Plany seminarskikh zanyaty IZF 1

Планы семинарских занятий
ИЗФ 1

Тема 2
Занятие 1 Философия Канта. «Критика чистого разума».
Кант о задачах «Критики чистого разума».
Аналитические и синтетические, априорные и апостериорные суждения.
Основные проблемы раздела «трансцендентальная эстетика». Учение Канта о пространстве и времени, вещах в себе и явлениях.
Рефераты:
1 Докритический этап философии И. Канта
2 И. Кант. «Пролегомены»: о различии чистых ноуменов и явлений.
3 И. Кант. «Пролегомены»: о природе и цели трансцендентального учения.
4 Учение Канта о чувственном познании: задачи и главные выводы.
5 Аргументы Канта в пользу пространства и времени как априорных форм.
6 «Приоритет времени над пространством» (П. Гайденко).
Основная литература:
И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 32-69); (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001.
Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.
Гулыга А.В. Кант. – М., 2005 (1977, 1981).
Бородай Ю. «Воображение и теория познания». Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966.
Катасонов В.Н. К вопросу о бесконечности в философии Канта. // Историко-философский ежегодник, 2001. – М., 2003. (стр. 64-68).
Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе. // Вопросы философии, № 9, 2003.




Тема 2
Занятие 2 Философия Канта. «Критика чистого разума».
«Трансцендентальная логика». Идея «трансцендентальной логики». Деление «трансцендентальной логики» на «трансцендентальную аналитику» и «трансцендентальную диалектику».
«Трансцендентальная аналитика». Учение о категориях, о способе их открытия и дедукции.
Рефераты:
1 «Аналитика понятий»: цель и ее результат.
2 Необходимость «дедукции чистых рассудочных понятий».
Основная литература:
И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 70-119); (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001.
Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.
Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966.
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.58-80).

Тема 2
Занятие 3 Философия Канта. «Критика чистого разума».
«Трансцендентальная аналитика». Учение Канта о схематизме рассудка.
«Трансцендентальная аналитика». Об основоположениях рассудка.
Рефераты:
1 И. Кант о познавательных способностях человека.
2 И. Кант о возможности опыта.
3 Учение Канта о категориях: понятие «чистого синтеза».
4 «Трансцендентальная способность суждения»: условия и правила.
5 Критика идеализма.
6 «Феномены» и «ноумены».
Основная литература:
И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 120-136, 182-196); (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001.
Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.
Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966.
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.80-85).

Тема 2
Занятие 4 Философия Канта. «Критика чистого разума».
«Трансцендентальная диалектика». Кант об идеях разума и о диалектике как об объективной логике иллюзий.
«Трансцендентальная диалектика». Критика рациональной психологии.
Основная литература:
1 И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр.215-220, 224-225, 229-247, 251-252) (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996.
Виндельбанд В.. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001.
Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.
Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966.
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.85-91).

Тема 2
Занятие 5 Философия Канта. «Критика чистого разума».
«Трансцендентальная диалектика». Критика рациональной космологии и антиномичность разума.
«Идеал чистого разума»: критика рациональной теологии.
Рефераты:
1 Кант о природе философии.
2 «Канон чистого разума» как переход к разуму «практическому».
Основная литература:
1 И. Кант. Критика чистого разума. – М., 1994. (стр. 257-259, 262-275, 278-281, 284-287, 342-344) (или в книге И. Кант. Сочинения в шести томах. Т 3. М., 1963-1966; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 3. От романтизма до наших дней. – СПб., 1996.
Виндельбанд В.. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2001.
Уонт К. Кант для начинающих. – Р., 1998.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.
Бородай Ю. «Воображение и теория познания» критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966.
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.91-96).
Катасонов В.Н. К вопросу о бесконечности в философии Канта. // Историко-философский ежегодник, 2001. – М., 2003. (стр. 71-74).

Тема 5
Занятие 6 И.Г. Фихте. «Первое введение в наукоучение».
Фихте о догматизме и идеализме.
Фихте о реализме.
Рефераты:
1 Объект догматизма.
2 Объект трансцендентального идеализма.
3 И. Фихте об основании различия философских систем.
Основная литература:
И.Г. Фихте. Первое введение в наукоучение. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. Т. 1. – СПб., 1993. (также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Фишер К. История новой философии: В 8 т. – СПб., 2004. - Т 6: Фихте. Жизнь, сочинения и учение.

Тема 5
Занятие 7 Учение И.Г. Фихте о «созерцании».
Содержание «действительного знания» «наукоучения».
Сфера «созерцания» и «чистое мышление».
Рефераты:
1 Проблема «души» и «тела» в «Наукоучении» Фихте.
2 «Я»: обращение мышления на себя («Опыт нового изложения наукоучения»)
3 «Я» и положенные в «Я» факты.
4 «Единство чистого Духа» как начало и цель философии («О достоинстве человека»).
Основная литература:
И.Г. Фихте. Наукоучение в его общих чертах. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. Т. 2. – СПб., 1993. (также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.133-143).
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997. (стр. 210-221).
Фишер К. История новой философии: В 8 т. – СПб., 2004. - Т 6: Фихте. Жизнь, сочинения и учение.

Тема 6
Занятие 8 Философия Ф.В.И. Шеллинга. «Система трансцендентального идеализма».
Ф.В.И. Шеллинг о задачах, структуре и методе философии.
Учение Ф.В.И. Шеллинга о сознании и самосознании.
Учение Ф.В.И. Шеллинга об искусстве как документе и органе философии.
Рефераты:
1 Идея тождества и философия природы Шеллинга.
2 Умозрение и интеллектуальная интуиция.
Основная литература:
Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма. // Ф.В.И. Шеллинг. Сочинения в двух томах. Том 1. - М., 1987. (стр.232-254, 273-283, 472-489). (также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Том 1. – СПб., 2000. (стр. 31-47).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 2003 (1989).
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 2. - М., 1998. (Гл. 7).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997. (Гл. 2).
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.143-149).
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004. (Гл.6).
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. (пар. 66).
Огнев А.И. «Система трансцендентального идеализма» Шеллинга. // Шеллинг. Pro et Contra. – СПб., 2001.

Тема 6
Занятие 9 Ф.В.И. Шеллинг. «Философия откровения».
Ф.В.И. Шеллинг о философии откровения.
Первые философские понятия философии откровения.
Рефераты:
1 Значение «философии откровения».
2 Ф. Шеллинг о мифологии.
3 Ф. Шеллинг о религии.
Основная литература:
Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Том 1. – СПб., 2000. (лекция 9, 10).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 2003 (1989).
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 2. - М., 1998.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997. (Гл. 2).
Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004. (Гл.7).
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. (стр. 387-392).
Пестов А.Л. Философия откровения и откровения философии Ф.В.Й. Шеллинга. // Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Том 1. – СПб., 2000.
Михневич И.Г. Опыт простого изложения системы Шеллинга, рассматриваемой в связи с системами других германских философов. // Шеллинг. Pro et Contra. – СПб., 2001. (стр. 265-269).


Тема 7
Занятие 10-11 «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля.
«Феноменология духа»: природа философии и ее предмет. Предмет и задачи философии в малой «Науке логики».
«Феноменология духа»: главные принципы и понятия - «чувственная достоверность», «восприятие», «рассудок», возвышение «сознания» до «самосознания».
«Феноменология духа»: главные принципы учения об «абсолютном субъекте».
Рефераты:
1 Понятийная форма «стихии истинного».
2 «Господство» и «рабство» как моменты «самосознания».
3 «Стоицизм», «скептицизм» и «несчастное сознание» как моменты «свободного» «самосознания».
4 «Религия» в «Феноменологии духа» и «Религия» в учении об «Абсолютном духе» Гегеля.
Основная литература:
Г.В.Ф. Гегель. Система наук. Ч 1. Феноменология духа. – СПб., 1999. (стр.1-92 (обязательный минимум), (есть издание СПб., 1992).
Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т 1. Наука логики. – М., 1974. (стр. 84-104).
Дополнительная литература:
Сергеев К.А., Слинин Я.А. «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания. // Г.В.Ф. Гегель. Система наук. Ч 1. Феноменология духа. – СПб., 1999. (стр. XXX-XLIV).
Гулыга А.В. Гегель. – М., 1994. (стр.63-66)
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
История философии. Запад-Россия-Восток. К. 2. – М., 1998.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.
Прист С. Теории сознания. – М., 2000. (стр.120-130).
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.150-170).
Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. – М., 1998.
Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. – М., 1991. (ч.5).
Коротких В.И. Предмет и структура «Феноменологии духа» Гегеля. // Вопросы философии, № 4, 2005.


Тема 8
Занятие 12-13 Г.В.Ф. Гегель: «Энциклопедия философских наук». Т 1. Наука логики. «Предварительное понятие».
Гегель о предмете и задачах логики.
Три «отношения мысли к объективности».
Три «момента логического».
Рефераты:
1 Учение Гегеля о действительности разума как «диалектика».
2 «Абстрактное» и «конкретное» в философии Гегеля.
Основная литература:
Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т 1. Наука логики. – М., 1974. (стр. 103-214, без прибавлений), (или в книге Г.В.Ф. Гегель. Сочинения. Т 1. – М., Л., 1929; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. (стр.254-258).
Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – СПб., 1994 (стр. 160-199) (или М., 1918).
Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. – М., 1998.

Тема 8
Занятие 14-15 Г.В.Ф. Гегель: «Энциклопедия философских наук». Т 1. Наука логики.
«Учение о бытии»: «качество», «количество», «мера».
«Учение о сущности»: «сущность», «явление», «действительность».
Главные принципы «учения о понятии».
Рефераты:
1 Г.В.Ф. Гегель о числе.
2 «Моменты» понятия.
Основная литература:
Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т 1. Наука логики. – М., 1974. (без «прибавлений»), или в книге Г.В.Ф. Гегель. Сочинения. Т 1. – М., Л., 1929; также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Дополнительная литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003 (1989).
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. (стр.258-267).
Гулыга А.В. Гегель. – М., 1994. (стр.91-100).
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.170-199).

Тема 11
Занятие 16-17 А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление».
Мир как представление.
Интерпретация Шопенгауэром кантовской вещи в себе как воли. Учение о мировой воле. Учение об идеях как о ступенях объективации воли.
Этические воззрения Шопенгауэра.
Рефераты:
1 Воля и интеллект в философии А. Шопенгауэра.
2 Отношение Шопенгауэра к Канту: критика и переработка идей.
3 Шопенгауэр об искусстве.
4 «Эстетика изобразительных искусств».
5 Формы неизобразительного искусства.
6 Воля, индивид и род.
7 Пессимизм философии Шопенгауэра.
Основная литература:
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр А. О четверояком корнеМир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. – М., 1993. (пар. 1-7, 18-29). (или в книге Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. (стр.41-63); также в книге Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. – М., 1971).
Шопенгауэр А. О свободе воли. // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. (стр.54-84).
Дополнительная литература:
Фишер К. Артур Шопенгауэр. – СПб., 1999.
Нарский И.С. Артур Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма. // Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992.
Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX в. – М., 1976.
Гуссейнов А.А., Скрипник А.П. Пессимистический гуманизм Артура Шопенгауэра. // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001.
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 3. М., 1998.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000. (стр. 374-387).
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991. (стр. 191-194).
Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. К. 3. – Новосибирск, 1994.
Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. – М., 1969. (стр.11-15).
Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. (стр.267-271).
Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты. // Вопросы философии, № 2, 1988.

Тема 12
Занятие 18 Б.Больцано. «Учение о науке».
«Учение о фундаменте» «наукоучения».
«Учение об элементах»: представления в себе.
«Учение об элементах»: предложения в себе.
Рефераты:
1 Задачи «Наукоучения» Б. Больцано.
2 «Истины в себе» Б. Больцано как «идеальный коррелят действительности» (Б.И.Федоров).
Основная литература:
1 Б. Больцано. Учение о науке. – СПб., 2003. (стр. 53-81, 123-131).
Дополнительная литература:
2 Федоров Б.И. Бернард Больцано как методолог науки. // Б. Больцано. Учение о науке. – СПб., 2003.
Федоров Б.И. Логика Б. Больцано. – Л., 1980. (Гл.1, п.1).
Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004. (Гл.12, п.4).








Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 18913675
    Размер файла: 103 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий