ИСТОРИЯ РАССКАЗОВСКИХ НОСКОВ или БАБЬЕ ДЕЛО


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
БАБЬЕ ДЕЛО



В связи с этим хочется вспомнить главную рассказовскую кустарно
-
торговую отрасль
производства, ставшую таковой в 20
-
м веке и продолжающую существовать и сегодня. Речь
пойдет о чулочно
-
вязальном промысле.



Вязанием в Рассказово занимались с
самого основания села ведь сырье для этого
имелось в избытке
-

в каждом дворе крестьяне содержали овец, а кое
-
где и коз. Из части овечьей
шерсти, которая оставалась после домашнего производства войлока и сукон и навязывали
различные варежки, чулки, платки,

кофты. Что
-
то из изделий оставлялось себе, что
-
то
продавалось на базаре. С постройкой в селе суконных фабрик увеличился и приток овечьей
шерсти и поярка из других регионов в связи с чем возросло и изготовление чулок.



Вязали их в большинстве Рассказовски
х дворов и занятие это считалось исключительно
«бабьим делом». Бабы сами стригли или покупали шерсть, сами вязали, сами продавали и сами
распоряжались полученными деньгами. Их мужья носочного промысла не касались, как и
торговли домашними продуктами


овощ
ами, яйцами, молоком. Весь получаемый доход бабы
тратили чтобы одевать
-
обувать своих дочек лучше чем соседи и готовить им приданное к свадьбе.
Поэтому за спицы девочки садились, как только могли их правильно держать и бросали лишь в
старости, когда отнимал
ись руки.



С ростом населения в Рассказово, увеличивался и оборот чулочно
-
вязального промысла.
Рассказовские вязанные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за ее пределами. К 1905
году по оценке земского начальника А.А.Полторацкого оборот этого пр
оизводства достигал
300000 р. в год. Главными продавцами шерсти и поярка в селе являлись купцы Егоров, Асеев,
Медведев, Устинов, Иванов, Протопопов и др. Покупали (или меняли на шерсть) они для своих
магазинов и чулки у населения. Однако все же главная ску
пка готовых носков шла через более
мелких скупщиков, которые могли предложить за товар несколько более высокую цену.



При крупных мануфактурных магазинах существовало нечто в виде мини
-
цехов, когда
несколько крестьянских семей вязали необходимый товар то
лько для того или иного купца по его
личному заказу. К началу 20
-
го века появились и первые вязальные машины, а с ними и чулочно
-
вязальные фабрики (Устинова А.Г., Липилина Г.В.), предлагавшие товар уже машинной вязки.
Главной же причиной расцвета Рассказов
ского носочного производства и его славы на всю
Империю послужило трагическое событие в истории России, а именно начало 1
-
й Мировой
войны.



Армии в громадном количестве потребовались теплые шерстяные вещи, включая
трехпалые варежки и в Рассказово устреми
лись новые отряды скупщиков, продававшие
приобретенный товар, как военному ведомству, так и населению Российских губерний.
Рассказовцы и сами в огромными партиями отсылали вязанные вещи для своих земляков на
фронт. Вскоре на Тамбовщине появились первые гру
ппы беженцев, которым также понадобилась
теплая одежда. Так о Рассказовских варежках
-
чулках узнали фактически во всех уголках огромной
страны, в некоторых губерниях наши изделия стали пользоваться просто необычайным спросом.



К 1916 году количество чулочных магазинов и скупок выросло в 10 раз


их открывали
как бедные так богатые, как свои жители, так и приезжие. В селе с каждым днем появлялись
новые большие кирпичные и мелкие деревянные лавки, наспех сколоченные ящики
-
будки и

мешочники посреди улицы, ходившие по дворам и скупавшие чулки у встречных вязальшиц. Не
было переулка, где бы не раздавался крик: «Скупа
-
а
-
ю носки
-
чулки
-
варежки
-
перчатки!!!». Доходы
скупщиков за несколько месяцев колебались от пары сотен рублей до несколь
ких десятков тысяч,
а общие доходы от продажи вязанных шерстяных товаров превысили 1000000 р.



Вскоре в Рассказово появились люди, которых не устраивал сложившийся порядок
производства
-
продажи носков, что было неудивительно. Пользуясь большим предложением
,
скупщики до минимума занижали цену, чтобы «наварить» себе как можно больше «барышей». В
итоге по решению группы инициативных рассказовцев в 1916 году была создана: «артель по
изготовлению чулок и перчаток», целями которой стало самостоятельное производст
во и
продажа вязанных изделий без зависимости от перекупщиков. Планировалась на капитал,
состоявший из паев артельщиков, закупать шерсть, вязать на дому чулки, перепродавать их через
собственный магазин, а на вырученные деньги вновь закупать шерсть.



Эту

первую вязальную артель прозвали в народе «Бабьей артелью», так как в ее
правление избрали исключительно женщин, а председательницей назначили жену богатого
местного кожевника Е.А.Желтову. Вот только дела у артели не заладились: бабы ждавшие
получения бол
ьшого «видента» (дивидента) не понимали, почему магазин берет носки на
несколько копеек дешевле, чем те же скупщики и стали сдавать туда свои товары по минимуму.
Сама председательница, имевшая собственный выезд и штат слуг делами артели не занималась.
Она
приезжала в магазин лишь чтобы покричать на правление и послать его членов по магазинам
для своих личных покупок, а в разгар носочного сезона и вовсе укатила на дачу.



Просуществовавшую полгода артель в октябре 1916 года упразднили и передали все
дела Рас
сказовскому кооперативу «Взаимопомощь», в члены которого на общих основаниях
вступило большинство бывших артельщиц. Кооператив, имея опытных людей, быстро наладил
работу и к новому году переформированная артель стала приносить стабильную прибыль.
Несмотря
на постигшую неудачу само существование этого народного предприятия оказало
чрезвычайно благоприятное воздействие на весь вязальный промысел


скупщики были
вынуждены умерить свои аппетиты и значительно повысили цены на закупаемый товар.



Оглянувшись наз
ад, можно заметить и еще одну причину бурного развития чулочно
-
вязального промысла во втором десятилетии 20
-
го века: в условиях постоянно повышающихся
цен, банкротства ряда предприятий именно изготовление шерстяных изделий помогало
Рассказовцам выживать в
нелегких условиях военного времени. Впрочем такая же картина
наблюдается и сегодня (вот только войны сейчас нет)


из
-
за ежедневной инфляции и гибели
промышленного производства, именно носочный промысел помогает выживать значительному
количеству наших горо
жан.



Андрей Литовский


Приложенные файлы

  • pdf 22491594
    Размер файла: 212 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий