель КБ, был награжден постановлением Президиума ВЦИК от 13 декабря 1926г. - "За научную деятельность в области развития авиапромышленности и конструкторской работы по созданию цельнометаллического самолета АНТ-3".
Библиография. Советские ордена и орденские документы из собрания Центрального музея революции СССР. Каталог. М.,1983, с.8, № 18; Ильинский В.Н. Геральдика трудовой славы. М.,1979; Кербер Л.Л. ТУ – человек и самолет. М.,1973.
Составитель (фамилия, дата).
№ 12
Коллекция. Медали. Документы.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Медаль Золотая академическая имени Д.Н.Прянишникова "За лучшие работы в области питания растений и применения удобрений" и диплом, врученные Клечковскому В.М., ученому-агрохимику, академику ВАСХНИЛ.
Авторство. Медальер - Квинихидзе О.
Место. СССР, Москва.
Датировка. Награждение – 1968, 27 декабря.
Материал, техника. Золото – чеканка, гравировка. Диплом: бумага – печать, роспись, тиснение. Папка: картон, дерматин – тиснение; шелк, тесьма.
Размеры. Дм - 50мм. Диплом - 38x27,5см. Папка - 39,5x28,5см, Количество - 2,
Сохранность. Медаль в сохранности. Диплом - потертость, папка загрязнена.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Клечковской Т.В., дочери Клечковского В.М. (передача). Акт приема (номер, дата).
Описание. Медаль настольная, круглая.
Л.ст. Рельефный оплечный, профиль влево портрет Прянишникова Д.Н., академика, основателя агрохимический школы. Внизу даты жизни: "1865"-"1948", вверху по кругу текст: "Дмитрий Николаевич Прянишников". На срезе барельефа внизу фамилия медальера: "О.Квинихидзе".
Об.ст. Рельефный Государственный герб СССР, ниже – обрамленный снизу и справа лавровой веткой прямоугольный картуш с гравированной надписью: "В.М.Клечковскому/ 1968г." По кругу текст: "За лучшие работы в области питания растений и применения удобрений". Гурт гладкий.
Медаль вложена в футляр - квадратный, с откидной крышкой и защелкивающимся замком, обтянут с внешних сторон вишнево-коричневой кожей, внутри – белым бархатом и шелком.
Диплом и 389 о присуждении Клечковскому В.М. постановлением президиума АН СССР от 27 декабря 1968г. Золотой медали имени Д.Н.Прянишникова по совокупности работ в области питания растений и применения удобрений. Выдан Президиумом АН СССР. С тисненой печатью Президиума АН СССР, за подписями Президента АН СССР академика Келдыша В.М. и главного ученого секретаря Президиума АН СССР академика Пейве Я.Б. Отпечатан на двойном листе плотной белой бумаги – печать коричневая и золотистая; подписи выполнены черной пастой и черными чернилами. На левой стороне разворота в овале портрет академика Д.Н.Прянишникова и текст: "Д.Н.Прянишнвков/ 1865-1946". Па правой стороне разворота текст о присуждении медали, печать, подписи. Диплом прикреплен белой шелковой тесьмой к папке, обтянутой с внешних сторон вишневым дерматином.
Легенда. Клечковский Всеволод Маврикиевич (1900-1972), доктор химических наук (1954), с 1956г. – академик ВАСХНИЛ. Занимался разработкой теории агрохимии под руководством академика Д.Н.Прянишникова.
Библиография. Всеволод Маврикиевич Клечковский. Жизнь и деятельность. М.,1960. /Московская сельскохозяйственная академия имени Л.А.Тимирязева/; Клечковский В.М. Изотопы и излучение в агрономии. М.,1957.
Составитель (фамилия, дата).
№ 13
Коллекция. Знаки.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Знак "Гвардия СССР" Балюк О.Н., старшего лейтенанта медицинской службы.
Авторство. Изготовитель – московский завод "Победа".
Место. СССР.
Датировка. Вручение – 1943 г.
Материал, техника. Металл – штамповка, эмаль.
Размеры. 48х34мм. Количество - 1.
Сохранность. Пятна патины, сколы эмали на знамени, трещины эмали по центру.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Балюк О.Н. (передача). Экспедиция Музея на О.Сахалин 1990г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Знак нагрудный, из желтого металла, овальный.
Л.ст. В центре на белой эмали выпуклая звезда красной эмали, пересеченная справа древком знамени, перевитом золотистой лентой. Вверху развернутое влево знамя красной эмали с крупной золотистой надписью: "Гвардия". С боковых сторон знак обрамлен лавровым венком, в нижней части которого фигурный – картуш с рельефной надписью: "СССР".
Об.ст. С обратным рельефом л.ст. В центре нарезной штифт с круглой гайдой из белого металла с круговой надписью: "З-д Победа Москва".
Легенда. Знак учревден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942г. Данный знак был вручен Балюк Ольге Николаевне, участнице Великой Отечественной войны, старшему лейтенанту медицинской службы.
Библиография. Символы Родины и воинской доблести./Сост. Шелекасов В.И., Делия В.П. М., Воениздат, 1990, с. 112-113.
Составитель (фамилия, дата).
№ 14
Коллекция. Монеты.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Монета памятная "Благовещенский собор Московского Кремля" достоинством 5 рублей.
Авторство. Чеканка – Ленинградский монетный двор.
Место. РСФСР, Ленинград.
Датировка. 1989.
Материал, техника. Медно-никелевый сплав – чеканка,
Размеры. Дм – 35мм. Количество -2.
Сохранность. В сохранности,
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Ленинградского монетного двора. Акт приема (номер, дата),
Описание. Монета из белого сплава, круглая.
Л.ст. – Рельефный Государственный герб СССР, под которым в строку текст: "СССР", ниже номинал: "5", далее под ним полукругом: "рублей". Внизу у края дата чеканки: "1989". По краю – бортик.
Об.ст.- панорама Благовещенского собора Московского Кремля. Слева от собора дата: "1489", под ней миниатюрная веточка. Внизу фрагмент растительного орнамента и надпись под ним: "Москва". По верхнему краю надпись по кругу: "Благовещенский собор". По краю - бортик.
По гурту надпись: "Пять рублей. Пять рублей".
Легенда. Нонета чеканена на Ленинградском монетном дворе в память 500-летия сооружения Благовещенского собора (1484-1489)
Библиография. Сорок сороков. Кремль и монастыри. Том I. М., 1992, с.46-47.
Составитель (фамилия, дата).
№ 15
Коллекция. Бонистика.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Билет Банка России образца 1992г. достоинством 10000 рублей.
Авторство.
Место. Россия
Датировка. 1992.
Материал, техника. Бумага – печать,
Размеры. 7х14,5см Количество – 2.
Сохранность. Помятость:
Номер негатива.
Источник и способ поступления. Приобретен по номиналу в связи с выводом из обращения. Акт приема (номер, дата).
Описание. Билеты Банка России - AM 6460871, АК 6137683. Без подписей.
Л.ст. В центре в фигурном картуше изображение стены и башни Московского Кремля и купола Большого Кремлевского дворца с трехцветным Государственным флагом России. Вверху текст: "Банк России", внизу – номинал. Композиция орнаментально оформлена. Справа широкое, слева – узкое белое поле.
Об.ст. В центральной части вид Московского Кремля на фоне панорамы Москвы. Вверху и внизу – номинал в орнаментальном оформлении. Слева – широкое, справа - узкое белое поле. Печать коричневая, голубая, красная, сиреневая, оранжевая, черная; серия и номер – печать черная. Бумага с водяным знаком на широком белом поле. Рисунок водяного знака аналогичен композиции центрального картуша л.ст.
Легенда. Билеты Банка России 1992г. достоинством 10000 рублей выведены из обращения в 1993г. (июль).
Библиография.
Составитель (фамилия, дата).
№ 16.
Коллекция. Марки почтовые.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Марка почтовая СССР "Первый в мире советский искусственный спутник Земли".
Авторство. Художник-график Гундобин Е.Н.
Место. СССР, Москва.
Датировка. Выпуск - 1957, 5 ноября.
Материал, техника. Бумага – печать.
Размеры. 37х26мм Количество - 1.
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива.
Источник и способы поступления. От Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты Министерства связи СССР (закупка). Акт приема (номер, дата).
Описание. Номинал - 40 копеек. На марке изображение первого советского искусственного спутника Земли на околоземной орбите. Вверху слева дата запуска: "4 октября/1957", внизу справа текст: "Первый в мире/советский/искусственный/спутник Земли". Печать черно-синяя на голубой бумаге, с зубцами.
Легенда. При создании марки художник использовал опубликованное в газете "Правда" от 3 октября 1957г. схематическое изображение спутника на орбите (см.библиографию - Сашенков Е.П.)
Тираж марки - 3 млн.экземпляров.
Библиография. Каталог почтовых марок СССР. 1918-1974. М., 1976, с.296, № 2093; Сашенков Е.П. Почтовые сувениры космической эры. М.,1969, с.53-55. 16. Составитель (фамилия, дата).
№ 17
Коллекция. Конверты почтовые.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге)
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции,
Наименование. Конверт почтовый "Первого дня" - "Культура русского средневековья ХI-ХVI вв." с маркой почты России "Андрей Рублев. Спас" и штемпелем спецгашения "Древнее искусство".
Авторство. Художник - Комлев Г.
Место. СССР, Россия, Москва.
Датировка. Марка, гашение – 1992, 3 июля; конверт - 1991.
Материал, техника. Бумага – печать, штемпель.
Размеры. 11, 5х16см. Марка - 52х37мм. Количество - 5,
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива,
Источник и способ поступления. От Издательско-торгового центра "Марка", Москва (закупка). Акт приема (номер, дата).
Описание. Номинал марки - 1 рубль, цена конверта - 5 коп. На левом поле конверта текст "Культура /русского /средневековья /XI-ХVI вв." и орнамент на фоне книг. Печать красно-коричневая, темно-коричневая, красная, палевая, черная, голубая.
В правом верхнем углу - марка с репродукцией иконы работы Андрея Рублева "Спас". Печать желто-коричневая, красная, зеленая, черная. Бумага мелованная, с зубцами.
Ниже марки штемпель спецгашения – круглый, с изображением орнамента и текстами (в том числе текст - "Древнее/ искусство". Штемпельная краска – черная.
Текст "Первый день" на конверте и штемпеле на русском и французском языках, текст на об.от. конверта частично на французском языке.
Легенда. Конверт (основа) выпущен Министерством связи СССР. Марка почтовая – Российской федерации. Гашение произведено на Почтамте в Москве.
Библиография. "Филателия", 1992, К 4, с.23.
Составитель (фамилия, дата).
№ 18
Коллекция. Документы
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге),
Номер но инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Письмо Шмита Н.П., участника первой российской революции 1905-1907 гг., сестрам Екатерине и Елизавете Шмит, написанное перед смертью в Бутырской тюрьме.
Авторство. Шмит Н.П.
Место. Россия, Москва.
Датировка. 1907, не позднее 13 февраля.
Материал, техника. Бумага – рукопись.
Размеры. 17,5x11 см. 1л. Количество - 1. Подлинность. Подлинник – автограф.
Сохранность. Сгибы, загрязнено, пожелтело.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Шмит Е.П., сестры Шиита Н.П., (дар) в 1929г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Письмо на двух сторонах листа белой бумаги, написано черными чернилами. Автор сообщает о готовящейся над ним расправе тюремщиков, передает привет товарищам по революционной борьбе, прощается с родными. В тексте упоминаются лица: "Николай Адамович" Андриканис Н.А., муж Екатерины Павловны, юрист, который вел защиту по делу Шмита Н.П.; "Леша" – Алексей Павлович, младший брат Шмита Н.П.
Легенда. Письмо было написано Шмитом Н.П. в одиночной камере Бутырской тюрьмы накануне его убийства. Передано Екатерине Павловне через подкупленного тюремного надзирателя 13 фавраля 1907 г.
Шмит Николай Павлович (1883-1907), владелец мебельной фабрики на Пресне в Москве, студент естественного факультета Московского университета, член РСДП(б), участник декабрьского вооруженного восстания 1905г. в Москве. Арестован 17 декабря 1905г. за участие в восстании и в феврале 1907г. убит тюремщиками в камере Бутырской тюрьмы.
Библиография. Андриканис Е.Н. Хозяин "Чертова гнезда", М.,1975
Составитель, (фамилия, дата).
№ 19
Коллекция. Листовки.
Номер no книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Листовка. Чего хотят люди, которые ходят с красным флагом. "Люди, которые ходят с красным флагом, хотят: I/ Всю землю дворянскую, крестьянскую... передать..."
Авторство. Всероссийский крестьянский союз.
Место. Без указания места.
Датировка. [1905, август-ноябрь]
Материал, техника. Бумага – печать.
Размеры. 36x22,4 см. 1 с. Количество - 1.
Сохранность. Бумага пожелтела, края деформированы.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Вселенской А.А. (закупка). Акт приема (номер, дата),
Описание. Напечатана на бумаге белого цвета, двухсторонняя. Надзаголовочные данные - "Издание Всероссийского крестьянского союза". Подписи и выходные данные под текстом отсутствуют. Текст листовки набран по старой орфографии, разделен на три части (горизонтальными линиями) и заканчивается орнаментальной концовкой - типографское клише.
В листовке изложены основные программные положения Союза -национализация всей земли и передача ее трудящимся, введение народовластия, демократических свобод, гласности, судопроизводства и др.
Легенда. Издана в связи с созданием Всероссийского крестьянского союза на Учредительном съезде, проходившем 13-14 августа 1905г. в Москве, и принятием программных документов Учредительным съездом и делегатским собранием Союза 6-10 ноября 1905г. Распространялась в Европейской части России, Сибири и на Дальнем Востоке, где Союз имел свои организации.
Библиография. Аналог листовки описан в каталоге – Центральный музей революции. Листовки 1905-1907гг. М., 1986, № 1076. См. также БСЭ, изд.3, т.13, с.406-407.
Составитель (фамилия, дата).
№ 20
Коллекция. Фотографии.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Фотопортрет. Заломов П.А., участник революционного движения в России, один из организаторов и знаменосцев первомайской демонстрации в Сормово в 1902г.
Авторство. Фотоателье " С.Курбатова. Москва".
Место. Россия, Москва.
Датировка. 1902.
Материал, техника. Фотобумага – печать, сепия. Паспарту: картон, чернила – печать, рукопись.
Размеры. 10,5х6,5см (с паспарту). Количество - 1. Подлинность. Подлинник.
Сохранность. Фото пожелтело, паспарту загрязнено.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Екатеринославского бюро Истпарта в 1926г. (передача). Акт приема (номер, дата).
Описание. Изображение погрудное, 3/4 влево, портретируемый с пышной окладистой черной бородой и усами, одет в темную рубаху-косоворотку.
Фото на фирменном паспарту, в нижней части которого тисненый текст, выполненный золотой краской "С.Курбатова. Москва". На обороте – фирменный рисунок, на котором автограф Заломова П.А., написанный черными чернилами: "На память о совместном пребывании в Часовой башне Бут.тюр. 1902г. 12/12".
Легенда. Снимок сделан в Москве в фотоателье С.Курбатовой после суда над участниками сормовской демонстрации 1 мая 1902г., который проходил в Нижнем Новгороде в октябре-ноябре 1902г. Осужденные после суда были отправлены в Бутырскую пересыльную тюрьму в Москве.
Заломов Петр Андреевич (1877-1955), один из первых российских рабочих-социал-демократов. В революционном движении с 1892г. За участие в Сормовской демонстрации (май 1902г.) был арестован, осужден и приговорен к пожизненной ссылке в Восточную Сибирь. В марте 1905г. при содействии Горького A.M. бежал из ссылки. Послужил прообразом героя романа М.Горького "Мать" – Павла Власова.
Библиография. Семья Заломовых. Сборник воспоминаний и материалов. Л., 1948; Альбом по истории СССР. 1861 - февраль 1917. М., 1978, с.95.
Составитель (фамилия, дата).
№ 21
Коллекция. Фотографии.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Группа рабочих казенной механической мастерской Пермских железнодорожных мастерских.
Авторство. Фотоателье в Перми.
Место. Россия, г.Пермь.
Датировка. 1898г., весна,
Материал, техника. Фотобумага – печать, сепия. Паспарту – картон, чернила – печать, рукопись.
Размеры. 18х24см (с паспарту). Количество - 1. Подлинность. Подлинник.
Сохранность. Небольшие царапины, сгибы на углах паспарту, загрязнено.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Заломова П.А. в 1931г. (дар) Акт приема (номер, дата).
Описание. На снимке группа рабочих во дворе мастерской, во 2-ом ряду 2-ой слева Заломов П.А., слесарь мастерской. Фото на фирменном паспарту. На обороте – автограф Заломова П.А. (фиолетовыми чернилами) - "Снимался в г.Перми... Время съемки весна 1896 года. 21/XII-1931 г. П.Заломов".
Легенда. Заломов П.А. в 1898г. за участие в стачке рабочих был вынужден уехать из Нижнего Новгорода в Пермь, где работал слесарем в Пермских железнодорожных мастерских. В 1899г. он вновь возвратился в Нижний Новгород.
Библиография. П.А.Заломов. Воспоминания. Горький, 1947.
Составитель (фамилия, дата).
№ 22
Коллекция. Фотографии.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Демонстрация петроградских женщин – солдатских жен в Международный женский день на. Невском проспекте.
Авторство. Фотограф - Булла В.К.
Место. Россия, Петроград.
Датировка. 23 февраля (8 марта) 1917.
Материал, техника. Фотобумага – печать.
Размеры. 17x25,5 см. Количество – 1. Подлинность. Подлинник.
Сохранность. Небольшие потертости, края немного помяты.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Буллы В.К. в 1926г. (закупка). Акт приема (номер, дата).
Описание. Участницы демонстрации движутся по Невскому проспекту, в руках несут транспаранты с требованиями прибавки пайка солдатским семьям: "Прибавку пайка семьям солдат защитникам свобод и народного мира", "Кормите детей защитников Родины". На обороте - краткая аннотация снимка (карандаш).
Легенда. Булла Виктор Карлович (1883-1944), известный фотограф, из семьи потомственных фотографов. 3 1930-1940гг. возглавлял фотографию Ленсовета, которая была основана в 1898г. его отцом Карлом Карловичем Буллой (1853-1929). В составе коллекции Музея имеются аналогичные снимки В.К.Буллы, выполненные в ином ракурсе (ГИК 2056/62,63).
Библиография. Волков-Ланнит П.Ф. История пишется объективом. Изд. 2-ое, М.,1980.
Составитель (фамилия, дата).
№ 23
Коллекция. Фотографии. Альбомы.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекций.
Наименование. Альбом фотографий "Северский завод".
Авторство. [Фотограф – Голомирский Д.]
Место. Россия, Пермская обл., Екатеринбургский уезд, поc. Северский.
Датировка. Конец XIX – начало XX вв.
Материал, техника. Фотобумага – печать. Паспарту: картон, чернила – печать, рукопись. Папка: картон, коленкор – тиснение.
Размеры. Фото – 22,2х28,5 см. Паспарту – 33,5х45,5 см; 34,5х40,5см; 34,6х44см. Папка – 47х36см. Количество – 1 (28 единиц). Подлинность. Подлинники.
Сохранность. Пожелтение, пятна на паспарту, на фото № 28 – следы проявителя.
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Главного концессионного комитета при Совнаркоме СССР в 1936г. (передача). Акт приема (номер, дата)
Описание. Альбом состоит из 28 фотографий, на которых изображены: общий вид Северокого завода, его отдельные корпуса, отделения, домны, печи, машины и механизмы, здания фабрик – механической и огнеупорного кирпича, Лягушинский золотой прииск. Фото – на паспарту, которые по оформлению и цвету (также и размеру) можно разделить на 3 группы. Фото №№ 1-7 – на паспарту светло-зеленого цвета, орнаментальная рамка (по краям) белого цвета с элементами растительного орнамента по углам; фото датированы 1899 годом и аннотированы (чернила – рукопись). Фото №№ 8-22, 27 и 28 – на паспарту светло-бежевого цвета, по краям имеется золотистая орнаментальная рамка из двух полосок; фото имеют краткую аннотацию (без даты) и подпись - "Д.Голомирский" (чернила – рукопись). Фото № 23-26 -на паспарту серого цвета с белой орнаментальной рамкой по краям (аналогичная по форме №№ 1-7); даты и аннотации фото отсутствуют.
Фото вложены в палку из плотного картона, обтянутого сипим коленкором, с откидными клапанами. На лицевой стороне папки текст (золотое тиснение): "СЕВЕРСКИЙ ЗАВОД". На оборотной стороне верхней крышки папки наклеен лист (21х33,5см, машинопись) с перечнем 28 фотографий альбома; порядковые номера по перечню проставлены карандашом на паспарту фотографий (в верхнем левом углу).
Легенда. Северский железоделательный завод был основан в 1735г. и находился в управлении казенными предприятиями Урала. С 1859г. – в частном владении. В 1906г. перешел во владение акционерного общества "Сысерт-Компани-Лимитед". В декабре 1917г. национализирован. С ноября 1925 по октябрь 1930г. был передан в концессию акционерному обществу "Лена-Голъдфидьдс-Лимитед" С начала 30-х гг. – вошел в систему предприятий государственной промышленности, переименован в Северский металлургический завод.
Библиография. Из истории уральских заводов. Северский завод. Сост. и автор очерка В.Я.Романов. Свердловск, 1959.
Составитель (фамилия, дата)
№ 24
Коллекция. Фотографии. Альбомы.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер но инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. Альбом репродукций "На память о дне пятидесятилетия Эммануила Людвиговича Нобель 10 июня 1909 года".
Авторство. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель.
Место. Россия, /Санкт-Петербург./.
Датировка. 1909г., не позднее 10 июня.
Материал, техника. Листы: бумага – печать литографская; переплет: картон – тиснение.
Размеры. Листы – 35,2х25,5см; переплет – 36х26,5см. Количество – 1 (80 единиц). Подлинность. Подлинник.
Сохранность. Листы пожелтели, переплет потерт.
Номер негатива,
Источник и способ поступления. От Ельникова A.M. (дар). Экспедиция Музея в Баку в 1975г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Альбом на 45 листах белого тисненого ватмана. Состоит из 80 цветных и черно-белых репродукций с рисунков и фотографий, посвященных жизни и деятельности шведского промышленника Нобеля Э.Л. и предвриятиям "Товарищества нефтяного производства братьев Нобель" в России. В составе альбома – портреты Э.Л.Нобелл, его родителей и жены, общие виды и отдельные интерьеры домов, предприятий, хозяйственных сооружений ... Нобелей в Санкт-Петербурге, Баку, Астрахани, Ташкенте, виды Баку и его окрестностей и др. На отдельных листах с цветными репродукциями с рисунков (л.1,6,7,17,19 и др.) имеется подпись художника - А.Шильдер. Каждый лист альбома по краям оформлен орнаментальной рамкой. На обороте титульного листа альбома – фирменный знак: "Т-во Р.Голик и А.Вальборт...СПБ". Переплет из толстого серого картона. На лицевой стороне – тисненая надпись в овале: "На память о дне---1909 года", на обороте – текст типографским набором: "Издано комиссией служащих Товарищества нефтяного производства братьев Нобель".
Легенда. Альбом подготовлен к 50-летию со дня рождения Нобеля Эммануила Людвиговича (1859-1932), потомка крупных шведских промышленников, возглавлявшего с 1888 по 1917 гг. промышленные предприятия Нобелей в России, главы фирмы "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель", которая была основана в 1879г.
Альбом хранился в семье Ельникова Алексея Сергеевича (1866-1943), мастера белодеревщика, работавшего до 1920г. в механической мастерской в Баку, которая принадлежала Товариществу братьев Нобель. По его воспоминаниям альбом преподносился в качестве подарка, работникам Товарищества.
В собрание Музея альбом был передан его правнуком – Ельниковым Александром Михайловичем.
Библиография. Дьяконова Н.А. Нобелевская корпорация в России. М., I960; Двадцатипятилетие "Товарищества нефтяного производства бр. Нобель. 1879-1904"., СПб, 1904.
Составитель (фамилия, дата).
№ 25
Коллекция. Плакат
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. "Неграмотный тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья".
Авторство. Художник – Радаков А.А.. Издатель - Государственное издательство РСФСР (Госиздат).
Место. РСФСР, Петроград.
Датировка. 1920
Материал, техника. Бумага – цветная литография,
Размеры. 96х66см,
Сохранность. Отреставрирован – полная реставрация с накаткой на марлю в [1952г.],
Номер негатива.
Источник и способ поступления. От Маковского Н.Ф. в 1927г. Акт приема (номер и дата). Закупка.
Описание. Политический плакат, выполненный в манере русского народного лубка. В центре - фигура крестьянина с повязкой на глазах и протянутыми вперед руками, нога занесена над пропастью. Фон - синее небо с облаками. Композиция заключена в широкую прямоугольную рамку с орнаментом из красных и черных треугольников и белой зигзагообразной полосы. Внизу надпись: "Неграмотный тот же слепой..." В левом нижнем углу подпись: "А.Радаков. 1920г."
Легенда. Радаков Александр Александрович (1879-1942), советский график-карикатурист, один из родоначальников советского политического плаката.
Библиография. Бутник-Сиверский Б.C. Советский политический плакат. 1918-1921 гг. M.. 1960; Советское изобразительное искусство I9I7-IS4I. М.,1977; Книжная летопись, 1921, « 2036. Репродукция - Богачев А. Плакат. Л.,1926, вкл. лист между стр.12-13.
Составитель (фамилия, дата).
№ 26
Коллекция. Скульптура.
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Номер по инвентарной книге (научному инвентарю) коллекции.
Наименование. "Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин". Голова.
Авторство. Скульптор – Коненков С.Т.
Место. Россия, Смоленская губ., г.Спас-Деменск; Москва.
Датировка. 1906
Материал, техника. Мрамор – высекание.
Размеры. 34х43х40см. Количество - 1.
Сохранность. В сохранности.
Номер негатива,
Источник и способ поступления. От Кузнецова И.О. в 1932г. (закупка). Акт приема (номер, дата),
Описание. Выполнена из серого уральского мрамора. На глыбе – голова, рабочего. С обратной стороны – надпись "Коненков 1906 год".
Легенда. Коненков Сергей Тимофеевич (1874-1971), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Начал работу над скульптурным портретом И.Чуркина в 1906г. в Спас-Деменске. После возвращения в Москву он высек скульптуру из блока серого уральского мрамора.
Иван Чуркин – рабочий участник Декабрьского вооруженного восстания 1905г. в Москве, был ранен в бою у Горбатого моста на Пресне. После разгрома восстания уехал на родину - в Спас-Деменск, где с ним и познакомился Коненков С.Т., который в 1906'г. жил в доме своего брата.
Библиография. "Революция 1905-1907гг. и изобразительное искусство". Вып. 2, М., 1978; Коненков С.Т. Мой век. М., 1971; Кравченко К. Сергей Тимофеевич Коненков. М., 1967. Скульптура. Из собрания Центрального музея революции СССР. Каталог. М., 1988, № 199, с.27.
Составитель (фамилия, дата),
Приложение
Научная, справочная и методическая литература по изучению и описанию памятников истории и культуры (музейных предметов). Краткий список.

1. Определители, каталоги, альбомы, путеводители и др.
Изучение и научное описание памятников материальной культуры. /НИИ культуры. Сост.-ред. Разгон A.M., Финягина Н.П. М.,1972.
Изучение музейных коллекций. /НИИ культуры, труды, вып.21. Сост.-ред. Полякова У.М. М.,1974.
Русское декоративное искусство. Тома 1-3. М.,1962-1965
Художественные промыслы РСФСР. Справочник./Сост. Смолящий В.Г., Скворонская З.C. М.,1973.
Сокровища русского народного искусства (резьба и роспись по дереву). М.,1958.
Бережкович А.С. Дегалова С.К. и др. Хозяйство и быт крестьян: памятники материальной культуры. Определитель. М.,1959.
Жегалова С.К. Русская деревянная резьба XIX в. М.,1957.
Крюкова И. Русская резьба по кости. Л.,1950.
Русское художественное дерево. /Гос. историч.музей,труды,вып.56. Сост. Дегалова O.K. М.,1983.
Бытовая мебель русского классицизма конца ХVIII – начала ХIХ вв. Альбом. М.,1954.
Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М., 1975.
Советский художественный фарфор. 1918-1923гг. Каталог. /Гос. музей керамики "Усадьба Кусково ХVIII в." М.,1962.
Андреева Л. Советский фарфор 1920-1930 гг. М.,1975.
Дулькина Т.И., Апарина Н.А. Русская керамика и стекло ХVIII–XIХ вв. Собрание Гос. историч. музея. М. ,1978.
Попов В.А. Русский фарфор. Частные заводы. Л.,1980
Попова О.С. Русская народная керамика. М., 1957.
Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. /Автор-сост. Лансере А.К. Альбом. М.,1971.
Салтыков А.Б. Русская керамика. Пособие по определению памятников материальной культуры ХVШ – нач. XX вв. /НИИ краевед, и музейной работы. М.,1952.
Баталова Е. и Воронов Н. Советское художественное стекло. И.,1962.
Качалов Н.Н. Стекло. М.,1959.
Шелковников Б.А. Русское художественное стекло. Л.,1969.
Золотые и серебряные изделия русских мастеров ХVIII-нач. ХХ вв. /Путеводитель/. Оружейная палата. Авт.-сост. Терехова А., м., 1981.
Каталог русских эмалей на золотых и серебряных изделиях собрания Государственного исторического музея и его филиалов. М.,1962.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного исторического музея. Н.,1987.
Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянов Б.Л. Золотое и серебряное дело ХV-ХХвв. (Территория СССР). М.,1983.
Шедевры ювелирного искусства (Альбом.) Авт.-сост. Постникова М.М. и др. Л.,1986.
Русский художественный металл. Сборник статей. М.,1958.
Левинсон Н.Р. и Гончарова Л.Н. Русская художественная бронза. М.,1958.
Одноралов Н. Декоративная отделка скульптур и художественных изделий из металла. М.,1954
Разина Т.Н. Русская эмаль и скань. М.,1961.
Крестьянская одежда населения европейской России (XIX – начало XX вв.). Определитель. Отв.ред. Лебедева А.А. М.,1972.
Русский костюм. Вып. I-IV. М.,1960-1965.
Русский народный костюм. Альбом, /Гос. историч. музей. Авт.-сост. Ефимова Л.В. М.,1989
Коршунова Т.Т. Костюм в России ХУШ - начала ХХ вв. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л.,1979
Ефимова Л.В., Белгородская P.M. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного исторического музея. М.,1982.
Реликвии борьбы и труда. Каталог знамен. /Гос.музей Великой Октябрьской Социалистической революции в Ленинграде. Д.,1985.
Корнаков П.К. Знамена Февральской революции. В сб.: Геральдика. Л.,1983.
Симкин М.П. Знамена как исторические источники и музейные экспонаты. /НИМ музееведения, труды, вып.10. М.,1963, с.221-275.
Монеты СССР. Альбом-каталог, составленный по нумизматическим коллекциям Государственного исторического музея и Государственного Эрмитажа. /Сост.Шорин П.А. М.,1971.
Дьячков А.Н., Уздеников В.В. Монеты России и СССР. Определитель. М.,1978.
Узденников В.В. Монеты России. 1700-ГЭ17гг. М.,1985,
Щелоков А.А. Монеты СССР. М.,1989,
Зварич В.В. Нумизматический словарь. Изд. 3-е, доп. Львов,1978.
Фенглер X., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. Пер. с нем. М.,"Радио",1982.
Каталог отечественных орденов, медалей и нагрудных знаков. /Артиллерийский историч. музей. Сост. Шевелева Е.Н.,Л.,1962;
Ордена и медали СССР. Фотоальбом. /Сост. Гребенникова Г.И., Каткова Р.С. М.,1982,
Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Награды Родины. Ордена и медали СССР. Каталог коллекции музея. Т.1-П.М.,1981.
Вторая Всесоюзная выставка медали. Каталог. М.,1975.
Дуров В. Русские и советские ордена. М. без указ. года.
Дуров В. Русские и советские наградные медали. М.,1977,
Ильинский В.Н. Геральдика трудовой славы. М.,1979.
Колесников Г.А., ройков A.M. Ордена и медали СССР. Каталог. М., 1974; М.,1978.
Кузнецов А.А. Ордена и медали России. М.,1985,
Первая Всесоюзная выставка медальерного искусства, посвященная 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Каталог. Сост. Вельская Т.Е., Щукина E.G. М. ,1970,
Первая Всесоюзная выставка медальерного искусства. Каталог. Сост. Маркеева М.Ф., Могилевчик Л.С. М.,1973.
Советская мемориальная медаль. I9I7-I967. Авт.-сост. Шатэн А.В. М.,1970.
Советские памятные медали (I9I7-I967). Каталог Государственного Эрмитажа. Сост. Крючков М.И. Л.,1968
Дуров В.А. Наградные знаки русских военных академий, офицерских школ, курсов и классов (1866-1917). Нумизматический сборник, ч.5-я, вып. I. M., 1977, с.88-109
Ильинский В.И. Значки и их коллекционирование. (Пособие для фалеристов). Изд.2-ое, пер., доп. М.,1977
Космонавтика на значках СССР. 1957-1975гг. Каталог. Сост.: Ильинский В.Н., Кузин В.Е., Саукке И.В., М.,1977.
Бумажные денежные знаки, выпущенные на территории бывшей Российской империй за время с 1769 по 1924г. /Под ред. Чучина Ф.Г. М.,1924.
Каталог бон и денежных знаков России, РСФСР, СССР, окраин и образований (1769-1927). М.,1927.
Малышев А.И., Тараканов В.И., Смиренный И.Н. Бумажные денежные знаки России и СССР. М.,1991
Земские почтовые марки. Под ред. Чучина Ф.Г. М.,1925.
Каталог почтовых марок СССР. 1918-1969. М.,1970.
Каталог почтовых марок СССР. 1918-1980. 2 тома. М.,1983-1984. Примеч. см. также ежегодные выпуски каталогов почтовых марок.
Каталог-справочник. Специальные почтовые штемпеля СССР. 1922-1972. Сост. Якобс В.А. Без указания выходных данных.
Большой филателистический словарь. Изд.2-ое, пер., доп. М.,1988.
Басин О.Н. Филателистический словарь. Изд. 2-ое, пер. доп. М.,1976.
Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства ХVIII – начала ХХ вв. М.,1978.
Клепиков С.А. Филиграни л штемпели на бумаге русского и иностранного производства ХVIII – ХХ вв. (Справочное пособие). М., 1959.
Кашутина E.С., Сапрыкина Н.Г. Экслибрис в собрании Научной библиотеки Московского государственного университета. Каталог-альбом. М.,1985.
2. Методические пособия: рекомендации, правила, типовые схемы и др.
Изучение музейных предметов современного периода в исторических и историко-революционных музеях. (Научно-методические рекомендации). /Центральный музей революции СССР. Сост. Финягина Н.П. М.,1978.
Картографические документы государственных архивов. Научно-справочное пособие. /Главархив СССР. ВНИИДАД. Сост. Сотникова С.И., М.,1989.
Краткая терминология научного описания музейных предметов. В сб. «Труды НИИ культуры», вып.136. И.,1985.
Мемориальный музейный предмет. Особенности изучения и научного описания. Методические рекомендации. /Центральный музей революции СССР. Сост. Цуканова В.Н. М.,1990.
Методические рекомендации по выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев (картографические материалы, изобразительные памятники, нумизматические материалы). /Государственный исторический музей, Всероссийское общество охраны памятников. Сост.: Иткина Е.И., Маркина Е.Д., Дуров В.А. М.,1981.
Методические рекомендации до выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев (бирки, резные календари, орудия обработки почвы, инструменты по обработке дерева). /Государственный исторический музей, Всероссийское общество охраны памятников. Сост. Кегалова С.К., Майстров Л.Е. М.,1981.
Методические рекомендации по описанию печатных изданий. /Всесоюзное общество "Знание", Политехнический музей. Отдел фондов. Сост.: Уварова А.Б. М.,1988.
Методические рекомендации по работе с документами личного происхождения (литература и искусство). /Центр. гос. архив литературы и искусства. М.,1990.
Методические рекомендации по разработке типологических схем описания музейных предметов. /Всероссийское общество "Знание", Политехнический музей. Сост. Иванова Т.С. М.,1989.
Методические рекомендации по теоретическим основам выявления, изучения и использования памятников науки и техники. /Государственный исторический музей, Всероссийское общество охрани памятников истории и культуры. Сост. Боярский П.В. Н.,1981,
Научное описание письменных источников в музеях исторического профиля. Методические рекомендации. /Музей революции. Сост. Кучеренко М.Е. М.,1994.
Охрана музейных памятников и описание их сохранности. /Труды НИИ музееведения. Вып. П. М.,1964.
Типовые схемы научного описания памятников материальной культуры, письменных источников, изобразительных и нумизматических материалов для подготовки к изданию сводных научных каталогов музейного фонда СССР./Министерство культуры СССР. М., 1973.
Типовые схемы научного описания этнографических предметов для подготовки к изданию сводных научных каталогов музейного фонда СССР. М.,1975.









13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 22425455
    Размер файла: 220 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий