УМК Этнография и танцевальный фольклор

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



















ЭТНОГРАФИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ
ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ РОССИИ

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

по специальности 053000 «Народное художественное творчество»

(ОЗО)
















Челябинск
2010

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет «Народное художественное творчество»




Утверждено на заседании учебно-методической комиссии
Протокол № ___ от ________ 2005 г.
Председатель учебно-методической комиссии

В.И. Павлова


ЭТНОГРАФИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ
ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ РОССИИ

(учебная и рабочая программы
и методические материалы к ним)

по специальности 053000
«Народное художественное творчество»

(заочная форма обучения)

Составитель:
старший преподаватель
каф. хореографии ф-та НХТ
Ованесян Л.Г.




Челябинск
2010
СОДЕРЖАНИЕ

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ....4
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.5
2.1. Пояснительная записка5
2.2. Содержание курса.6
2.3. Библиографический список...10
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.13
3.1. Тематический план..13
3.2. Планы лекционного курса..14
3.3. Организация самостоятельной работы студентов.22
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ..24
4.1. Методические рекомендации...24
4.2. Терминологический минимум..25
4.3. Вопросы для зачетов и экзаменов.....34
4.4. Критерии оценивания знаний студентов35









I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (2003 год).
по специальности 053000 – Народное художественное творчество (заочная форма обучения)
Квалификация: Художественный руководитель
хореографического коллектива, преподаватель
Утверждено 24.01.2002 г.
Номер государственной регистрации №181 иск / сп


СД.Ф.04.02

Этнография и танцевальный фольклор
народов России
Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни, с другими видами народного искусства, обрядами и праздниками. Современное состояние танцевального фольклора народов России. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе.



II. Учебная программа
2.1. Пояснительная записка

Курс «Этнография и танцевальный фольклор народов России» является ключевым в подготовке педагогов-хореографов и опирается на научное обоснование генезиса народного танца и его развития в современных условиях.
Этнография – наука, изучающая материальную сторону традиционной народной культуры, уклад жизни, повседневный и праздничный быт архаических народов. Танцевальный фольклор в большей степени представляет духовную культуру и является предметом исследования как этнографии, так и фольклористики. Данное обстоятельство свидетельствует о взаимосвязи и взаимодействии этнографической и фольклористической наук. Дисциплину «Этнография» студенты осваивают на I курсе, «Фольклористика» – на III курсе. Это создает благоприятные условия для продолжения накопления знаний и умений в области этнической хореографии.
В результате изучения курса у студентов должно сформироваться представление об этнографии как науке и этнографической среде, в которой рождалась и развивалась народная хореография. Кроме того, дисциплина предусматривает изучение фольклорных танцев как явления духовной культуры, сформировавшегося в результате мифологического мировоззрения и миросозерцания народов.
Задача дисциплины «Этнография и танцевальный фольклор России» не только дать этнокультурологические знания, но и стимулировать на творческое применение этих знаний в современной педагогической практике.



2.2. Содержание курса
Тема 1. Этнография как наука.
Предмет и задачи этнографии
История возникновения этнографии как науки. Предмет и задачи этнографии. Этнос и этнические черты. Компоненты этноса в традиционно-бытовой культуре: жилье, пища, одежда, семья и община, основные занятия, верования. Связь этнографии с гуманитарными и естественными науками. Этнография и этнология. Этнографические учреждения.

Тема 2. Классификация народов России
Классификация народов мира по Ю.В. Бромлею: географическая, антропологическая, языковая, хозяйственно-культурная. Этническая карта народов Российской Федерации. Языковые семьи: индоевропейская, уральско-юкагирская, алтайская, чукотско-камчатская, эскимосско-алеутская, северо-кавказская. Этнокультурные процессы в период индустриализации и новых технологий в XIX–XXI веках.

Тема 3. Восточно-славянские народы Российской Федерации: расселение, особенности языка, хозяйство,
культурные традиции
Три группы восточных славян: русские, белорусы, украинцы. Особенности языка, обычаев. Территория проживания, миграционные процессы XIX-XX вв. Процентное соотношение русских, белорусов, украинцев в России после распада СССР.
Первое описание славянских племен в древнерусских летописях в IX веке, историко-этнические процессы, способствующие формированию славянских народов.
Земледелие и скотоводство – основной вид жизнедеятельности славян.
Календарно-религиозные традиции крестьян в обработке земли и разведении домашнего скота. Рыболовство и пчеловодство. Старообрядчество: история возникновения, особенности быта и верований. Старообрядческие согласия.
Казачество – военно-служилое население России. Формирование сословия казаков. Отражение воинского долга и воинской службы в культурных традициях. Земледельческие обычаи в жизни казачества: бытовой календарь, семейная и общинная обрядность, праздники. Национальный состав российских казаков.

Тема 4. Народы европейской части России.
Этнический состав, особенности
хозяйственно-культурной деятельности
Неславянские народы европейской части России. Этнический состав и история заселения Волго-Камья. Казанские татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры. Республики среднего Поволжья: Марий Эл, Чувашия, Татарстан.
Коренное население уральского региона. Мордовский, Удмуртский, башкирский этносы: бытовые и духовные традиции.
Народы Европейского Севера: карелы, вепсы, коми-пермяки, ненцы и саамы. Краткая характеристика хозяйства и культуры.

Тема 5. Этносы Сибири, Алтая и Дальнего Востока:
основные виды жизнедеятельности, особенности
материальной и духовной культуры
Этногенез и этническая история народов Сибири, Алтая и Дальнего Востока. Численность бурятов, якутов, тувинцев, алтайцев, хакасов. Малые народы Севера – ненцы, эвенки, ханты, чукчи, нанайцы, манси, коряки, селькупы как хранители древних обычаев, языка, традиций.
Национальные и этнокультурные процессы в современной России. Явление "благотворительной сегрегации" (Мельников М.Н.).

Тема 6. Танцевальный фольклор как явление
духовной культуры
Понятие духовности как воззрения на Космос, Природу и Человека. Культ и культура в народной традиции.
Танец – внешнее проявление внутреннего духа (Эндрюс Тед). Генезис и развитие традиционного народного танца. Мифологический аспект происхождения танцевальной культуры. Семиотика основных знаковых фигур и геометрии хороводов и плясок: крест, круг, змейка, улитка.
Понятие «фольклор». Синкретизм фольклора. Взаимосвязь песенного, танцевального и инструментального народного искусства и игры.
Отражение материальной и духовной культуры в народном танце. Традиционный народный костюм: типология, функциональность.
Современное состояние танцевального фольклора народов России. Традиционный народный танец и профессиональное искусство.
Классификация народного танца. Некоторые особенности национальной хореографии народов России. Связь традиционного танца с трудовыми и магическими обрядами. Шаманизм.

Тема 7. Народная хореография
в календарно-обрядовом цикле
Дохристианский и христианский годовой цикл народных праздников. Космогоничность народных обрядов и праздников. Праздник – время созидания и общения с богами. Солнце, Луна и звезды как значимые элементы обрядов. Солярные хороводы зимнего, весенне-летнего и осеннего периодов. Орнаментальные и сюжетные игровые хороводы: «Плетень», «Клубок», «Капустка», «А мы просо сеяли», «Вася-Василёщик», «Как за нашим за двором», «Змейка».
Танец – часть песенно-инструментальной культуры. Эстетика и функциональность как признаки фольклорного танца. Эволюция традиционного танца в народной культуре под влиянием городской и европейской культуры XVIII–XIX вв. «Полька», «Кадриль», «Лансье», «Падеграс», «Реченька», «Коробейники», «Вальс» в крестьянской и городской среде.
Взаимообусловленность народной хореографии с трудовыми процессами, жизнью общины и семейно-бытовыми обычаями.

Тема 8. Методические основы сбора и изучения
традиционного танцевального фольклора
Методы этнографического исследования. Полевые исследования в фольклорно-этнографической экспедиции. Цель и задачи экспедиции. Подготовка и проведение сбора фольклорного материала, определение времени, сроков и места экспедиции. Методика собирания фольклора. Оформление фольклорных записей.
Анализ этнографических и фольклорных материалов. Использование танцевального фольклора в современной хореографической практике.

2.3. Библиографический список
Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России: Учебник. – М., 1996.
Балашева С.С., Шепталинская Т.С. Фольклор и фольклориум, // Спутник учителя музыки. – М., 1993.
Бромлей Ю.В. Этносы и этнография. – М., 1973.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1964.
Древние этнические процессы Волго-Камья. – Йошкар-Ола, 1985.
Жиганова С. Весенние хороводы Закубанья // Народное творчество. 1998. №2.
Заикин И., Заикина И.А. Областные особенности русского народного танца. – Орел. 1999.
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. – М., 1991.
Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. – М.,1991.
История, культура, этнография и фольклор славянских народов. – М., 1978.
Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991.
История Сибири. – Л., 1968, т.2.
Каплин Н.С. Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-культурной деятельности. – М., 1979.
Карлов В.В. Введение в этнографию народов СССР: Учебное пособие. – М., 1990.
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1994.
Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. – М., 1978.
Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов, преподавателей педагогических институтов. – М., 1979.
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974.
Лазарева Л.Н. Календарно-обрядовые праздники Урала: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.
Мамонов В.Ф. Рождение казачества Урала. – Магнитогорск, 1993.
Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном ВУЗе: Учебно-методическое пособие. – М.,1993.
Мельник А.И. Танцевальное творчество Русского населения Енисейского, Мотыгинского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края. – Красноярск, 1993.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: 1975.
Морохин Н. Методика собирания фольклора. – М.: 1990.
Народный месяцеслов. – М., 1991.
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1993.
Обряды и обрядовый фольклор. – М.: 1982.
Поэзия крестьянских праздников / сост. Земцовский И.И. – М., 1973.
Рожнова П.К. Радоница. Российский народный календарь. – М., 1992.
Садохин А.П. Этнология: Учебник. М., 2001.
Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора. – Л., 1983.
Социальная организация и культура народов Сибири. – М., 1974.
Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. – М., 1987.
Танцевальный фольклор СССР. – М., 1955. вып.2-4.
Танцует Торжок. – М., 1971.
Тед Эндрюс. Магия танца. – М., 1996.
Токарев С.А. Истоки этнографической науки. – М., 1978.
Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири / Под ред. Л.М. Русакова, А.И. Миненко. – Новосибирск: 1987.
Чернышева М.Б. Кадрильные песни в восточном Подмосковье. Аутентичный танец // Народное творчество. 1995. №6.
Широков А. Музыка русского народного танца. – М., 1988.
Энциклопедия символов. – М, 1995.
Этническая история народов Урала и Поволжья. – Уфа, 1976.
Этногенез и этническая история народов Севера. – М., 1975.
Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М., 1982.
Этносы и этнические процессы. – М., 1993.




















III. Рабочая программа
3.1. Тематический план
изучения курса "Этнография и танцевальный фольклор
народов России" (заочная форма обучения)
№ темы
Наименование разделов и тем курса
Количество часов



Всего
Аудиторная работа
Самостоятельная работа




Лекции
Семинары
Практич.
Лабораторн.



1 курс. II семестр







1.
Этнография как наука. Предмет и задачи этнографии
2
2



2

2.
Классификация народов России.
2
2



2

3.
Восточно-славянские народы Российской Федерации: расселение, хозяйство, культурные традиции
4
4



4

4.
Народы европейской части России. Этнический состав, особенности хозяйственно-культурной деятельности
2
2



2

5.
Этносы Сибири, Алтая и Дальнего Востока: основные виды жизнедеятельности, особенности материально-духовной культуры
2
2



2

6.
Танцевальный фольклор как явление духовной культуры народа
4
4



4

7.
Народная хореография в календарно-обрядовом цикле
2
2



2

8.
Методические основы сбора и изучения традиционного танцевального фольклора
2
2



2


ИТОГО
20
20



20


3.2 Планы лекционного курса
Первый курс второй семестр

Лекция 1
Тема: Этнография как наука. Предмет и задачи этнографии
(2 часа)
История возникновения этнографии как науки. Предмет и задачи этнографии.
Этнос и этнические черты. Компоненты этноса в традиционной бытовой культуре: жилье, пища, одежда, семья и община, основные занятия, верования.
Связь этнографии с гуманитарными и естественными науками.
Этнография и этнология.
Литература
Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991.
Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М., 2001.
Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М., 1982.

Лекция 2.
Тема: Классификация народов России (2 часа)
Классификация народов мира по Ю.В. Бромелю: географическая, языковая, хозяйственно-культурная.
Этническая карта народов Российской Федерации. Языковые семьи: индоевропейская, урало-юкагирская, алтайская, чукотско-камчатская, эскимосско-алеутская, северо-кавказская.
Культурно-этнические процессы в период индустриализации и новейших технологий в IXX–XXI веках.

Литература
Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России: Учебник. – М., 1996.
Бромлей Ю.В. Этносы и этнография. – М., 1973.
Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность – М., 1987.
Карлов В.В. Введение в этнографию народов СССР (стадиальные закономерности и локально исторические особенности этнокультурных процессов в XIX–XX веках): Учебное пособие. – М., 1990.
Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. – М., 1987.
Этнография. – М., 1982.

Лекция 3
Тема: Восточно-славянские народы Российской Федерации: расселение, особенности языка, хозяйство, культурные традиции (4 часа)

Группы восточных славян: русские, белорусы украинцы. Особенности языка, обычаев. Территория проживания, миграционные процессы XIX–XX веков. Процентное соотношение восточно-славянских народов в России после распада СССР.
Первые славянские племена в описании древнерусских летописей. Историко-этнические процессы, способствующие формированию славянских народов.
Земледелие и скотоводство – основной вид жизнедеятельности славян. Календарно-религиозные традиции крестьян в обработке земли, разведении скота. Рыболовство, пчеловодство и обряды связанные с этими промыслами.
Старообрядчество: история возникновения, особенности быта и верований. Старообрядческие согласия.
Казачество – военно-служилое население России. формирование сословия казаков. Отражение воинского долга и воинской службы в культурных традициях. Земледельческие обычаи в жизни казачества. Национальный состав российских казаков.
Литература
Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. – М.,1991.
История, культура, этнография и фольклор славянских народов. – М., 1978.
Мамонов В.Ф. Рождение казачества Урала. – Магнитогорск, 1993.

Лекция 4
Тема: Народы европейской части России. Этнический состав, особенности хозяйственно-культурной деятельности (2 часа)
Неславянские народы европейской части России и история заселения Волго-Камья.
Казанские татары, чуваши, башкиры, мордва, удмурты, марийцы. Республики Поволжья: Марий Эл, Чувашия, Татарстан.
Коренное население уральского региона. Материальная и духовная культура мордовского, удмуртского, башкирского этносов.
Народы европейского Севера: карелы, вепсы, коми-пермяки, ненцы и саамы. Краткая характеристика хозяйства и культуры.
Литература
Древние этнические процессы Волго-Камья. – Йошкар-Ола, 1985.
Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. – М., 1978.
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974.
Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М., 1967.
Этническая история народов Урала и Поволжья. – Уфа, 1976.
Этнография. – М., 1982.

Лекция 5
Тема: Этносы Сибири, Алтая и Дальнего Востока. Основные виды жизнедеятельности, особенности материальной
и духовной культуры (2 часа)
Этногенез и этническая история народов Сибири, Алтая и Дальнего Востока.
Буряты, якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы: численность, особенности хозяйства и культуры.
Малые народы Севера – ненцы, эвенки, ханты, чукчи, нанайцы, манси, коряки, селькупы как хранители древних обычаев, языка, традиций.
Национальные и этнокультурные процессы в современной России. Явление благотворительной сегрегации (Мельников М.Н.)
Литература
История Сибири. – Л., 1968, т.2.
Этногенез и этническая история народов Севера. – М., 1975.
Социальная организация и культура народов Сибири. – М., 1974.
Этносы и этнические процессы. – М., 1993.
Лекция 6
Тема: Танцевальный фольклор как явление
духовной культуры (4 часа)
Понятие духовности как воззрение на Космос, Природу, Человека. Культ и культура в народной традиции.
Танец – внешнее проявление внутреннего духа (Эндрю Тед). Мифологические аспекты происхождения танцевальной культуры. Семиотика основных знаковых фигур и геометрии хороводов и плясок: крест, круг, змейка, клубок (улитка)
Понятие "фольклор". Синкретизм фольклора. Взаимосвязь песенного, танцевального, и инструментального народного искусства и игры.
Отражение материальной и духовной культуры в народном танце. Традиционный народный костюм: типология, функциональность.
Современное состояние танцевального фольклора народов России. Традиционный народный танец и профессиональное искусство.
Классификация народного танца (по Климову А.А.)
Некоторые особенности национальной хореографии народов России. Связь традиционного танца с трудовыми и магическими обрядами. Шаманизм.
Литература
Балашева С.С., Шепталинская Т.С. Фольклор и фольклориум, // Спутник учителя музыки. – М., 1993.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1964.
Заикин И., Заикина И.А. Областные особенности русского народного танца. – Орел. 1999.
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. – М., 1991.
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1994.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: 1975.
Широков А. Музыка русского народного танца. – М., 1988.
Танцевальный фольклор СССР. – М., 1955. вып.2-4.
Тед Эндрюс. Магия танца. – М., 1996.
Энциклопедия символов. – М, 1999.

Лекция 7.
Народная хореография в календарно-обрядовом
цикле (2 часа)
Дохристианский и христианский годовой цикл народных праздников. Космогоничность народных обрядов и праздников. Праздник – время созидания и общения с богами. Солнце, Луна и звезды как значимые элементы обрядов. Солярные хороводы зимнего, весенне-летнего и осеннего периодов. Орнаментальные и сюжетные игровые хороводы: «Плетень», «Клубок», «Капустка», «А мы просо сеяли», «Вася-Василёщик», «Как за нашим за двором», «Змейка».
Танец – часть песенно-инструментальной культуры. Эстетика и функциональность как признаки фольклорного танца. Эволюция традиционного танца в народной культуре под влиянием городской и европейской культуры XVIII–XIX вв. «Полька», «Кадриль», «Лансье», «Падеграс», «Реченька», «Коробейники», «Вальс» в крестьянской и городской среде.
Взаимообусловленность народной хореографии с трудовыми процессами, жизнью общины и семейно-бытовыми обычаями.



Литература
Каплин Н.С. Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-культурной деятельности. – М., 1979.
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1994.
Лазарева Л.Н. Календарно-обрядовые праздники Урала: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.
Мельник А.И. Танцевальное творчество Русского населения Енисейского, Мотыгинского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края. – Красноярск, 1993.
Народный месяцеслов. – М., 1991.
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1993.
Обряды и обрядовый фольклор. – М.: 1982.
Поэзия крестьянских праздников / сост. Земцовский И.И. – М., 1973.
Рожнова П.К. Радоница. Российский народный календарь. М., 1992.
Танцует Торжок. – М., 1971.
Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири / Под ред. Л.М. Русакова, А.И. Миненко. – Новосибирск: 1987.
Чернышева М.Б. Кадрильные песни в восточном Подмосковье. Аутентичный танец // Народное творчество. 1995. №6.

Лекция 8.
Тема: Методические основы сбора и изучения традиционного танцевального фольклора (2 часа)
Методы этнографического исследования.
Полевые исследования в фольклорно-этнографической экспедиции. Цель и задачи экспедиции. Подготовка и проведение сбора фольклорного материала: определение места, времени, сроков.
Методика собирания фольклора. Оформление фольклорных записей, хранение.
Анализ и изучение этнографических и фольклорных материалов.
Использование танцевального фольклора в современной хореографической практике
Литература
Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов, преподавателей педагогических институтов. – М., 1979.
Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном ВУЗе: Учебно-методическое пособие. – М., 1993.
Морохин Н. Методика собирания фольклора. – М.: 1990.
Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора//Методы изучения фольклора. – Л., 1983.











3.3. Организация самостоятельной работы студентов
Темы для самостоятельного изучения
Изучаемые вопросы
Кол-во часов
Формы самостоятельной работы
Методическое обеспечение
Форма отчетности

Этнография как наука. Предмет и задачи этнографии.
1. История этнографии как науки: мотивация возникновения, источники, исследуемые учеными XIX–XX веков.
2. Этнографические учреждения.
2
Конспектирование, работа с учебно-методической литературой.
Учебно-методическая литература.
Конспект в тетради.

Классификация народов России
1. Понятие "хозяйственно-культурный тип": составные элементы, их взаимосвязь и взаимозависимость.
2. Современная и этническая культура в XX-XXI веках.
2
Конспектирование, работа с учебно-методической литературой.
Учебно-методические и научные издания
Конспект в тетради, сообщение в студенческой аудитории

Восточно-славянские народы Российской Федерации: расселение, особенности языка, хозяйство, культурные традиции
1. Деление на четыре группы восточнославянских народов в книге Д.К. Зеленина "Восточно-славянская этно-графия"
2. Сходство и различие некоторых обычаев и обрядов украинцев, русских и белорусов связанных с межсезонными изменениями в природе.
3. Культурно-религиозные обычаи старообрядцев как проявление национального менталитета
4. Промыслы казачьего населения России
4
Конспектирование, работа с дополнительной литературой
Учебно-методическая и научная литература
Доклад

Народы европейской части России. Этнический состав, особенности хозяйственно-культурной деятельности
1. История расселения неславянского населения европейской части России
2. Особенности верования народов Волго-Камья
3. Характеристика хозяйства, культуры, языка народов Европейского Севера: карелы, вепсы, коми-пермяки, ненцы и саамы.

2
Конспектирование, работа с учебной литературой.
Учебная литература
Конспект в тетради

Этносы Сибири, Алтая и Дальнего Востока. Основные виды жизнедеятельности, особенности материальной и духовной культуры
1. малые народы Сибири и Севера – хранители древнейших обычаев, языка, традиций.
2. Судьбы народов Алтая, Сибири, и Дальнего Востока в современной России. Явление "сегрегации".
2
Конспектирование, работа с учебной и научной литературой
Учебная и научная литература
Конспект в тетради, развернутый ответ с обоснованием своей позиции по проблеме

Танцевальный фольклор как явление духовной культуры
1. Отражение мифологического мировозрения в народном танце. Семиотика танцевальных фигур.
2. Сочетание материальной и духовной культуры в хореографических традициях: поэтические образы в движении, костюме, пении, сопровождении.
3. Современное состояние традиционного танцевального искусства, степень его преломления в профессиональном творчестве.
4
Конспектирование, составление геометрических схем основных фигур и орнаментов хороводов и плясок
Учебно-методическая литература, научные статьи по вопросам народной хореографии
Демонстрация некоторых традиционных танцев и разучивание со студентами

Народная хореография в календарно-обрядовом цикле
1. Свод народных календарных праздников славянских и неславянских народов. Общие особенные черты празднично-бытового цикла года.
2. Астрономические явления как основополагающие в возникновении и проведении обрядов и праздников.
3. Семейно-бытовые события в народных традициях.
4. Место танцевальной культуры в жизни общины и семьи.
5. Мужские и женские танцы.
6. Сезонные хороводы и пляски.
2
Конспектирование, работа с учебно-методической литературой.
Учебно-методическая литература, учебники
Реферат

Методические основы сбора и изучения традиционного танцевального фольклора
1. Составление программы и плана фольклорно-этнографической экспедиции.
2. Анализ фольклорных материалов.
3. Роль этнографических экспонатов в восстановлении танцевальной культуры народа.
2
работа с учебно-методической литературой
Учебно-методические пособия
Составление примерной программы и плана фольклорной экспедиции в тетради, конспект в тетради.


По окончании III курса студенты:
Должны знать:
Истоки возникновения и проблемы этнографической науки XIX-ХХ веков, этнические компоненты в традиционной бытовой культуре, связь с науками гуманитарного и естественного направления. Классификацию народов СССР по Ю.В. Бромлею, этнокультурные процессы, протекающие в дореволюционное и настоящее время. Этнический состав европейской части России, Сибири, Севера и Дальнего Востока. Генетические особенности танцевального фольклора и его проблемы, связанные с профессиональным и любительским искусством.
Основные праздники и обряды народного календаря и место традиционной хореографии в сезонных и общинных событиях. Семиотику танцев. Методы сбора, изучения и сохранения фольклорных материалов.

Должны уметь:
Формировать основные термины этнографии. Поставить и продемонстрировать некоторые танцы народной традиции. Составить программу и план проведения фольклорной экспедиции, оформить записи и применить собранные данные в педагогической и творческой практике.

4. Методические материалы
4.1. Методические рекомендации
Цель курса «Этнография и танцевальный фольклор народов России» - воссоздание народной танцевальной культуры как явления национального масштаба в современном любительском и профессиональном творчестве, на основе которого происходит патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание молодого поколения. Задача курса – вооружить студентов знаниями о национальных особенностях народов, живущих в России, самобытности их культурных традиций, сформировать представление об этнографии как науке и этнографической среде, в которой рождалась и развивалась народная хореография.
В течение изучения дисциплины студенты знакомятся с историей и развитием этнографической науки, с антропологической, языковой, географической и хозяйственно-культурной классификацией народов России, бытовыми и праздничными традициями, неотрывно связанными с материально-духовной жизнью этносов и их танцевальным искусством.


4.2. Терминологический словарь
Анимизм (лат. аnima – душа) – одушевление, наделение сверхъестественной душой всех вещей, сил и явлений природы.
Ассимиляция (лат. – уподобление) – процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого происходит утрата прежней этнической принадлежности и усвоение традиций, языка, культуры соседствующих народов.
Быт – сфера жизни общества, охватывающая все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности.
Верования – отдельные или относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ.
Идентификация – лат – отождествление) – отождествление людьми друг друга и себя с определенной культурной категорией (личностными чертами, групповыми нормами, ценностями и т.п.). Этническая И. – отнесение людьми друг друга и самих себя к определенной этнической группе.
Идентичный – равнозначный, точно соответствующий другому.
Инициация (лат. – совершение таинств) – обряд посвящения юношей и девушек (обычный возраст 12-15 лет, иногда более) в полноправные члены рода, переход в группу взрослых. Сопровождается нередко ритуальным пролитием собственной крови. И. – одно из выражений традиционного народного правопорядка, регулирующего взаимоотношения между человеком и обществом в конкретном этническом коллективе. Распространена повсеместно.
Казак или козак – войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков легкого конного или пешего войска. Казак обязан служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении.
Казачество – первоначально вольные люди бежавшие от крепостного гнета. К. окончательно сложилось в XVI-XVII веках. Казаки сражались с врагами русского государства , несли охрану границ, за что получали жалование из казны, пожизненное владение землей, освобождались от налога, имели самоуправление из выборных атаманов, сотников, есаулов. К началу первой мировой войны существовало 12 казачьих воск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Иркутское и Енисейское. К. не только несло воинскую службу, но и занималось земледелием, сохраняя обычаи и обряды хлебопашцев. В советское время внимание к казачеству было ослаблено и даже носило в некотором роде негативный характер, помятуя участие казаков в белом движении. В конце XX – начале XXI века активизировалось движение по восстановлению казачьих воинских и культурных традиций.
Кочевая община – особая форма хозяйствования, основанная на разведении домашнего скота, что обуславливало постоянную смену пастбищ ради подножного корма, переход на новое место жительства. Кочевали вместе с семьей и скарбом, перенося с собой свое жилье (чум, юрту, шатер) или устраивая его из жердей, лапника и других природных материалов. К кочующим народам относятся степные (монголы, киргизы, башкиры, казахи, туркмены), горские (адыгейцы, аварцы, ногайцы, кипчаки, осетины), сибирские, камгатские, алтайские (буряты,, калмыки, алтайцы, эвенки, нанайцы, чукчи, коряки, юкагиры, эскимосы, ненцы и др.).
Матриархат (от лат. mater – мать и греч. (((( - власть, буквально "власть матери") – понимается как "господство женщин". Имеется в виду такой период в истории человечества, когда женщины стояли на вершине социальной структуры и из них выбирались вожди. В современной этнографии матриархат – период господства материнского рода, в котором общественная значимость людей и их права определялась родством по женской линии.
Материальная культура – совокупность материальных предметов, вещей, связанный с основным видом жизнедеятельности народов-этносов. В материальную культуру входят:
Культура труда и материального производства.
Культура быта.
Культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города).
Культура отношения к собственному телу и т.д.
Понятие возникло как результат деления культуры на материальную и духовную, которые по существу тесно взаимосвязанны и взаимопроникаемы в человеческой жизни.
Моногамия (единобрачие) – форма брака, заключающаяся в супружестве одного мужчины с одной женщиной. Возникла в период распада первобытнообщинного строя и стала господствующей формой брака в дальнейшей истории общества.
Народная культура – культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, этические и эстетические нормы.
Народность (народ) – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации; возникает в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой и вплоть до современной. Многие народности (особенно небольшие) могут постепенно сливаться с более крупными и развитыми народностями и нациями.
Нация – высшая форма этнической общности людей, исторически сложившаяся в эпоху капитализма или социализма на базе слияний ранних форм родственных и неродственных этнических общностей (племен, народностей).
Община – форма коллективного хозяйствования. Первобытные или архаические общины строились по родственному (кровному) признаку или по браку, что в этнографии именуется как "родовая община". Благодаря территориальным связям, появлением земледелия и скотоводства общины получили новые научные названия: "сельская" или "земледельческая", "соседская", "кочевая", "деревенская" и т.п.
Ойкумена (греч. – обитаемая земля, земля, мир) – заселенная человеком часть земной поверхности.
Патриархат – (греч. – отец) характеризуется как "господство мужчин" в семейных, хозяйственных и общественных отношениях. Второй период после матриархата в истории человечества. В сельских общинах патриархат сохранялся в плоть до середины XX столетия, у некоторых народов он бытует по сей день.
Племя – высшая макроструктура объединяющая этнически и хозяйственно микроструктуры – рода, находящиеся внутри племени.
Пляска – наиболее распространенный из существующих по сей день жанр народного танца. В отличие от хоровода имеет более резвый и веселый характер. Пляска по происхождению имеет дохристианские, языческие корни, исполнение которой включалось в древние воинские обряды. Существуют мужские пляски с широтой размахом виртуозностью, ловкостью и женские, отличающиеся величавостью, плавностью в исполнении. Для плясок характерны импровизационность, выразительность, лаконичность. Пляшут сольно, по парам или целыми коллективом. Перепляс как разновидность пляски заключается в соревновании исполнителей в силе, ловкости, изобретательности движений, демонстрации индивидуальных способностей. К традиционным народным пляскам относятся: "Русская", "Барыня", "Сербияночка", "Чижик", "Восьмера", "Метелица", "Реченька", "Кадриль" и др. сопровождается пляска игрой на музыкальных инструментах или пением в соответствии с народными традициями и особенностями отдельно взятой локальной культуры.
Полиандрия (греч.) – многомужество. Распространена такая форма брака в Тибете.
Полигамия (греч. многочисленный) – термин обозначающий многоженство в браке, классический пример которого – гарем.
Промысел – 1) занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования, например, кустарный промысел, охотничий промысел. 2) занятие населения в свободное от основных работ время.
Раса – антропологическое понятие, обозначающее группу людей, выделяемой на основании их родства по происхождению, которая имеет внешние проявления во многом сходных физических признаков и общность древних и современных территорий. Основными расами считаются: европеоидная, экваториальная (негро-австралоидная), монголоидная. Вместе с развитием антропологи, перечисленные расы получили ещё некоторые деления. Кроме того, одним из первых признаков по которому различали расы – это цвет кожи: белый, черный, желтый.
Род – основная социальная ячейка доклассового общества. Союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.
Ремесло (ср. рукомесло) – рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, которым добывают хлеб. Ремесло требует более физического труда, нежели умственного, потому ремесленниками называли людей без особой творческой жилки, штамповщика. Однако есть и похвальный смысл у этого термина, значащий оригинальность, индивидуальность, проявляющуюся в мастерстве изготовления изделий, его высоком качестве. Среди традиционных ремесел можно назвать сапожное , кузнечное, столярное, скорняжное, гончарное и др.
Самобытность – своеобразие, самостоятельность в развитии, в культуре, отсутствие заимствованных свойств и черт (в противоположность подражательности); творческая самостоятельность, оригинальность.
Священные места и объекты – особо почитаемые данным этносом места и материальные объекты на местности как зоны обитания или сферы действия предков или духов. Выделение таких мест связанно с анимистическими (природными), тотемистическими (животным и растительным миром), представлениями с культом умерших предков.
Сегрегация – принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку: расовому и этническому.
Семантика – смысловое значение, например: С. слова, С. знака, С. танца.
Солярность – термин, обозначающий процессы, связанные с воздействием Солнца на жизнь человека, на природу Земли. Солярные (солнечные) символы архаичных культур отражены в вышивке, росписи, резьбе по дереву, игрушках, домашних изделиях в виде креста, свастики, восьмилучевой розетки, круга. В народном танце С. выражается в движении "посолонь" (по солнцу, с востока на запад) или "противосолонь" (против солнца), в его конструкции и орнаменте.
Сословие – группа лиц, связанных наследственной профессией и особым (чаще юридически закрепленным) положением в обществе. В России сословное деление на дворян, духовенство, купцов, мещан, казаков, крестьян были упразднены после Великой Октябрьской революции.
Старообрядцы – часть христианского населения царской России, сформировавшаяся в результате церковного раскола во второй половине XVII века. Новые догматические позиции церкви были направлены на усиления влияния на общественную жизнь и государство в целом. Они отличались от прежнего греко-славянского благочестия воссозданием подлинно греческой средневековой церкви. Чуждой для православного населения страны. От преследования царской власти старообрядцы переселились в глухие необжитые места России, бежали в Австрию, Польшу, Америку, Аргентину и др.
Тотемизм (индейское – "его род") – вера человека в родственную связь с представителями животного или растительного мира, иногда с неодушевленной природой (камни, горы, реки), а также в то, что такой представитель является предком их рода.
Фетишизм (португ. – "амулет") – поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественной силой, способной оказать помощь, поклоняющимся им.
Фольклористика – наука, изучающая фольклор, его происхождение и развитие. Тесно связана с этнографией, вместе с которой представляет традиционную народную культуру в целом. Фольклористика возникла в России в середине XIX века.
Хоровод (старослав. Хорс – бог солнца) – 1) коллективное хождение по кругу – солярному знаку солнца в сопровождении пения. Хороводы водили "улицей", "змейкой", "клубком", "звездочкой", "восьмерой" и т.д. Важным считалось направление хоровода: "посолонь" (по солнцу) и "противосолонь" (против солнца). Это зависело от периодов солнцестояний (зимнего и летнего) равноденствия (весеннего и осеннего), что говорит о древнейшем обрядово-молическом предназначении хоровода. Внутри и за пределами круга разыгрывались сценки, плясали. 2) Место, определенное сельской общиной, где проходили массовые гуляния, обрядовые действия, игры, танцы, состязания, посвященные календарным праздникам.
Хозяйственно культурный тип – определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно-географических условиях.
Шаманизм – система религиозных воззрений, имеющая свое внешнее оформление и сходную у многих этносов социальную роль. Шаманизм свойственен народам Сибири и Севера.
Этнография – (греч. ethnos – народ + grafo – пишу) отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, их особенности быта.
Этнология – наука изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия личности и социальной среды.
Этническая территория – место формирования данного этноса, зона обитания его основной части.
Этногенез – 1) происхождение народа, этноса. 2) раздел этнографии, изучающий происхождение народов, объектов материальной и духовной культуры.
Этноним – самоназвание этноса, народа. Например "поморы", "устьцилемы", "тютняры", "семейские" забайкалья и др.
Этническая общность объединение людей по этническим признакам: происхождению, языку, культурным и хозяйственным традициям.
Этнос (греч. – народ, племя, группа людей) – группа людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры , включая язык, обычаи, уклад жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от других групп.
Национальные меньшинства – часть этнической общности нации, находящаяся за пределами её основного обитания. В отличие от этнической общности, национальные меньшинства могут быть не связанны кровным родством и не являться носителями архаичной культуры, древних традиций своего народа.







4.3 Вопросы к экзамену
Этнография как наука. Предмет и задачи этнографии
История этнографии в России и за рубежом
Связь этнографии с гуманитарными и естественными науками
Этнос и его компоненты в традиционной бытовой культуре
Классификация народов мира
Этническая карта народов России, языковые семьи
Восточнославянские этносы на территории России: расселение, особенности языка, культуры, хозяйства
Старообрядчество. История, быт, верования
Казачье население России: формирование сословия, размещение по территории страны
Основные виды жизнедеятельности казачества, особенности культурных традиций
Этнический состав народов европейской части Российской Федерации
Духовные и бытовые традиции этносов Урало-Волжского региона
Хозяйственно-культурные особенности народов европейского Севера
Этносы Сибири, Алтая и Дальнего Востока
Национальные и этнокультурные процессы в современной России. Явление «благотворительной сегрегации»
Понятие «фольклор». Синкретизм фольклора
Танцевальный фольклор как явление духовной культуры народов
Мифологические корни традиционного народного танца
Народная хореография в календарно-обрядовой цикле
Дохристианский и христианский календарь народов России
Взаимосвязь народного танцевального искусства с песенным, инструментальным и игровым народным творчеством
Эволюция народного танца под влиянием городской и европейской культуры
Методические основы сбора и изучения традиционного танцевального фольклора
Методы этнографического исследования
Фольклорно-этнографические экспедиции: цели, задачи, организация и проведение
Использование танцевального фольклора в современной хореографической практике

4. 4.Критерии оценки знаний студентов

Что учитывается при оценке знаний на экзамене:

1. Понимание и степень усвоения теории психолого-педагогического курса
2. Уровень знания фактического материала в объеме программы
3. Правильность формулировки основных понятий и закономерностей
4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса
5. Использование примеров из монографической литературы (статья, хрестоматия) и авторов-исследователей по данной проблеме
6. Умение связать теорию с практическим применением (примеры из творческой и педагогической практики)
7. Умение сделать обобщение, выводы
8. Умение ответить на дополнительные, уточняющие вопросы

«Отлично»:
Глубокое, прочное усвоение знаний программного материала (умение выделять главное, существенное).
Исчерпывающее, последовательное, грамотное и логически стройное изложение.
Правильность формулировки понятий закономерностей по данной проблеме.
Использование примеров из монографической литературы и практики.
Знание авторов-исследователей по данной проблеме.
Умение сделать вывод по излагаемому материалу.

«Хорошо»:
Твердое знание программного материала.
Грамотное изложение материала по существу.
Отсутствие существенных неточностей в формулировке понятий.
Правильное применение теоретических положений пари подтверждении примерами.
Умение сделать вывод.
Допускается
Недостаточно последовательное и логическое изложение материала.
Отсутствие знаний авторов-исследователей по проблеме и примеров из монографической литературы.
Некоторые неточности в формулировке понятий.

«Удовлетворительно»:
Общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений.
Формулировка основных понятий, но с некоторой неточностью.
Затруднения в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.

«Неудовлетворительно»:
Незнание значительной части программного материала.
Существенные ошибки в процессе изложения.
Неумение выделить существенное и сделать вывод.
Незнание определений или ошибочные определения.































Учебно-методический комплекс: Фольклористика
(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)
Челябинск, ЧГПУ, 2010.



Составитель: старший преподаватель Л. Г. Ованесян












13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 14315





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715

Приложенные файлы

  • doc 22463258
    Размер файла: 233 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий