Lektsia Subektivnaya sotsiologia 1

Тема лекции: Субъективная социология

План лекции:
Субъективная школа: основные идеи, представители
Предмет, метод социологии, и ее место в системе наук П. Л. Лаврова;
Теория солидарности П. Л. Лаврова;
Концепция личности П. Л. Лаврова;
Концепция социального прогресса

Список литературы:
Кравченко А.И. , Анурин В. Ц. Социология: учебник для ВУЗов. – Издание: 1-е, 2007. – С.19 – 22
Зборовский Г.Е. История социологии. Гл.15. - [Электронный ресурс] / Г.Е. Зборовский. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Минск.: Экономпресс, 2000. – С 30 – 47.
Лавров П. Л. Философия и Социология. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1. – Издание: «Мысль», М. 1965. – С. 6-40.
Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - С.89.
Мишинева А.К. «Теория прогресса» П.Л.Лаврова и «формула прогресса» Н.К.Михайловского / А.К.Мишинева // Вестник МГТУ, Т.11.-2008.- №1.-С.64-65.



1.Субъективная школа: основные идеи, представители

С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. В России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа.
Представители субъективной социологии:
Петр ЛАврович ЛаврОв
Николай Константинович Михайловский
Сергей Николаевич Южаков.
Субъективная школа в социологии - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность, а не группа или класс, является основной «единицей» общественной структуры и исторического развития. Основные идеи данного направления были впервые сформулированы в знаменитой работе П. Л. Лаврова «Исторические письма». Главная цель субъективной социологии заключалась в разработке учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.
Субъективный метод предполагает учение, суть которого состоит в оценке относительной значимости явлений на основании нравственного миросозерцания (идеала) исследователя и построения научной теории при помощи того же критерия» П. Лавров пришел к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. «Пора бы людям мыслящим, – писал Лавров, – усвоить себе одну совсем простую вещь: что различие принципиального и неважного, благодетельного и вредного, хорошего и дурного, есть различия, имеющиеся только для человека, а совсем чужды природе и вещам самим в себе».
Субъективный способ напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса «всё-таки лежит в субъективном взоре мыслителя на то, что лучше либо хуже для человека, либо человечества».
Биография:
Никола
·й Константи
·нович Михайло
·вский (15 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) ноября [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  28 января ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» под редакцией [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сотрудничал в различных периодических изданиях («[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Санкт-Петербург, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] участвовал в журнале «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». После смерти [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) стал одним из редакторов журнала (вместе с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сблизился с организацией «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по адресу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) сотрудничал в журнале «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», в газете «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Высылался из Петербурга ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) за связи с революционными организациями. С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] один из редакторов журнала «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (совместно с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Николай Константинович скончался в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и был похоронен в Санкт-Петербурге на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Социальная философия
Михайловскому наравне с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность»).
Разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию («Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе»). Он считает, что психологическое воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определенных событиях[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] критиковал теорию «малых дел» и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выступал против [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (см. тж. «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»), обвиняя их в защите [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и отказе от наследства шестидесятников и семидесятников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в статье «Н. К. Михайловский и революция», написанной по поводу 20-летия со дня смерти выдающегося социолога и публициста, приходит к выводу, что «сторонник консервативного мелкобуржуазного социализма, он (Н. К. Михайловский) даже тогда, когда признал необходимость политической борьбы, признавал лишь одну ее форму: террористическое воздействие на правительство с целью вынудить либеральные реформы»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в кругах демократической, особенно народнической, интеллигенции фигура Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Однако после 1917 года слава Михайловского померкла: он был оппонентом марксизма и сторонником критиковавшейся марксистами теории героев и толпы, в эмиграции к его наследию также обращались редко.

Михайловский как литературный критик
В литературной критике считается продолжателем Н. Г. Чернышевского и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В литературно-критических работах анализировал творчество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и других писателей. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и «Жестокий талант» (о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Пользовался [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Гроньяр, Посторонний, Профан и другими.

Серге
·й Никола
·евич Южако
·в (17 декабря [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  29 ноября [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Родился в семье генерала-кавалериста, учился на историко-филологическом факультете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который по болезни оставил до окончания курса. На литературное поприще выступил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. в «Одесском вестнике». С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. сотрудничал со «Знанием», в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. был [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] редактора «Одесского вестника», с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. находился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], откуда посылал статьи в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»; в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. постоянный сотрудник «Отечественных записок», тогда же помещал статьи в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и «Одесском листке»; в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. сотрудничал с «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»; в 13
· LINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1885" \o "1885" 14188515[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. был членом редакции «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. членом редакции «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», в котором вёл отдел иностранной политики.
Труды
Отдельно изданы следующие сочинения Южакова:
«Социологические этюды» (т. I, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; т. II, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
«Доброволец Петербург» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
«Англо-русская распря» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]); (состязание, сора – распря)
«Афганистан» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
«М. М. Сперанский» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
«Ж.-Ж. Руссо» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
«Любовь и счастье в произведениях Пушкина» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
«Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Основы своего широко-гуманного миросозерцания Южаков изложил в «Социологических этюдах».
Социологическая деятельность
Примыкал к субъективной школе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которую он считает специфически «русской социологической школой». Южаков указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами, действуют и факторы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые, с успехом цивилизации, берут перевес над первыми и подчиняют их себе. «Социальный прогресс,  говорит Южаков,  представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды»: в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспособляет среду к своим потребностям, создавая особую среду  «социальную культуру». Благодаря этому новому фактору борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая человеком, сколько-нибудь развитым, признается явлением безнравственным. Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединённых солидарностью, с природой, что ведёт к тенденции «уравновесить размножение населения умножением средств».
Петр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 (14) июня 1823 в Мелехово, Великолукский уезд, Псковская губерния, Российская империя скончался 25 января или (6) февраля 1900, Париж, Франция) русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества.
По происхождению дворянин. Отец, Лавр Степанович, участник Отечественной войны 1812 года, личный друг А. А. Аракчеева, полковник артиллерии в отставке. Мать (урожденная Гандвиг) из обрусевшего шведского рода. Петр Лаврович получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками (в кругу его чтения книги из французской библиотеки отца). В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге, где обучался с 18371842 гг., и считался лучшим учеником М.Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом, без которых «человек ничто он наг и слаб в руках природы, он ничтожен и вреден в обществе».
Жизнь, деятельность и творчество П.Л.Лаврова связана с русским освободительным движением. Он был борцом против самодержавия и буржуазии. Его уважала революционная молодежь России, которая также прислушивалась к его мнению. Работа «Исторические письма» приобрела большой успех. Стихотворение Лаврова «Отречемся от старого мира», напечатанного в газете «Вперед» в 1885 году стало революционным гимном и вдохновляло на борьбу несколько поколений революционеров.
Деятельность Лаврова имела не только национально-русское значение, но оказывала влияние на развитие международного социалистического движения. Лавров был членом первого Интернационала. Был убежденным сторонником международной солидарности социалистов. Лавров был «ветераном революционной теории», разносторонне образованный ученый, математик и антрополог, педагог, историк, философ, социолог, литературовед и публицист.
Лавров свою общественную и научную деятельность начал с 50-х годов в условиях нарастающего кризиса феодального строя и подъема массовой крестьянской борьбы. Первыми публицистическими произведениям Лаврова были в распространявшемся рукописном виде – стихи. В 1857-1858 гг. он публикует такие работы, как «Письма о разных современных вопросах», «По поводу вопроса о воспитании», «Несколько мыслей о системе общего умственного воспитания молодых людей».
В 1868-1869 гг. была написана его главная работа «Исторические письма», положившая начало специализированной социологической литературе в России.
Основные идейные источники Лаврова:
Огюст Конт
Чарльз Дарвин
Герберт Спенсер
Сильное влияние на его социологическое воззрение оказали субъективно-идеалистические и волюнтаристские концепции Макса Штирнера и братьев Бауэр.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс (Исторические письма Т1.С.6-40)
Лавров в своих социологических исследованиях изучал «вопрос об общественном прогрессе», «теорию исторического процесса и роль отдельных личностей в этом процессе». Ключевым моментом в определении понимания общества Лавров отметил теорию личности, отталкиваясь от которой, можно прийти к теории построения общества.
По мнению Лаврова, «для вывода социологических законов необходимо употребить субъективный метод, то есть стать на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизмаРазвитие критической мысли человечества есть главный единственный агент в прогрессе человечества» (Принцип антропологизма - в центре внимания находится человек).

2. Предмет, метод социологии, и ее место в системе наук П.Л.Лаврова.

Большое место в социологии Лаврова занимала проблема взаимоотношения личности и общества. С его точки зрения, оба эти элемента существуют нераздельно. Личность, действующая в общественной сфере, бессильна без поддержки других людей, общественной солидарности, как в свою очередь, общество вне личности не представляет из себя ничего реального. Истинная теория общественного прогресса должна привести к устранению антогонизма между личным развитием и развитием общества. Достигнуть гармонического слияния между личным и общественным интересом – вот к чему стремился Лавров. «Истинная общественная теория – требует не подчинение общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слияние общественных и личных интересов». Тем самым он говорил о том, что как общество не может существовать без индивидов, так и индивиды вне общества.
Общество – это солидарное сожительство сознательных особей.
Социология, согласно Лаврову – это наука о солидарности сознательных особей, или о солидарных формах их взаимодействия. «Социология есть наука исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны  все животные общества, в которых особи выработали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой  не только уже существующие формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности и стремление осуществить свои общественные идеалы».
Объект социологии – солидарность.
Солидарность – «Общественная солидарность есть сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Иначе это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений».
Предмет социологии видел в формах проявления солидарности в обществе, а также в прогресс смены неповторяющихся явлений.
Таким образом, по Лаврову, социология – это наука о солидарности, изучающая повторяющиеся факторы между особями человеческого общества.


3.Теория солидарности Лаврова
Солидарность, согласно точки зрения Лаврова появилась задолго до существования общества. (Как вы думает, почему это случилось?) В своей родовой форме начало солидарности, согласно Лаврову, надо искать в прошлом, не только в мире людей, но и в мире животных(Почему?).
С появлением человечества, П. Л. Лавров не ограничился простым фактом констатирования родовой формы человеческой солидарности. Он пошел дальше и попытался объяснить человеческую солидарность. Солидарные формы общежития людей, созданные в периоде «подготовки человека», не представляют чего-то однородного, а распадаются на ряд форм или видов: «Периоды истории отличаются один от другого тем, что солидарность опирается в разное время то на один, то на другой элемент общежития и подрывается то тем, то другим требованием, возникающим в обществе». Отсюда вытекают разнообразные формы солидарности. Таким образом теория солидарности Лаврова делиться на 3 вида:
Теория солидарности П.Л.Лаврова делиться на 3 вида:
Бессознательная солидарность, устанавливается сама собой, вследствие продолжительного взаимодействия между несколькими видами человеческих особей и является продолжением животных инстинктов;
2.Аффективная солидарность, представляет собой солидарность настроения;
3.Сознательная солидарность, представляет собой осознанное чувство близости между человеческими особями той или иной социальной группы, то есть это личное убеждение индивидов.

Таким образом, три формы солидарности означают:
«Бессознательная солидарность» – солидарность, основанная на привычке;
«Аффективная солидарность» – солидарность, основанная на сходстве аффектов и интересов»
«Сознательная солидарность» – «солидарность, расположенная на единстве убеждений».
Каждая форма солидарности развивается постепенно. Позже Лавров детализирует формы солидарности в следующем направлении:
- дородовая
-родовая
-послеродовая
- солидарность семейной группы
-солидарность расы
- нации
- государства
- церкви
- универсального типа.

4.Концепция личности Лаврова

Проблема личности была одной из наиболее актуальных в русской философии и социологии. В построениях самых разных дореволюционных социологов «детерминантой общественных явлений» объявлялась психика человека. Наиболее цельную концепцию представляла субъективная школа П. Л.Лаврова.
В продолжение всей своей литературной деятельности Лавров разрабатывал проблемы нравственности. Развитие нравственных идей в обществе неизбежно ведет к социалистической нравственности, в которой лишь единственно будут возможны истинная свобода, истинное равенство, истинное братство и царство справедливости.
Петр Лавров видел связь между различными аспектами деятельности личности и ее нравственным идеалом. Он считал, что личность функционирует на основе социальной мотивации.
Лавров выделяет четыре группы мотивов действия: убеждения, интересы, аффекты, привычки (обычаи). Высшим уровнем мотивации являются убеждения, которые свойственны сравнительно небольшой группе критически мыслящих личностей, т.е. тем представителям интеллигенции, которые опираются на социально-нравственный идеал и благодаря этому обеспечивают общественный прогресс. Самым распространенным мотивом поведения выступает интерес, которым руководствуется большинство людей ради достижения пользы. На третьем месте среди мотивов находятся аффекты, которые в ряде случаев не столько мотивируют осуществление действий, сколько их тормозят. Обычаи выполняют, как правило, консервативную роль как мотив действия. 
За системой мотивации скрывается не менее, а даже более сложная система потребностей, которые во многом определяют деятельность личности и проявляются в мотивах. Одна из задач [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заключается в их классификации и исследовании. 
Лавров исходил из наличия первичных (личных) и вторичных (общественных) потребностей. Личные потребности в зависимости от их происхождения рассматривались в рамках: сознательных, инстинктивных и возникающих на основе обычаев, привычек и традиций. Лавров рассматривал и классифицировал сознательные потребности, среди которых выделял природные и идеальные. К первым он относил потребности питания, безопасности, возбуждения нервов. Каждая из этих потребностей обусловливает развитие в обществе сферы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и деятельности. Например, потребность в питании реализуется в процессе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] экономической жизни, потребность в безопасности - политической, потребность в нервном возбуждении - эстетической и т.д. Что касается идеальных потребностей, то главной среди них, и вообще наивысшим типом потребностей, признавалась потребность личности в развитии. 
Лавров выделяет 3 типа личности:
Пасынки цивилизации – это эксплуатируемое большинство, существующие в рамках культурных форм, лишенное благ цивилизации;
Дикари высшей культуры – частично цивилизованное меньшинство, ориентированное на сохранение наличных благ. Представляют собой препятствие на пути прогресса.
Интеллигенция – совокупность «критически мыслящих людей», являются истинными деятелями цивилизации. Их назначение – интеграция различных социальных кругов.

Таким образом, развитие общества связано с развитием нравственной личности, нравственного идеала. Общество в данном случае является продуктом творческой личности.

5.Концепция социального прогресса

Проблема общественного прогресса являлась одной из основных для социально-философской мысли второй половины 19 века в России. Основной предпосылкой постановки этой проблемы был существующий общественный строй в России – монархия, наличие беднейших и бесправных слоев, многие представители которых вышли из крестьянских слоев.
Такое представление вещей не могло оставить равнодушными тех, кто полагал, что целью общественного прогресса является счастье и разностороннее развитие личности. По представлением русских мыслителей П.Л. Лаврова и Н.К.Михайловского, главной задачей представителей власти является забота о каждом гражданине, о каждой личности и установление таких форм общественного устройства, которые способствуют разностороннему развитию каждой личности.
П.Л.Лавров раскрывает суть социального прогресса в работе «Исторические письма». Его формула прогресса заключается в развитии физической, умственной и нравственной сторон личности, в воплощении общественной истины и справедливости. Физическое, умственное и нравственное развитие личности и есть становление «критически мыслящей личности».
По мнению Лаврова, общество истины и справедливости – это то общество, в котором личность свободна, в котором соблюдаются права личности на свободу слова, на собственные убеждения, в котором существует уважение к себе как к личности и уважение к другой личности, уважение ее мнения.
Приведем цитату: « Общество доставляет человеку удовольствие, а себе пользу, ставя своего члена в такое положение, где бы он мог вполне развить свои специальные способности, наилучше приложить их, но это нисколько не должно выдвигать вообще человека из рядов его братьев, потому что во всех существенных элементах своей личности он не может превзойти всех».
Для П.Л. Лаврова общество прогресса является таким обществом, в котором объединены личные и общественные интересы. Такой общественный строй является для Лаврова целью. К такому обществу должно стремиться все человечество.
Критика Лаврова:
До недавнего времени «теория прогресса» Лаврова рассматривалась исключительно с точки рения марксистской философии. Но современные исследователи высказывают в отношении изложенной Лавровым теории некоторые сомнения. Так, например, В.С.Федчин говорит о том, что в обществе есть и те, кто может быть не согласен с Лавровым. По поводу несогласных П.Л.Лавров с одной стороны признает «добросовестное состязание», под которым понимает полемику, спор мнений, а с другой стороны, он говорит о врагах. На практике российское общество узнало, как можно и нужно бороться с врагами народа. Таким образом, возникает некоторое противоречие между постулатом об уважении чужого мнения и одновременно неприятием его.
Р.В. Иванов-Разумник также критикует теорию Лаврова и говорит о том, как показала история российского общества, то общество справедливости и нравственности, которое предлагает создать Лавров не имеет место быть, так как российское общество не дает намека на свободу слова. Таким недостатком страдает социалистическое общество, в котором Лавров видит свой общественный идеал. Однако следует отметить, что в настоящее время нет такого общества, в котором личность действительно чувствовала бы себя свободной. А для того времени идеи Лаврова имели прогрессивный характер.
Таким образом, «теория прогресса» П.Л.Лаврова говорит об общественном идеале.

Выводы: Лавров Петр Лаврович (1823–1900) – русский социолог и философ. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана с историей.
Социологическому наблюдению подлежат: 1) животные общества, в которых выработалось индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) общественные идеалы как основа солидарности и справедливого общества; 4) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы.
Социолог должен практиковать субъективный метод, т.е. уметь стать на место страждущих членов общества, а не бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма.
Понимание общества Лавровым воплощено в теории прогресса. Он считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критических личностей начинается историческая жизнь человечества. Лавров намечает следующие фазы борьбы за прогресс в обществе: появление отдельных провозвестников новых идей; открытое выступление героических одиночек против царящего зла – эпоха мученичества и жертв; организация партии, позволяющей одиноким критически мыслящим личностям превратиться в реальную силу путем завоевания на свою сторону «неизбежного союзника», «реальной почвы партии», широких народных масс.
С 80-х гг. XIX в. отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров начинает рассматривать личность и как члена «коллективного организма». В связи с этим меняется и трактовка социального прогресса, понимаемого не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности – «единственная возможная цель прогресса».









13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 18924401
    Размер файла: 156 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий