Tema 8 Khudozhestvennaya kommunikatsia Retsipi..


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Рецепция как сокровенный, личностный процесс и как наслаждение Механизмы художественного восприятия. Восприятие искусства есть процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Этот сокровенный, личный, интимный процесс, зависящий от жизненного опыта и культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, психологического состояния (временно действующие факторы). Впервые проблему художественного восприятия теоретически осмыслил Аристотель в своем учении о катарсисе. Художественное воздействие искусства = очищение души зрителя с помощью аффектов сострадания и страха. В «Политике» Аристотель говорит об очищении реципиента красотой и наслаждением. Очищение красотой и наслаждением важная категория, свойственная аполлоническому началу в искусстве. Основной способ изучения теории художественного восприятия наблюдение теоретика над собственными реакциями на художественноепроизведение, сверявшееся с наблюдениями над восприятием искусства другими людьми. Ныне открыты возможности экспериментального изучения художественной рецепции: характер и глубинахудожественного восприятия измеряемы и могут стать предметом психофизиологического наблюдения. Экспериментальное изучение художественного восприятия началось в конце XIX в. Реципиенты словесно характеризовали свои зрительные впечатления от произведения с помощью вопросов «открытых» (описание собственными словами своих настроений и ассоциаций) «закрытых» (реципиенту предлагаются эпитеты, из которых он выбирает те, которые отражают его впечатления). Эти опыты недостаточно раскрывают сложность механизма художественного восприятия, но выявляют его индивидуальные различия и две его формы: 1) собственно восприятие (расшифровка знаковой системыи понимание смысла текста); 2) реакция на восприятие (строй чувств и мыслей, пробужденных в душереципиента). Художественное восприятие многопланово и совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции. Психологияхудожественного творчества Психология художественного восприятия (рецепции) Моментом художественного восприятия является: «перенесение» реципиентом образов и положений из произведения на собственную жизненную ситуацию, идентификация героя со своим «я». Игровой момент в художественной рецепции опирается на игровые аспекты самой природы искусства, которое рождается как подражание деятельности человека, копирование ее и в то же время подготовка к ней. «Все, что есть поэзия, вырастает в игре, в священнойигре поклонения богам, в праздничной игре сватовства, в воинственной игре поединка, сопровождаемойхвастовством, оскорблениями и насмешкой, в игре остроумия и находчивости» (Й. Хейзинга) Вспомогательный момент механизма художественной рецепции синестезия взаимодействие зрения, слуха и других чувств в процессе восприятия искусства. Игровая ситуация реципиент художник система образов опыт Цветовой аспект восприятия звука — один из вспомогательных психофизических механизмов художественной рецепции. Второй такой механизм — сюжетные изрительно-фигурные ассоциации. Этот механизм работает при музыкальном восприятии не только оперы, песни или оратории, которые имеют литературно-сюжетную основу, но и симфонической музыки. Знаменитая французская пианистка М. Лонг рассказывает, что Дебюсси воспринимал музыку взрительно-литературных образах. Гейне говорит о музыкальном зрении — способности при каждом тоне видеть адекватную зрительнуюфигуру. Он описывает впечатления от концерта великого скрипача: «...с каждым новым взмахом егосмычка предо мною вырастали зримые фигуры и картины; языком звучащих иероглифов Паганинирассказывал мне множество ярких происшествий...» (Гейне. Т. 6. 1958. С. 369) Воображение Гейне трансформировало музыкальные образы в зрительные и литературные. И в этом нет нарушения норм музыкального восприятия. Характер ассоциаций при музыкальном восприятииобусловлен направлением одаренности человека, его опытом, арсеналом художественных и жизненных впечатлений, хранимых памятью. Художественному восприятию присуща ассоциативность. Круг ассоциаций обширен: Аналогии с известными фактами художественной культуры и жизненными переживаниями. Ассоциации обогащают восприятие музыки, оно становится полнее, объемнее. Внемузыкальные ассоциации музыки благодаря ее ритму породнены с жестом, танцевальностью. Хореографическое «прочтение» помогает углублению музыкального восприятия. Художественное восприятие имеет три временных плана: рецепция настоящего рецепция прошлого рецепция будущего Каждый вид искусства является исполнительским. Например, при литературном восприятии в одном лице сочетаются: исполнитель («для себя»)Исполнительство, в томчисле «для себя», имеет свой стиль. реципиент Рецепционная установка Опирающаяся на предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в нашем сознании предыдущим опытом, предварительная настроенность на восприятие, действующая на протяжении всего процессахудожественного переживания. Рецепционной установкой объясняется то, что при исполненииПрокофьевым впервые в России пьесы австрийского композитора Шенберга в 1911 г. в зале стоял хохот; в 1914 г. Вторую сонату самого Прокофьева в рецензии назвали «дикой оргией гармонических нелепостей»; в конце 30-х годов «сумбуром вместо музыки» называли произведения и Прокофьева и Шостаковича.Появление новых музыкальных идей, именуемых «новой музыкой», коренные изменения в понятии гармонии происходят циклически (примерно раз в триста лет). Для понимания нового в искусстве: требуется готовность не цепляться за старую установку, способность ее модернизировать непредвзято воспринимать произведение во всей его необычности и исторической оригинальности. Обновление искусства, появление новых средств и принципов творчества не умаляет значения эстетических ценностей прошлого. Шедевры остаются вечными современниками человечества, и их художественный авторитет — исходная установка их восприятия. Рецепционная настроенность складывается благодарярецепционному предварению. Последнее содержится в названии произведения и в сопровождающих его определениях и пояснениях. Предваряющая информацияобусловливает уровень ожидания и определяет некоторые стороны рецепционной установки. Носитель, гарант, выразитель целостности произведения — обусловливаетнастрой воспринимающего на определенную эмоционально-эстетическую волну. Стиль рецепционно - информативен и обозначает потенциал восприятия — готовность усвоить определенный объем смысловой и ценностной информации. СТИЛЬ Рецепционная установка порождает рецепционное ожидание Ожидание включает в себя стилистическое настраивание и жанровое ориентирование восприятия. Характер рецепции и интерпретации обусловливаются типом текста. Эйзенштейн отмечал: «Аудитория так стилистически воспитана на комедиях Чарли Чаплина или Харпо Маркса, что любую их вещь уже авансом воспринимает в их стилевом ключе. Но из-за этого произошлонемало трагедий при переходах автора от одного жанра к другому. Если комик хочет, например, начать работать в драме или патетик хочет перейти на комический жанр, они должны считаться с этимявлением» (Эйзенштейн. 1966. С. 273).

Приложенные файлы

  • ppt 19015068
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий