ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА


ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

КОНСПЕКТ ТЕРМИНОВ

педагог Смолка Анна ВасильевнаПОЗИЦИИ РУК И НОГ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ
ПОЗИЦИИ РУК
подготовительная

Руки вниз, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вверх. Большой палец внутри ладони.
I – первая

Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах.
II – вторая

Руки вперед в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь.
III – третья

Руки вперед кверху, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, ладонями внутрь.
ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

Правая рука в третьей позиции, левая рука во второй позиции.

Правая рука вперед, ладонью вниз, левая рука назад, ладонью вниз.

Правая рука во второй позиции, левая рука в подготовительной позиции.

Правая рука в первой позиции, левая рука в подготовительной позиции.

Правая рука в третьей, левая рука в подготовительной позиции.
ПОЗИЦИИ НОГ
I – первая

Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе.
II – вторая

Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами.
III – третья

Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу).
IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног).
V – пятая

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеих ног).
VI – шестая

Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты).
КОНСПЕКТ ТЕРМИНОВ
Ан деор (франц. en dehors) — наружу. Направление движения от опорной ноги, направленное «к зрителю». 
Ан дедан (франц. en dedans) — во внутрь. Направление движения к опорной ноге, получается как бы во внутрь, «от зрителя».
Балансе (франц. balancer) — раскачивать, качаться. Движение, в котором переступания с ноги на ногу, чередующиеся с demi-plié и подъёмом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса, головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания. Может исполняться из стороны в сторону, вперёд и назад.
Батман (франц. battement ) — биение. Группа движений работающей ноги. В классическом танце много форм батмана — от простейших до сложных. Каждое па непременно содержит элемент батмана, поэтому в экзерсисе ему придается большое значение. С помощью батманов вырабатывают определенные умения: вытягивать ногу в прямую линию, четко исполнять различные движения.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Гранд (франц. grand) — большой. Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, гран плие — глубокое приседание, гран батман жете — бросок ноги на возможно большую высоту.
Деми (франц. demi) — полу, наполовину. Этот термин указывает на исполнение только половины движения. Например, деми плие — полуприседание.
Жете (франц. jete) — бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.
Координация — согласованность и соответствие всего тела.
Па (франц. pas) — шаг. Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.
Пар терр (франц. par terre) — на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.
Плие (франц. plie) – приседание.
Пор де бра (франц. port de bras )  –   упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Препарасьон  (франц. preparation) — приготовление, подготовка. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.
Реверанс (франц. révérence) — глубокое почтение, уважение, благоговение. Жест приветствия. Танцоры практически всегда делают реверанс в конце своего выступления, чтобы показать благодарность и/или признать аплодисменты аудитории. Часто выполняются два реверанса подряд в разные стороны. В конце и/или в начале занятия в балетном классе традиционно ученицы также делают книксен или реверанс учителю и пианисту в знак приветствия или благодарности за преподанный урок. 
Релеве (франц. releve) — поднимать. 1. Подъем на полупальцы или пальцы. 2. Поднимание вытянутой ноги в различных направлениях и положениях классического танца.
Ронд де жамб (франц. rond de jambe) — движение ногой описывающей круг.
Сотэ (франц. sauté) — скачки. Прыжок с двух ног на две с сохранением позиции в воздухе и приземлении.
Экзерсис (франц. exercice) — упражнение. Комплекс тренировочных упражнений в классическом танце (балете).
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА
ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНА ПЛИЕ (ПОЛУПРИСЕД, ПРИСЕД)
Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.
Полуприсед (деми плие)
Полуприсед выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.

Присед (гранд плие)
Присед выполняется по всем позициям. Сначала плавно выполняется полуприсед, затем постепенно поднимаются пятки, а колени максимально сгибаются. При разгибании сначала опускаются на пол пятки, затем выпрямляются колени. При поднимании пяток не подниматься высоко на полупальцы.
Исключением является гранд плие по второй позиции, где пятки от пола не отрываются в связи с широкой позицией ног.

Сгибание и разгибание должно выполняться плавно, в одном темпе. Темп средний. Перед началом упражнения рука (если движение выполняется у станка) или обе руки (если движение выполняется на середине) из подготовительной позиции переводятся через первую позицию во вторую. Затем с началом сгибания ног при деми плие рука (или обе руки) закрывается из второй позиции в первую, а с началом разгибания ног рука снова открывается из первой позиции во вторую. При приседании в гранд плие рука (или обе руки) переводится из второй позиции в третью, а с началом разгибания ног снова переводиться через первую позицию во вторую.
ПОР ДЕ БРА (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА И РУК)
Группа упражнений, развивающая гибкость тела, плавность и мягкость рук и координацию движений.
Здесь дана одна из форм пор де бра, заключающаяся в сгибании туловища вперед и разгибании его, наклоне туловища назад и возвращении в исходное положение.
Упражнение выполняется у опоры и на середине зала из пятой позиции в положении лицом (ан фас) или в полповорота (круазе, эфасе). Перед началом упражнения руки переводятся из подготовительной позиции через первую во вторую.
Пятая позиция ног, вторая позиция рук
Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вперед, большой палец внутрь.

Пятая позиция ног, третья позиция рук
Пор де бра вперед, руки в третьей позиции (наклон туловища вперед, руки вверх, округленные в локтевом и луче-запястном суставах).
Пятая позиция ног, первая позиция рук
Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь.

Пор де бра назад, третья позиция рук
Наклон туловища назад, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, поворот головы направо (наклон туловища назад выполнять только плечами назад, не расслабляя мышцы поясничного отдела).
Выполнять упражнение плавно, соблюдая точные позиции рук, сопровождая их движение взглядом и поворотом головы.

БАНТМАН ТАНДЮ (ВЫТЯНУТЫЙ)
(положение ноги на носок вперед, в сторону, назад)
Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется из первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед, в сторону, назад.
Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.
Батман тандю (правая в сторону на носок)

Батман тандю вперед (правая вперед на носок)

Банман тандю назад (правая назад на носок)

Батман тандю вперед и назад выполняется по линии, строго перпендикулярной к туловищу, а в сторону – точно по линии плеча. При выполнении батман тандю сначала по полу скользит вся стопа, затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. Центр тяжести туловища на опорной ноге, носок от пола не отрывается.
Следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли «выворотность». В момент дотягивания ноги не должно быть упора на носок. При возвращении ноги в исходное положение стопа постепенно опускается на пол. Пятка опускается на пол только в исходной позиции.
При выполнении вперед скольжение начинается пяткой, а обратно стопа возвращается носком в ИП. При выполнении назад скольжение начинает носок, а обратно стопа возвращается пяткой в ИП.
БАТМАН ТАНДЮ ЖЕТЕ (ВЗМАХ)
Вырабатывает силу мышц, красоту линии ног и четкость выполнения.
Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение через батман тандю.
Выполняется по первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед – книзу, в сторону – книзу, назад – книзу.
Батман тандю жете в сторону (взмах правой в сторону – книзу)

Батман тандю жете вперед (взмах правой вперед книзу)

Батман тандю жете назад (взмах правой назад книзу)

Батман тандю жете выполняется так же, как и батман тандю, но при достижении положения на носок нога не задерживается, а взмахом продолжает движение, где фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (45°). Обе ноги должны быть «выворотны», мышцы ног подтянуты, а во время взмаха подъем и пальцы работающей ноги должны быть предельно натянуты.
В ИП возвращается скользящим движением через положение на носок.
РОНД ДЕ ЖАМБ ПАРТЕР (КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НОСКОМ ПО ПОЛУ)
Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.
Движение выполняется вперед – ан деор и назад – ан де дан.
Ан деор (наружу)
Из первой позиции скользящее движение вперёд на носок (батман тандю), сохраняя предельную «выворотность» и натянутость ног, переводится скольжением во вторую позицию до положения правая в сторону на носок, затем, сохраняя «выворотность» и натянутость, проводится назад на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

Ан дедан (внутрь)
При выполнении упражнения назад (ан дедан) нога из первой позиции скольжением отводится назад на носок, затем переводится скольжением в сторону на носок (до второй позиции), из второй позиции скольжением в положение правая вперед на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию.

Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы.
БАТМАН РЕЛЕВЕ ЛЯН НА 90°
Развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге.
Battement releve lent на 90° вперед.

Исходное положение— пятая позиция. Работающая нога скользящим движением вытягивается вперед и, не задерживаясь на полу, выворотная и натянутая, медленно поднимается точно по прямой на высоту 90°, корпус подтянут, опорная нога натянута и выворотна. Натянутая нога фиксирует высоту, после чего медленно опускается и, коснувшись пола вытянутыми пальцами, скользящим движением возвращается в пятую позицию.
Battement releve lent на 90° в сторону.

Работающая нога скользящим движением вытягивается на вторую позицию носком в пол и, не задерживаясь, выворотная и натянутая, сохраняя точное направление второй позиции, медленно поднимается на высоту 90°. Натянутая нога фиксирует высоту, после чего медленно опускается и, коснувшись пола вытянутыми пальцами, скользящим движением возвращается в пятую позицию. Battement releve lent в сторону повторяется, чередуя окончание в пятую позицию вперед и назад.
Battement releve lent на 90° назад.

Работающая нога скользящим движением вытягивается назад и, не задерживаясь на полу, выворотная и натянутая, медленно поднимается точно по прямой на высоту 90°, корпус, сохраняя ровность плеч и бедер, слегка направляется вперед. Зафиксировав высоту, работающая нога начинает медленно опускаться. Корпус, выпрямляясь, возвращается в исходное положение с окончанием releve в пятой позиции.
ГРАНД БАТМАН (ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД)
В этом положении нога находится как при выполнении больших батманов жете (взмахов), фиксированных на 90°, так и при медленном поднимании ноги – релеве лян.
Положение ноги вперед

Положение ноги в сторону

Положение ноги назад

Большие взмахи в воздух и возвращение в исходное положение выполняются по первой или пятой позициям по трем направлениям: вперед, всторону, назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, с фиксацией ноги на 90° (в дальнейшем выше), и возвращается скольжением через батман тандю в ИП. Следить за сохранением «выворотности» и натянутости колен, подъема и пальцев работающей ноги. Центр тяжести туловища перенести на опорную ногу. При выполнении большого взмаха вперед и в сторону туловище должно оставаться строго вертикальным. При выполнении взмаха назад разрешается незначительный наклон туловища вперед.
При выполнении релеве лян нога медленно поднимается вперед, в сторону или назад и так же медленно опускается в исходную позицию (через батман тандю). По мере усвоения высота также увеличивается, как в гранд батман кверху и вверх.

Приложенные файлы

  • docx 22533434
    Размер файла: 511 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий