tema2

Тема 2
·
·
МИР И ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО
ВОСТОКА И В СИСТЕМЕ АНТИЧНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Занятие проводится в форме обсуждения докладов и содокладов
План 1

Философия Древнего Востока: философские школы в древнем Китае и древней Индии.
Космологизм ранней греческой философии, ее натурфилософский период (Фалес, Гераклит, Парменид, Анаксагор, Левкипп и Демокрит).
Антропологический период древнегреческой философии (софисты, Протагор, Горгий). Человек как “мера всех вещей”.
Развитие философских представлений о человеческой субъективности как особой действительности в суждениях Сократа. Сократ и время.

Литература
1. Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. Ч.1., 1969 – 1972 (высказывания философов о философии).
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.– Часть 2, 3.
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.–Темы: ХI –ХIХ.
4. Лосев А.Ф. История античной философии в кратком изложении. - М., 1989.
5. Кессиди Ф.И. Сократ. - М., 1976.
6. Толстых В.И. Сократ и мы. - М., 1981.– Раздел 1.
7. Эдвард Радзинский. Беседы с Сократом. - М., 1982. Пьесы.

Творческие и тестовые задания
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
1. Каковы особенности философии Древнего Востока?
2. Какой исторический период охватывает античная философия?
Чем объясняются в ее развитии периоды зарождения, расцвета, упадка?
3. Софисты считали, что критерием существующего является человек. «Человек - мера всех вещей» - утверждал Протагор. Этим самым впервые была заложена идея относительности всех человеческих понятий, этических норм, оценок. Какой положительный смысл она в себе содержала?
4. Сократ считал, что науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается - познание самого себя и своих дел, определение цели своей деятельности, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное. Можно ли полностью согласиться с рассуждениями Сократа?
Вопросы
Варианты ответов

Укажите правильные ответы.

Античные натурфилософы ставили перед собой задачу найти...
Миропорядок в мире.


Миропорядок в истории


Первоначало всего сущего как единого бытия


Причины возникновения многого из единого.

В греческом языке понятие «логос» многозначно. В каком значении его употреблял Гераклит?
Учение.


Слово.


Закон (установление).


Речь.


Для чего нужно (по Сократу) человеку познавать самого себя?
Чтобы знать, кто ты есть.


Чтобы лучше понимать других.


Чтобы стремиться быть лучше чем ты есть.


Чтобы лучше понимать окружающих.


Темы докладов, сообщений:
Буддизм и конфуцианство как выражение характерных черт философии Древнего Востока.
Понятие макрокосма и микрокосма в досократический период греческой философии.
Учение о бытии Парменида и его значение.
Сократ и время.
План 2
Философия Платона, его учение об идеях («Эйдосах»). Диалог как форма развития философской мысли.
Аристотель и его учение. Осмысление оснований бытия мира и человека в философии Аристотеля.
3. Этическое учение Эпикура и стоиков.

Литература
1. Асмус Ф. Античная философия. - М., 1976.– Гл. 4 -7.
2. Платон. Протагор. Апология Сократа. Пир. Диалоги. - М., 1965.
3. Аристотель. «О душе». Соч. В 4 т. Т. 1. - М., 1975.
4. А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.–Темы 21 – 29.

Творческие и тестовые задания
Вопросы для обсуждения и самопроверки
1. На примере диалогов «Протагор» и «Пир» раскройте общие особенности философского учения Платона. Чем примечательна его постановка проблемы человека?
2. Известно, что Платон с недоверием относился к «наивно-реалистическому» непосредственному восприятию чувственного внешнего мира, что природа (благодаря своим чувствам) сделала людей «узниками пещеры», что мир надо стремиться видеть “очами разума”. Имеют ли эти рассуждения Платона положительное значение? Как надо их понимать?
3. Философия изучает «начала и причины всего сущего... поскольку они берутся как сущее!» - считал Аристотель. Главный вопрос для него состоял в том, существуют ли самостоятельные, «неподвижные и вечные сущности»? Какую философскую проблему впервые сформулировал Аристотель?

Вопросы
Варианты ответов

Укажите все правильные ответы.

1. Какие обоснования дает Платон своему учению об идеях?
Идеи есть истинные сущности вещей, их причины.


Идеи есть то, что не существует в действительности.


Идеи – «зримые умом» формы вещей, они бестелесны, вечны и неизменны.


Идеи – общее индивидам данного рода сущее и должное.


2. Для каких новых научных дисциплин заложил основы Аристотель?
Физика.


Логика.


Биология.


Психология.


3. Для Эпикура главным является вопрос о судьбе человека и его счастье. Каковы (по Эпикуру) отличительные признаки счастливой жизни человека?
Чувственное удовольствие.


Отсутствие страдания.


Наличие богатства.


Отсутствие страха и тревоги.


Темы докладов, сообщений:
1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона.
2. Особенности сократического диалога.
3. Осмысление бытия мира и человека в философии Аристотеля.
4. Отличительные черты этики Эпикура и стоиков.







Ключевые понятия:

«физис»
апейрон

брахман
“благородные истины”

веды
“жень”

буддизм
благородный муж

индуизм
“инь” и “янь”

дао
Бог

конфуцианство
натурализм

космологизм
первопричина

стихия
космос

первооснова
хаос

идея
логос


Информация к размышлению
Становление философского сознания
в Древней Индии
“Веденский” период (XII – VII вв. до н.э.)
“Брахманский” период (IX – VII вв. до н.э.)
Возникновение джайнизма и буддизма (VI вв. до н.э.)


Основные направления развития философского сознания
Древнего Китая
“Даосизм”
“Конфуцианство”
“Моизм”

(VI - V вв. до н.э.)
(VI – V вв. до н.э.)
(V в. до н.э.)


Особенности становления философского сознания
в Древней Греции

Первые великие письменные памятники “Илиада”, “Одиссея”, “Теогония” (VIII – VII вв. до н.э.)
Орфическая предфилософия (VII – VI вв. до н.э.)
Первые греческие мудрецы (“семь мудрецов”) (VII – VI вв до н.э.)
Ранние греческие “фисиологи” (VI в. до н.э.)


Периодизация античной философии
Натурфилософский период (“натуралисты” и философы “физиса”) – VI в. до н.э.
Антропологический период (софисты, Сократ) – V в. до н.э.
Классический период (Платон, Аристотель) – V – IV вв. до н.э.
Время эпохи эллинизма и философии Рима – III - I вв. до н.э.
Период формирования христианской философии в эпоху Римской империи - I в. до н.э. – V в. н.э.

Основные проблемы
проблема «удивления» перед тем, что есть (Что есть человек? Что есть мир? Почему есть многое, а не одно?);
проблема мирообъяснения в античной космологии;
проблема поиска истины и блага в деятельности разума (Сократ);
проблема диалогического развития философской мысли (Платон);
проблема субстанциональности бытия (бытие как единое – Парменид, бытие и небытие – Платон, бытие как множественность и разнообразность смыслов – Аристотель);
проблема понятия «полноты бытия» (в смысле быть «наилучшим» среди людей как философский идеал мудрости и свободы).



Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 815

Приложенные файлы

  • doc 19016992
    Размер файла: 69 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий